Библиотерапия

Библиотерапия – это метод психотерапии, который использует литературу как одну из форм лечения словом. Библиотерапия владеет мощным, общедоступным населению инструментом, способствующим формированию у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Это книга.

Книги оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. Одни успокаивают, другие тонизируют, дарят бодрость и хорошее настроение. Книги могут играть и отвлекающую роль: во время чтения человек забывается, тягостные мысли покидают его. Очень важно, чтобы в руки читателю попали издания, которые помогут ему почувствовать красоту и мудрость окружающего мира, найти в себе силы противостоять трудностям, стать оптимистом.

Целебно действуют на больных остроумные книги, юмористическая и сатирическая литература. Чтение таких книг вызывает у людей смех и радость. А подобные эмоции стимулируют защитные силы и повышают сопротивляемость организма. Считается, что трехминутный смех оказывает на организм такое же благотворное влияние, как и пятнадцатиминутная гимнастика.

Однако влияние тех или иных жанров литературы на психику человека явление весьма индивидуальное. Например, литература трагедийного жанра вызывает у людей всплеск эмоций, даже накал страстей. Не все категории читателей могут адекватно воспринять подобную литературу: на одних она действует разрушающе, в то же время другая категория читателей, сопереживая героям, чувствует своего рода очищающее воздействие трагедии.

Наиболее выраженным успокаивающим воздействием обладают произведения сентиментального и романтического характера. Чтение книг, в которых действуют благополучные герои, способствует нервно-психической разрядке, создает у читателей спокойное и ровное настроение, снимает последствия стрессов, нормализует процессы торможения. Важно отметить, что классическая литература своим ровным, плавным ритмом, красочным описанием пейзажей, медленным развитием сюжета, высокими идеалами и помыслами героев дает надежду на лучшую жизнь, на выздоровление.

Читательская деятельность на современном этапе является, во-первых, одной из важнейших форм социализации личности, приобщения его к социальному опыту человечества; во-вторых, средством умственного труда, познания, общения и духовного развития, пронизывающего всю систему непрерывного образования; в-третьих, читательская деятельность превращается в непосредственную производительную силу интеллектуального и духовного развития человека и человечества в целом.

Image

Чтение – это искусство

У всех народов слово и письмо – нечто священное и магическое. Умение читать и писать у большинства народов считалось священными тайными искусствами, заниматься которыми имели право только жрецы. Мы можем лишь смутно представлять, что значило в древних культурах владение секретом письма среди неграмотного народа! Это значило быть избранником, обладать властью, белой и черной магией, талисманом и волшебной палочкой.

С точки зрения общественных интересов далеко не безразлично, что читает современное человечество, какова нравственная и познавательная ценность книг, составляющих круг чтения представителей различных социальных слоев населения.

Книга как часть культуры позволяет человеку развивать внутренний мир, оперативно реагируя на социальные требования, осознавая их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор.

Основные направления психотерапевтического воздействия книги на личность

С древних времен литература выполняла cоциально-психологические функции, такие как культурно-просветительная, образовательная, досуговая, библиотерапевтическая (в скрытой, неопределенной форме) и т.д. Другое дело – степень их развитости, их наполнение конкретным содержанием, приоритет отдельных функций в конкретный отрезок времени с учетом индивидуальных психологических качеств личности.

Классическая художественная литература, в том числе русская, обладает огромным потенциалом, обеспечивающим разнообразные способы воздействия на социальную сущность человека. Она способствует формированию устойчивых взглядов на мир, учит человеколюбию, критическому отношению к себе, развивает любовь к чтению, обогащает духовный мир личности.

Критическая литература и публицистика помогают правильно воспринимать события, устраняют зависимость от чужих авторитетов, помогают связать события личной жизни с актуальными событиями общественной жизни. Специалисты отдают предпочтение классическому литературоведению и публицистике, которые прошли проверку временем, доказали правильность своих позиций И поэтому оказывают сильное воздействие даже на скептиков, растерянных людей.

Благодаря юмористической и сатирической литературе читатели успешно учатся более широкому, объективному взгляду на себя и на других людей, а также своеобразной психологической защите. Суть юмора – обнаружение смешных сторон в любых явлениях, даже неприятных, что является предпосылкой для их более здравого восприятия. Юмор позволяет людям более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера. Он может научить технике более совершенного общения.

Сборники афоризмов содержат в себе наиболее ясные образы, отточенные идеи, нередко парадоксальные в своей законченности, категоричности. Читая их, человек привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, жизненным катаклизмам.

В течение своего многовекового существования фольклор (в том числе сказки) претерпел особый отбор. Новому поколению передавались лишь те из произведений, которые принимало большинство людей и которые отвечали основным психическим потребностям человека. Особое значение данный вид литературы имеет при работе с детьми, позволяя осознавать основные жизненные проблемы, устанавливать контакты с родителями и сверстниками. Сказка повышает интерес к окружающему миру, уводит от проблем, невротических фиксаций на пережитом, способствует удовлетворению коммуникативных потребностей, приглушает чувство неполноценности.

Научно-фантастическая литература, доводя до крайности в своем изображении некоторые способности человека, ситуации, отношения, позволяет читателю лучше понять и принять экстремальность ощущений, чувств, влечений, стимулирует продуктивность его поведения.

Детективная и приключенческая литература популярна и доходчива. В детективе конденсируются многие обыденные явления жизни. Важное значение имеют следующие ее черты: внимание к негативным чувствам, тренировка интуиции, раскрытие тайны как способ познания действительности, «обязанность» читателя подозревать всех, разоблачение романтического восприятия жизни, фальшивых морали и порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом часто скрываются грязь и корысть. Такая специфика произведения побуждает читателя к смелости, риску, находчивости.

Близки по характеру воздействия к детективам мемуары и литература о первой и второй мировых войнах.

Драматургия оказывает сильное влияние на некоторых людей благодаря большой концентрации, координированности действий и наглядности. При чтении пьесы человеку легче отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса оставляет больше свободы для самостоятельной работы, учит диалогу, правилам общения.

Специальная научная литература дает объективную картину окружающего мира, помогает лучше понять себя, осознать потребность в психосоматической помощи, стимулирует нормальные психические процессы.

Специальная медицинская литература, являясь разновидностью научной, обладает следующими социально-психологическими функциями: дает знания, достаточные для правильной, оптимистической ориентации, устраняет неправильные представления об имеющихся у человека психических нарушениях, стимулирует общую активность читателя.

Научно-популярная литература может выполнять те же функции, что и научная, но с менее подготовленными читателями, и дает им более общие представления.

Педагогическая литература может применяться наряду с другой научной литературой с целью тренировки, коррекции, развития различных качеств личности, преодоления конкретных трудностей.

Юридическая литература дает возможность разобраться в причинах многих проблем, возникающих в результате неправильных действий, как собственных, так и окружающих людей. Данный вид литературы помогает читателю оценить степень опасности девиантногo поведения.

Философская литература помогает получить разносторонние представления о себе, других людях, окружающем мире в целом. Она дает возможность понять неизбежность определенного конфликта между внешним миром и внутренним. Это понимание дает спокойствие, вносит конструктивность в деятельность человека.

956785678.jpg

При чтении в сознании читающего происходит отбор мыслей, фактов, событий, это работает подспудно, независимо от желания или нежелания.

Трудность или доступность понимания книги во многом зависит от уровня образования читателя, его профессиональной принадлежности, определенной направленности его интересов, его мировоззрения.

Талантливый читатель не ограничивает себя рамками специальности, ему чужда односторонность, та самая односторонность, которая показывает нам мир под одним лишь углом зрения избранной нами специальности.

Искусство чтения

Навык чтения является одной из составляющих культуры чтения.

Навык – это сформированное, автоматически осуществляемое умение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Чтение – это искусство, это труд, с помощью которого человек овладевает новыми знаниями о мире, находит новых друзей, отдыхает и получает поддержку.

Цели чтения могут быть самые различные.

Низшую группу целей составляет чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей; чтение «для развлечения», когда возникает, например, вопрос: Чем заняться? Почитать что-нибудь или в картишки перекинуться? Сюда же можно отнести и ряд сходных целей, вплоть до чтения «чтобы заснуть».

Высшую группу целей чтения составляет:

1) чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т.д. (таково чтение газет, брошюр, некоторых книг, писем, новых книг по специальности и т. д.);

2) чтение для известного нравственного, «волевого» воздействия на душу, «воодушевляющее» чтение (речь идет о книгах, которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы, подымают настроение, побуждают к борьбе);

3) чтение крупных произведений искусства (такое чтение – не развлечение, как думают некоторые, это важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувств);

4) чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса;

5) чтение для самообразования.

Чтение книг

Способы чтения подразделяются на группы. Главные из них.

Первая группа.

1) можно «перелистать» книгу;

2) можно просмотреть, «пробежать» ее (при этом умелый читатель схватывает наиболее существенное вообще или наиболее важное для него – главные мысли, факты и т.д.);

3) есть медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками; например, в историческом романе опускают вставки из истории, в «Илиаде» так называемый «каталог кораблей».

4) есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом;

5) наконец, можно читать книгу «с проработкой» ее содержания. (этот способ лучшая школа чтения; кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той степени умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.)

Вторая группа – пассивное и активное чтение.

При пассивном чтении мы как будто совсем отдаемся на волю автора. Ни критики, ни даже отчетливой оценки. Мы просто переживаем его мысли, чувствования, образы; сливаемся на время с его личностью, смотрим его глазами, углубляемся в его переживания. Живем в его мире, на время забывая о себе, о своем «Я». Кто любит стихи, тот пусть вспомнит, как он читает любимое стихотворение любимого автора.

При активном чтении, наоборот, наше «Я» постоянно сознает себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по-своему, делает выводы и т.д. Типичный случай чтение статьи, противоречащей нашим взглядам.

Третья группа – поверхностное и углубленное чтение.

Поверхностное чтение сопровождается минимальной дyшевной работой – часто ровно настолько, сколько требуется, чтобы кое-как понять, о чем идет речь. Об усвоении, конечно, тут не может быть и речи.

В результате глубокого чтения содержание книги должно «усвоиться» нами, стать «своим», стать составной частью в содержании нашей личности, поскольку мы с ним согласны. Таким образом хорошо «усвоенная» книга может определить известную сторону личности, и поскольку эта сторона проявляется в действительности – саму деятельность человека. Известны случаи, когда глубоко прочитанная, продуманная и прочувствованная книга определяла всю жизнь человека. Чем больше элементов душевной жизни вовлекается в работу при чтении, чем более устанавливается связей между тем, что мы читаем, и тем, что уже имеется в сознании и чувствах, тем чтение глубже.

Культура чтения включает в себя:

  • осознанный выбор тематики чтения;
  • ориентировку в источниках, прежде всего в системе библиографических пособий и библиотечных каталогов;
  • систематичность и последовательность чтения, выбор конкретной книги;
  • умение ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого понимания прочитанного;
  • умение применять на практике полученную из литературы информацию;
  • владение техническими приемами, обеспечивающими закрепление и использование прочитанного (выписки, конспекты, организация картотек и т.п.).

Тест «Вы и книга»

Подчеркните наиболее подходящий для вас ответ на каждый из поставленных вопросов.

1. Как вы поступите, когда узнаете, что имеющаяся у вас научно-техническая книга вышла вторым изданием с некоторыми изменениями и дополнениями?

  • Приобретете ее (в).
  • Ограничитесь тем, что полюбопытствуете, что нового появилось в этой книге (а).
  • Оставите этот факт без внимания (б).

2. Если вам в руки попадет книга по вашей специальности на иностранном языке, какое чувство вы испытываете?

  • Сожаление, что не знаете язык (а).
  • Уверенность, что если книга нужная, ее со временем переведут (б).

З. Бывая в командировках или отпуске в иных городах, заходите ли там в книжные магазины?

  • Обязательно (в).
  • Иногда (а).
  • Нет (б).

4. Читаете ли научную фантастику?

  • С удовольствием (а).
  • Считаете это напрасной тратой времени (б).

5. Вы предпочитаете:

  • Читать в позднее время, когда никто и ничто вам не мешает (а),
  • Время чтения не имеет для вас значения (б).

6. По какому принципу вы отбираете книги для чтения?

  • Читаете, что придется (б).
  • Отдаете предпочтение профессиональной литературе (а).
  • Следите за всеми книжными новинками как в области науки и техники (или профиля вашей работы), так и в мире художественной литературы и искусства (в).

7. Вы прочли книгу неизвестного автора, которая вам понравилась во всех отношениях; ваши дальнейшие действия:

  • Постараетесь узнать, какие книги есть еще у этого автора, и затем достанете их и прочтете (в).
  • Скажете себе, что если книга этого автора попадется вам на глаза, надо будет прочитать и ее (б).

8. Неясные места в книге вы:

  • Пропустите (б);
  • Возьмете на заметку и постараетесь выяснить (а).

9. Книга написана неинтересно, «суконным» языком, но по каким-то причинам вам нужно знать ее содержание. Как поступите?

  • Махнете рукой и читать не станете (б).
  • Пролистаете «с пятого на десятое (а).
  • Заставите себя прочесть без пропусков (в).

10. Пропагандируете ли прочитанную и заинтересовавшую вас книгу среди знакомых и коллег?

  • Нет (б).
  • Непременно (в).
  • Если придется к слову (а).

11. Читаете ли в газетах и журналах рецензии на интересующие вас книги?

  • Да (в).
  • Нет (б).

12. Прочитав книгу и соглашаясь или не соглашаясь с автором, испытываете ли вы желание написать отзыв или, скажем, выступить на читательской конференции?

  • Никогда (б).
  • Временами (а).

1З. Как вы пополняете свою библиотеку?

  • Как придется (б).
  • По определенной тематике (а).

14. Приобретаете ли книги, которые вам лично неинтересны, но зато «MOДHЫда еще изданы в хорошем переплете?

  • Нет (а).
  • Да (б).

Обработка результатов теста

За каждый ответ «а» - два балла,

За каждый ответ «б» - один балл,

За каждый ответ «в» - три балла.

Итак, к какой категории книголюбов вы принадлежите?

До 16 баллов.

Судя по всему, новая книга редко попадает вам в руки и не доставляет вам радости. Вообще же к книгам вы обращаетесь либо по служебной необходимости, либо чтобы «убить время». Если у вас есть домашняя библиотека, то это скорее элемент интерьера вашей квартиры, чем духовная потребность. Комментарии здесь излишни.

От 16 до 25 баллов включительно.

Вы следите за новинками по мере возможности, охотно читаете рекомендованную кем-либо книгу, предпочтение все же отдаете литературе, непосредственно относящейся к вашей профессии. Фонд домашней библиотеки строится по тому же принципу. Покупаете книги и «по случаю».

Свыше 25 баллов.

Книги – ваше увлечение. Нет и речи, чтобы ограничивать ceбя только профессиональной литературой и новинками. Вы регулярно посещаете книжные магазины и библиотеки. Временами любите перечитывать классиков. Фонд для своей библиотеки подбираете старательно ничего лишнего, случайного. Вы книголюб в полном смысле этого слова.      

Источник: Библиотерапия: Полный курс: учеб.пособие/Ю.Н. Дрешер.- М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 560 с.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск