Термином «гигиена» обозначают обычно учение о здоровье, науку о сохранении и поддержании здоровья.
Человеческая психика, формы человеческих взаимоотношений, тем более в современном обществе, настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел гигиены, который получил название психогигиены.
Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней.
Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то основной задачей психогигиены является формирование и поддержание психического здоровья.
Психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья.
Психогигиена связана также с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы, способствующие лечению возникших заболеваний и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности, которые однако в той или иной степени выходят за пределы гармонии и могут привести к ее нарушению.
Психогигиена
Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.
Разделы психогигиены
Психогигиена труда;
Возрастная психогигиена;
Психогигиена воспитания и обучения;
Психогигиена семьи и половой жизни;
Психогигиена отдыха и быта;
Психогигиена пациента;
Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;
Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.
Психогигиена труда
Обеспечение профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.
Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям.
Возрастная психогигиена
В раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д.
В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон и т.д.
В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются - дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.
В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.
В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, возможное сохранение профессиональной активности и т.д.
Психогигиена семьи и половой жизни
наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;
умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей,
отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;
удовлетворенность сексуальными отношениями;
умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;
уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.
Психогигиена пациента
Пациенту должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников.
Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.
При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания.
Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с медработниками, согласию на необходимые процедуры и методы исследования.
В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).
Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков
- доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
- распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
- воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
- уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
- строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
- организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
- создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.
Психопрофилактика
Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.
Психопрофилактика (греч. psyche душа + профилактика) – отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.
Виды психопрофилактики
Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания.
Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания.
Психопрофилактика позднего возраста
К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:
а) социальная активность;
б) возможность применять и передавать накопленный опыт;
в) сохранять работу или производственные контакты;
г) вести активный образ жизни;
д) постепенно готовить человека к пенсии;
е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.
Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:
а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;
б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.
Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:
а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;
б) рациональную длительность пребывания в стационаре;
в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;
г) полноценную социальную адаптацию.
Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия.
Задачи психотерапии – купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.
Методы психотерапии могут быть использованы в индивидуальной или групповой форме:
суггестивные (гипноз и другие формы внушения);
психоаналитические;
гуманистические;
поведенческие.
Направления в психотерапии
По количеству участников:
Индивидуальная – психотерапевт работает с одним пациентом.
Групповая – специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении и т.д.
При применении этого метода происходит влияние психотерапевта сразу на группу больных, а также влияние пациентов друг на друга. Общий принцип – сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Одной из ее форм является лечение «психодрамой», при которой больными разыгрываются значимые для них сцены. Один из участников или целая группа играет те роли, которые пациентам трудно играть в обычной жизни. Применяется при подавляющем большинстве невротических расстройств.
Направления в психотерапии
- когнитивная психотерапия;
- поведенческая психотерапия;
- рационально-эмоционально-поведенческая терапия;
- динамическая (психоанализ),
- гуманистическая (клиент-центрированная психотерапия — К. Роджерс);
- экзистенциальная психотерапия;
- гештальт-терапия;
- психодрама (основатель - Я. Морено);
- транзактный анализ (основатель - Э. Берн).
Используемая литература.
- Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
- Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
- Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
- Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
- Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
- Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
- Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями