Эта техника была придумана Джозефом Лафтом и Харрингтоном Ингамом в 1950 году. Это техника, позволяющая людям лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и тем, как их воспринимают окружающие.
В соответствии с методикой, у каждого человека имеются четыре зоны (окна): Открытая, Закрытая, Слепая и Неизвестная.
Открытое окно включает в себя информацию, которую мы о себе знаем и представляем ее другим – как наше имя, некоторые наши привычки и качества.
Закрытое окно описывает информацию, которую мы о себе знаем, но другим не сообщаем. Сюда включается та информация, которую мы хотели бы сохранить в тайне от других.
Слепое окно описывают информацию, которая известна другим, но неизвестна нам. Сюда входит то, как мы воспринимаем человека со стороны, в то время как он сам не имеет ни малейшего об этого понятия.Неизвестное окно включает ту информацию, которая неизвестна ни нам, ни другим людям.
-
- Путём опросов окружающих и самотестирования можно заполнить окно Джохари, после чего можно осознанно заняться расширением открытой зоны следующими способами:
- Уменьшить спрятанную зону, публично демонстрируя известные самому себе качества, и, таким путём, проявиться для окружающих с ранее неизвестной для них стороны.
- Уменьшить слепую зону, задавая вопросы о себе окружающим людям и анализируя обратную связь.
- Уменьшить неизвестную зону, составив список качеств, которые хотелось бы приобрести, наметив пути их приобретения и реализовав намеченное.
- Уменьшить неизвестную зону (от противного), узнав у окружающих, какие качества, по их мнению, в наименьшей степени соответствуют вам (чего, по-вашему, мне не хватает?), и далее обрести эти качества.
Сначала необходимо описать себя прилагательными из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам.
-
- Веселый,
- Взрослый,
- Внимательный,
- Возмужавший,
- Гордый,
- Дружественный,
- Доверчивый,
- Заботливый,
- Зависимый,
- Задумчивый,
- Застенчивый,
- Здравомыслящий,
- Знающий,
- Идеалистический,
- Изобретательный,
- Интравертный,
- Ищущий,
- Любовеобильный,
- Мечтательный,
- Мудрый,
- Надежный,
- Напористый,
- Напряженный,
- Независимый,
- Нервный,
- Осторожный,
- Остроумный,
- Отважный,
- Отзывчивый,
- Помогающий,
- Понимающий,
- Преданный,
- Приспосабляющийся,
- Радостный,
- Расслабленный,
- Рациональный,
- Религиозный,
- Скромный,
- Слабый,
- Сложный,
- Собранный,
- Сочувственный,
- Спокойный,
- Спонтанный,
- Счастливый,
- Талантливый,
- Тихий,
- Уверенный,
- Умный,
- Упорный,
- Храбрый,
- Чувствительный,
- Щедрый,
- Экстравертный,
- Энергичный
Далее берем лист бумаги, делим его вертикально пополам и горизонтально пополам. Получится четыре «окна» (части).
-
- В левое верхнее («Открытое Я») пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и общественном.
- В левое нижнее («Закрытое Я») – слова, которые есть только в собственном списке.
- В правое верхнее («Слепое Я») – слова, которые есть только в общественном списке.
- В правое нижнее («Неизвестное Я») – слова, которых нет ни в одном списке.
Размер «окон» (кол-во слов в этой части) может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большим является открытое окно. Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим может являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или закрытое (если мы списываем под партой!).
Поделитесь статьей с друзьями