Медицинская психология

Введение в медицинскую психологию

Медицинская психология — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации пациентов.

Медицинская психология служит целям и задачам медицины – диагностике, лечению и предупреждению болезней.

Медицинскую психологию делят на:

Общую. Занимается изучением личности пациента, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

Частную. Изучает те же вопросы, что и общая медицинская психология только применительно к конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, гинекологии, психиатрии, фтизиатрии и т.д.

Медицинская психология изучает

    1. Роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний.
    2. Место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней.
    3. Состояние психики в процессе лечения заболевания, реакцию на медикаменты.
    4. Психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

История развития медицинской психологии

Э. Кречмер (1888-1964)

Эрнст Кречмер (1888-1964)

Немецкий ученый, психиатр, считается одним из родоначальников нового направления в психологии – медицинской психологии.

В 1921 г. – опубликовал книгу «Строение тела и характер».

В 1922 г. – опубликовал монографию «Медицинская психология». В ее основу автор положил свою теорию конституциональной психологии, центральное положение которой - тесная связь строения тела и психической жизни человека.


З. Фрейд (1856-1939)

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа, ученик знаменитого французского психоневролога Жана Мартена Шарко.

Создал первую развернутую теорию личности и оригинальный метод лечения невротических расстройств.

Автор многочисленных трудов: «Толкование сновидений», «Основные психологические теории в психоанализе», «Очерки по психологии сексуальности» и др.


Ф.М. Александер (1891-1964)

Франц Александер (1891-1964)

Венгерско–американский психоаналитик, один из создателей психосоматической медицины, основатель и лидер «Чикагской школы» психоанализа.

Именно его работы сыграли решающую роль в признании эмоционального напряжения значимым фактором возникновения и развития соматических заболеваний.

Выполнил цикл работ об эмоциональных причинах появления гипертонии и язвы желудка, ставших классикой психосоматики.


В.М. Бехтерев (1857-1927)

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Выдающийся российский невропатолог, психиатр, рефлексолог, физиолог и психолог.

В 1885 г. создал первую в России экспериментальную психофизическую лабораторию.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя В.М. Бехтерева.

В 1918 г. организовал и возглавил Государственный институт по изучению мозга и психической деятельности.

Автор книг: «Гипноз, внушение и психотерапия», «Рефлексология», «Мозг и его деятельность» и др.


П.Б. Ганнушкин (1875-1933)

Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933)

Русский психиатр и патопсихолог, ученик С.С. Корсакова и В.П. Сербского.

Автор концепции малой психиатрии.

Один из создателей системы психоневрологических диспансеров в стране.

Его труды: «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика», «Острая паранойя, клиническая сторона вопроса» и др.

П. Б. Ганнушкин описал признаки поведенческой патологии в виде склонности к дезадаптации, тотальности и стабильности.


В.Н. Мясищев (1893-1973)

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)

Российский психолог, невропатолог и психотерапевт, ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.

Проблематику медицинской психологии разрабатывал на протяжении всей своей научной деятельности.

Разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов.

Его труды: «Работоспособность и болезненные личности», «Личность и неврозы» и др.


Б.В. Зейгарник (1900-1988)

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)

Российский психолог, доктор психологических наук, ученица К. Левина.

Одна из основоположников отечественной экспериментальной патопсихологии.

В своей дипломной работе обнаружила факт преимущественного запоминания незавершенных действий, который вошел в мировую литературу как «эффект Зейгарник».

Её труды: «Патология мышления», «Личность и патология деятельности», «Основы патопсихологии» и др.


А.Р. Лурия (1902-1977)

Лурия Александр Романович (1902-1977)

Российский психолог, специалист в области дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга.

Один из создателей отечественной нейропсихологии.

Создал оригинальную методику исследования аффективных комплексов, которая стала предвестником созданных позже «детекторов лжи».

Внес важный вклад в развитие диагностики и классификации разных форм умственной отсталости.


Б.Д. Карвасарский (1904-1984)

Карвасарский Борис Дмитриевич (1931-2013)

Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный психотерапевт Министерства здравоохранения РФ.

Автор 12 монографий, главный редактор 5 энциклопедий и учебников, в том числе: «Психотерапевтическая энциклопедия», «Клиническая психология» и др.

Заложил основы широкой современной инфраструктуры психотерапевтической помощи населению.

Отрасли медицинской психологии

Патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой.

Патопсихология изучает психические расстройства экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании следующих данных:

1) для дифференциальной диагностики расстройств психики;

2) для установления меры выраженности психического дефекта в интересах экспертизы – медицинской, судебной, военной, трудовой и пр.;

3) для оценки эффективности производимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;

4) для анализа возможностей личности пациента с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств – в целях выбора психотерапевтических мероприятий проведения психической реабилитации.

Нейропсихология изучает заболевания центральной нервной системы, преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Нейропсихология рассматривает соотношение мозга и психики.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы – психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием.

Соматопсихология изучает психологические факторы, сопровождающие серьезные физические нарушения и тяжелые болезни (слепота, увечье, рак и т.п.)

В круг ее проблем входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы пациентов с различными заболеваниями, не относимым к неврологическим и психическим.

Психология инвалидности изучает психическое состояние больного человека, влияние болезни (инвалидности) на психику человека, а также разрабатывает методы лечения и реабилитации инвалидов.

Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.

Психогигиена – это раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения психических расстройств.

Также это набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение психических расстройств.

Психопрофилактика изучает причины, способствующие возникновению психических заболеваний, с целью их своевременного выявления и устранения.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задача коих — предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций.

Методы психогигиены и психопрофилактики включают:

1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;

2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;

3) информирование населения, и пр.

Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики — помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.

Психология посттравматического стресса изучает психологические аспекты затяжной или отсроченной реакции на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью человека.

Психологическая реабилитация – это система комплексных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию психических нарушений пациентов и инвалидов, а также людей, перенесших тяжелую психологическую травму.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия.

Психотерапия – это оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических. Это совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. Это влияние на психику пациента, в том числе на отношение к самому себе, к своему состоянию, другим людям, к окружению и жизни в целом.

Психотерапия может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Разделяют:

1) психотерапия клиническая, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы – гипноз, тренировка автогенная, внушение и самовнушение, терапия рациональная;

2) психотерапия личностная – индивидуальная и групповая – ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к окружению социальному и собственной личности.

Личностно ориентированная психотерапия широко применяет различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В психотерапии индивидуальной решающий фактор эффективности лечебных воздействий — психотерапевтический контакт терапевта и клиента, основанный на взаимном уважении и доверии, на способности терапевта к сопереживанию, эмпатии.

Как методы активирующего терапевтического воздействия широко применяются трудотерапия, психотерапия групповая, психотерапия семейная, способствующие повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Это новое направление в науке и практике, ориентированное на поддержание и развитие здоровья человека от рождения до смерти.

Психология здоровья лежит в основе валеологии – науки об индивидуальном здоровье.

Аспекты здоровья (по В.А. Ананьеву)

Потенциал тела – понимание и осознание потребностей своего тела, физическое развитие, гармоничное сексуальное развитие.

Потенциал чувств – цивилизованное выражение своих чувств, понимание и уважение чувств других.

Потенциал разума – способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться, умение приобретать объективные знания и использовать их в своей жизни.

Потенциал воли – способность человека к самореализации, умение ставить и достигать цели, выбирая адекватные средства.

Креативный потенциал – способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в своей жизнедеятельности.

Общественный потенциал – способность оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление повышать свою культуру общения, уровень коммуникативной компетентности.

Духовный потенциал – способность развивать свою духовную природу, воплощать в жизнь высшие ценности.

Цветок потенциалов здоровья

Психология здоровья, аспекты здоровья, потенциал здоровья

 

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск