Медицинская психология

Основы психогигиены и психопрофилактики

Термином «гигиена» обозначают обычно учение о здоровье, науку о сохранении и поддержании здоровья.

Человеческая психика, формы человеческих взаимоотношений, тем более в современном обществе, настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел гигиены, который получил название психогигиены.

Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней.

Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то основной задачей психогигиены является формирование и поддержание психического здоровья.

Психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья.

Психогигиена связана также с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы, способствующие лечению возникших заболеваний и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности, которые однако в той или иной степени выходят за пределы гармонии и могут привести к ее нарушению.

Психогигиена

Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.

Разделы психогигиены

Психогигиена труда;

Возрастная психогигиена;

Психогигиена воспитания и обучения;

Психогигиена семьи и половой жизни;

Психогигиена отдыха и быта;

Психогигиена пациента;

Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.

Психогигиена труда

Обеспечение профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям.

Возрастная психогигиена

В раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д.

В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон и т.д.

В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются - дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.

В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.

В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, возможное сохранение профессиональной активности и т.д.

Психогигиена семьи и половой жизни

наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;

умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей,

отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;

удовлетворенность сексуальными отношениями;

умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;

уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.

Психогигиена пациента

Пациенту должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников.

Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.

При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания.

Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с медработниками, согласию на необходимые процедуры и методы исследования.

В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).

Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков

  • доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
  • распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
  • воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
  • уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
  • строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
  • организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
  • создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психопрофилактика

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Психопрофилактика (греч. psyche душа + профилактика) – отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.

Виды психопрофилактики

Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания.

Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания.

Психопрофилактика позднего возраста

К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:

а) социальная активность;

б) возможность применять и передавать накопленный опыт;

в) сохранять работу или производственные контакты;

г) вести активный образ жизни;

д) постепенно готовить человека к пенсии;

е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.

Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:

а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;

б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.

Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:

а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;

б) рациональную длительность пребывания в стационаре;

в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;

г) полноценную социальную адаптацию.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия.

Задачи психотерапии – купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

Методы психотерапии могут быть использованы в индивидуальной или групповой форме:

суггестивные (гипноз и другие формы внушения);

психоаналитические;

гуманистические;

поведенческие.

Направления в психотерапии

По количеству участников:

Индивидуальная – психотерапевт работает с одним пациентом.

Групповая – специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении и т.д.

При применении этого метода происходит влияние психотерапевта сразу на группу больных, а также влияние пациентов друг на друга. Общий принцип – сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Одной из ее форм является лечение «психодрамой», при которой больными разыгрываются значимые для них сцены. Один из участников или целая группа играет те роли, которые пациентам трудно играть в обычной жизни. Применяется при подавляющем большинстве невротических расстройств.

Направления в психотерапии

  • когнитивная психотерапия;
  • поведенческая психотерапия;
  • рационально-эмоционально-поведенческая терапия;
  • динамическая (психоанализ),
  • гуманистическая (клиент-центрированная психотерапия — К. Роджерс);
  • экзистенциальная психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • психодрама (основатель - Я. Морено);
  • транзактный анализ (основатель - Э. Берн).

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск