Статьи по психологии

Техника «Окно JOHARI»

Эта техника была придумана Джозефом Лафтом и Харрингтоном Ингамом в 1950 году. Это техника, позволяющая людям лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и тем, как их воспринимают окружающие.

В соответствии с методикой, у каждого человека имеются четыре зоны (окна): Открытая, Закрытая, Слепая и Неизвестная.

Открытое окно включает в себя информацию, которую мы о себе знаем и представляем ее другим – как наше имя, некоторые наши привычки и качества.
Закрытое окно описывает информацию, которую мы о себе знаем, но другим не сообщаем. Сюда включается та информация, которую мы хотели бы сохранить в тайне от других.

Слепое окно описывают информацию, которая известна другим, но неизвестна нам. Сюда входит то, как мы воспринимаем человека со стороны, в то время как он сам не имеет ни малейшего об этого понятия.Неизвестное окно включает ту информацию, которая неизвестна ни нам, ни другим людям.

    1. Путём опросов окружающих и самотестирования можно заполнить окно Джохари, после чего можно осознанно заняться расширением открытой зоны следующими способами:
    2. Уменьшить спрятанную зону, публично демонстрируя известные самому себе качества, и, таким путём, проявиться для окружающих с ранее неизвестной для них стороны.
    3. Уменьшить слепую зону, задавая вопросы о себе окружающим людям и анализируя обратную связь.
    4. Уменьшить неизвестную зону, составив список качеств, которые хотелось бы приобрести, наметив пути их приобретения и реализовав намеченное.
    5. Уменьшить неизвестную зону (от противного), узнав у окружающих, какие качества, по их мнению, в наименьшей степени соответствуют вам (чего, по-вашему, мне не хватает?), и далее обрести эти качества.

Сначала необходимо описать себя прилагательными из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

    1. Веселый,
    2. Взрослый,
    3. Внимательный,
    4. Возмужавший,
    5. Гордый,
    6. Дружественный,
    7. Доверчивый,
    8. Заботливый,
    9. Зависимый,
    10. Задумчивый,
    11. Застенчивый,
    12. Здравомыслящий,
    13. Знающий,
    14. Идеалистический,
    15. Изобретательный,
    16. Интравертный,
    17. Ищущий,
    18. Любовеобильный,
    19. Мечтательный,
    20. Мудрый,
    21. Надежный,
    22. Напористый,
    23. Напряженный,
    24. Независимый,
    25. Нервный,
    26. Осторожный,
    27. Остроумный,
    28. Отважный,
    29. Отзывчивый,
    30. Помогающий,
    31. Понимающий,
    32. Преданный,
    33. Приспосабляющийся,
    34. Радостный,
    35. Расслабленный,
    36. Рациональный,
    37. Религиозный,
    38. Скромный,
    39. Слабый,
    40. Сложный,
    41. Собранный,
    42. Сочувственный,
    43. Спокойный,
    44. Спонтанный,
    45. Счастливый,
    46. Талантливый,
    47. Тихий,
    48. Уверенный,
    49. Умный,
    50. Упорный,
    51. Храбрый,
    52. Чувствительный,
    53. Щедрый,
    54. Экстравертный,
    55. Энергичный

Далее берем лист бумаги, делим его вертикально пополам и горизонтально пополам. Получится четыре «окна» (части).

    1. В левое верхнее («Открытое Я») пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и общественном.
    2. В левое нижнее («Закрытое Я») – слова, которые есть только в собственном списке.
    3. В правое верхнее («Слепое Я») – слова, которые есть только в общественном списке.
    4. В правое нижнее («Неизвестное Я») – слова, которых нет ни в одном списке.

Размер «окон» (кол-во слов в этой части) может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большим является открытое окно. Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим может являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или закрытое (если мы списываем под партой!).

Поделитесь статьей с друзьями

Поиск