Медицинская психология

Люди медитируют

Основы психогигиены и психопрофилактики

Оглавление

 

Термином «гигиена» обозначают обычно учение о здоровье, науку о сохранении и поддержании здоровья.

Человеческая психика, формы человеческих взаимоотношений, тем более в современном обществе, настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел гигиены, который получил название психогигиены.

Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней.

Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то основной задачей психогигиены является формирование и поддержание психического здоровья.

Психопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья.

Психогигиена связана также с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы, способствующие лечению возникших заболеваний и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности, которые однако в той или иной степени выходят за пределы гармонии и могут привести к ее нарушению.

Психогигиена

Психогигиена разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья.

Разделы психогигиены

  1. Психогигиена труда;
  2. Возрастная психогигиена;
  3. Психогигиена воспитания и обучения;
  4. Психогигиена семьи и половой жизни;
  5. Психогигиена отдыха и быта;
  6. Психогигиена пациента;
  7. Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;
  8. Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.
Психогигиена труда

Обеспечение профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям.

Возрастная психогигиена

В раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д.

В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон и т.д.

В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются - дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.

В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.

В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, возможное сохранение профессиональной активности и т.д.

Психогигиена семьи и половой жизни
  1. наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;
  2. умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей,
  3. отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;
  4. удовлетворенность сексуальными отношениями;
  5. умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;
  6. уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.
Психогигиена пациента

Пациенту должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников.

Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.

При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания.

Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с медработниками, согласию на необходимые процедуры и методы исследования.

В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).

Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков
  • доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
  • распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
  • воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
  • уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
  • строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
  • организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
  • создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психопрофилактика

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Психопрофилактика (греч. psyche душа + профилактика) – отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.

Виды психопрофилактики

  1. Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
  2. Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания.
  3. Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания.

Психопрофилактика позднего возраста

К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:

  • социальная активность;
  • возможность применять и передавать накопленный опыт;
  • сохранять работу или производственные контакты;
  • вести активный образ жизни;
  • постепенно готовить человека к пенсии;
  • систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.

Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:

  • учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;
  • предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.

Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:

  • своевременную диагностику и лечение заболеваний;
  • рациональную длительность пребывания в стационаре;
  • назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;
  • полноценную социальную адаптацию.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и организм пациента, путем вербального и невербального воздействия. Задачи психотерапии – купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.
Методы психотерапии могут быть использованы в индивидуальной или групповой форме:

  • суггестивные (гипноз и другие формы внушения);
  • психоаналитические;
  • гуманистические;
  • поведенческие.

Направления в психотерапии

По количеству участников:

  1. Индивидуальная – психотерапевт работает с одним пациентом.
  2. Групповая – специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении и т.д.

При применении этого метода происходит влияние психотерапевта сразу на группу больных, а также влияние пациентов друг на друга. Общий принцип – сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Одной из ее форм является лечение «психодрамой», при которой больными разыгрываются значимые для них сцены. Один из участников или целая группа играет те роли, которые пациентам трудно играть в обычной жизни. Применяется при подавляющем большинстве невротических расстройств.

Направления в психотерапии:

  1. когнитивная психотерапия;
  2. поведенческая психотерапия;
  3. рационально-эмоционально-поведенческая терапия;
  4. динамическая (психоанализ),
  5. гуманистическая (клиент-центрированная психотерапия — К. Роджерс);
  6. экзистенциальная психотерапия;
  7. гештальт-терапия;
  8. психодрама (основатель - Я. Морено);
  9. транзактный анализ (основатель - Э. Берн).

Используемая литература

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Скачать презентацию

Скачать - презентацию "Психогигиена."

 

Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Основы психогигиены и психопрофилактики". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Поделитесь информацией с друзьями.

 

Другие лекции в разделе "Медицинская психология"

  1. Введение в медицинскую психологию
  2. Психосоматика
  3. Психологические аспекты профессиональной деятельности медработника
  4. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Психология пациента
  5. Типы психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко
  6. Девиантное поведение и причины его возникновения
  7. Психологические нарушения при психической патологии и соматических заболеваниях
  8. Основы психогигиены и психопрофилактики
  9. Психология взаимодействия медработника с пациентами
  10. Психологические аспекты охраны здоровья женщин
  11. Психологические аспекты паллиативного ухода
  12. Психологические аспекты экстремальных ситуаций
  13. Профилактика профессионального выгорания медработника
  14. Психология аномального развития
  15. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  16. Психологические особенности переживания горя
  17. Нарушения психических процессов вследствие соматических заболеваний и острых стрессов
  18. Коммуникация с паллиативными пациентами и их близкими
  19. Психологические аспекты переживания горя детьми и их родителями
  20. Психологические аспекты перинатальной паллиативной помощи
  21. Психологические аспекты работы команды паллиативной помощи
  22. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с паллиативными состояниями

Просмотренные страницы