Медицинская психология

Беременная женщина

Психологические аспекты охраны здоровья женщин

Оглавление

 

Основы перинатальной психологии

Перинатология (греч. peri – вокруг, около; лат. natus – рождение, logos – наука, учение) определяется как «раздел акушерства и педиатрии, изучающий развитие и охрану здоровья плода и новорожденного в перинатальном периоде».

Инициатор создания психоаналитик Густав Ханс Грабер в 1971 г.

В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины зарегистрирована в Иванове в 1994г. (Г.И.Брехман)

С 2004г. издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства» Г.Г.Филиппова

Перинатальная психология - наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.

Основные исследования

З.Фрейд: внутриутробный период и переживания при рождении влияют на последующих этапах развития тревоги, невротических симптомов.

О.Ранк:  рождение ребенка является психической травмой, создающей у него высокий уровень тревоги, имеющей тенденцию вновь возникать у взрослого человека в критических ситуациях, проявляться в невротических симптомах.

А.Фрейд: важнейший фактор, влияющий на формирование психики – это отношения матери и младенца.

Д.Винникотт: психическое здоровье младенца зависит от качества заботы о нем матери.

М.Кляйн: лишь исследуя психическую деятельность младенца, можно понять болезни, возникающие в старшем возрасте.

В настоящее время господствующие в перинатальной психологии теоретические взгляды можно разбить на четыре большие группы:

  • эклектически-дилетантский подход;
  • медико-редукционистский подход;
  • психолого-редукционистский подход;
  • интегративный биопсихосоциальный подход.

Дилетантский – отрицание медицинской помощи, «духовность», безапелляционные призывы рожать в воду, на дому (снизить тревогу, вызвать эйфорию).

Медицинский – врачи не склонны что-то объяснять, дефицит или избыток информации, тревога, ятрогении.

Психологический – минимизация или игнорирование биологически обусловленных проблем. Склонность к религиозно-мистическому образу мысли. Недостаток знаний в физиологии.

Интегративный биопсихосоциальный подход

Теоретики и практики данной группы склонны объединять биологические, психологические и социальные компонентов жизнедеятельности человека.

Проблема материнства – одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки, но, несмотря на это, последнее время у нас в стране отмечается рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов, к готовности к материнству, материнства в целом. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию данной проблемы.

Исследователи выделяют материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы:

Культурно-исторический аспект:

Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. «Лучшая или худшая мать зависит от того, что на данный период ценится в обществе».

Биологические аспекты материнства

В это направление можно объединить исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка.

Физиологические и психофизиологические аспекты материнства

Спектр этих исследований необычайно велик, в основном они направлены на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения беременности и лактации. Изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний, их роль в развитии материнства, обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации.

Гестационная доминанта

При каждом физиологическом процессе, чем бы он ни был вызван, возникает определенная доминанта – очаг более или менее устойчивой повышенной возбудимости центров, временно господствующий рефлекс, тогда как в других отделах центральной нервной системы отмечаются явления торможения. Сформированная доминанта представляет собой комплекс центров с повышенной возбудимостью на различных уровнях центральной нервной системы, что находит отражение во всех других системах организма (в сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной и др.).

И. А. Аршавский обратил внимание на то, что все физиологические и нервно-психические изменения, происходящие в организме женщины в период беременности направлены на обеспечение максимально благоприятных условий для нормального развития пренейта и носят явно доминантный характер. Развивая идеи А. А. Ухтомского, он предложил термин «гестационная доминанта».

Гестационная доминанта включает: физиологический и психологический компоненты.

  • физиологический компонент определяется биологическими изменениями
  • психологический компонент определяется психическими изменениями

Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, меняющих отношение беременной к себе и к окружающим, направленных на сохранение и создание условий для развития будущего ребенка.

Доминанты по И.В.Добрякову

Оптимальный тип

Ответственное отношение к беременности. Ребенок желанный, отношения супругов гармоничные.

Гипогестогнозический тип

Встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченно работающих. У первых - беременность часто незапланированная, у вторых – поздняя. Женщины часто игнорируют и забывают рекомендации медработников, так хотят вести прежний образ жизни.

Эйфорический тип

Такой тип бывает у женщин с истерическими чертами или длительно лечившимися от бесплодия. Беременность становится средством манипулирования окружающими. Женщины требуют повышенного внимания к себе. Поведение наигранное.

Тревожный тип

Высокий уровень тревоги может осложнить ход течения беременности. Такой тип бывает у женщин, имеющих в прошлом неблагоприятный исход беременности. Также тревожность повышается, если есть острые или хронические заболевания, материальные трудности, дисгармония в семье.

Депрессивный тип

Резкое изменение настроения, частый плач, женщины боятся умереть в родах. Возникают психические нарушения, женщины считают, что беременность «изуродовала» их, высказывают мысли о том, что их жизнь не имеет смысла.

Это сигнал развития депрессии. Важно направить женщину к психотерапевту или психиатру.

Психосоматические заболевания детей от нежеланной беременности

  • нежеланный ребенок - пренатальная дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка;
  • поздняя диагностика возможных патологий;
  • девиантное материнство.

Мать в послеродовом периоде

В родах и послеродовом периоде происходит образование эмоциональной взаимосвязи матери и ребенка. Для матери эти условия возникают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка и прикладывания к груди. Стимуляция от новорожденного в этих условиях, сопровождается физиологически положительным эмоциональным состоянием, закрепляется психологически успешным достижением цели после необыкновенно трудной и важной деятельности родов и долгожданной встречей с ребенком.

Женщины в течение долгих лет помнят момент родов, ребенка, детали послеродового периода.

Стадии разъединения с матерью:

  • протеста
  • отчаяния
  • отрешенности

Психологические аспекты грудного вскармливания:

  • интеллектуальное развитие;
  • эмоционально-волевое развитие;
  • при свободном режиме вскармливания мать более уверена в достаточном количестве у нее молока и дольше кормит ребенка грудью;
  • неразрывный телесный, зрительный, речевой и психический контакт «мать – дитя», приносящим радость и успокоение обоим.

Психологическое состояние новорожденного:

  • для него все – впервые, все является первоначальным опытом;
  • повышенная чувствительность кожи и обоняния;
  • младенец является полностью зависимым и не может организовать защиту ни на физическом, ни на психическом уровне.

Телесные потребности новорожденного:

  • кормление и потребность в сосании;
  • мочеиспускание и дефекация;
  • потребность в физическом контакте с матерью;
  • потребность в тепле;
  • потребность в телесном комфорте и отсутствии боли (неудобное положение, колючая ткань или жесткая складка в одежде);
  • потребность в защите от сильных воздействий (громкие шумы, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение).

Психоэмоциональные потребности новорожденного:

  • потребность в контакте с матерью
  • потребность в положительных эмоциях
  • потребность в познании
  • потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы, тактильные ощущения)
  • потребность в общении

Бондинг и холдинг

Бондинг в переводе с английского – воссоединение.

Бондингом называется интуитивная незримая связь между ребенком и матерью, возникающая после рождения, благодаря которой они продолжают оставаться единым целым. При этом мать способна понимать невербальные сигналы ребенка, удовлетворять его потребности, снижать его сепарационную тревогу и помогать адаптироваться в новых условиях. Проявления бондинга разнообразны:

  • младенцы, физически контактирующие с матерью в течение критического периода и далее разлученные с ней, положительно реагируют на ее запах и достоверно предпо­читают в условиях выбора запах ее молока
  • младенец в первые минуты жизни может фиксировать взгляд на лице матери и устанавливать с ней визуальный контакт в течение 10-15 секунд
  • новорожденный следит за лицом разговаривающей с ним мамы, отличает ее голос от других
  • женщины, проведшие со своими новорожденными не менее часа после родов, также способны узнавать их по запаху, узнают своих детей по крику. Крик новорожденного – важная характеристика для дальнейшего взаимодействия и ухода матери за ребенком. Новорожденный выражает криком разные потребности: голода, боли, общения. Желательно, чтобы мама различала эти потребности по различному крику. Женщины, которым довелось провести со своим ребенком 1 час и больше после родов отличаются большей способностью к дифференциации крика малыша.

Холдинг является продолжением симбиотического единства мамы и ребенка. В переводе с английского это слово означает «удерживание».

Общение и забота, начинающиеся с держания ребенка на руках, в будущем сыграют ключевую роль в развитии гармоничной, незакомплексованной личности.

Правильный холдинг помогает детям и в прямом, и в переносном смыслах встать на ноги. Физический контакт с мамой помогает ребенку с самого раннего возраста адаптироваться к окружающей реальности.

Материнский тактильный контакт может выражаться как в поглаживаниях, поцелуях, так и в более веселых и смелых тисканьях. Все это очень нужно и новорожденным малышам, и детям старшего возраста. Материнские прикосновения стимулируют не только кровообращение ребенка, они обеспечивают развитие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Перинатальные потери

Стадии горевания Э. Кюблер-Росс.

Перинатальные потери.  Стадии горевания Э. Кюблер-Росс.Рисунок 1. Перинатальные потери. Стадии горевания Э. Кюблер-Росс.

Перинатальные и другие потери

  • На переживание горя не влияет срок, на котором произошла потеря.
  • Диагноз бесплодие, потеря репродуктивных органов переживаются также как потеря, женщина проходит через такие же этапы горевания.
  • Неудачная попытка ЭКО тоже может восприниматься женщиной как потеря (часто это стресс, надолго растянутый по времени, сильная усталость).
  • Потеря репродуктивных органов может привести к восприятию женщиной себя как инвалида, высокий риск развития депрессии.

Что важно услышать женщине:

  • Что она не одна такая, такое случается
  • Что она сделала все возможное, но это было непредотвратимое событие
  • Что ей оказывают и окажут всю возможную медицинскую помощь
  • Что специалист, который ей помогает, понимает, что ей тяжело
  • Что врачи сделают все возможное, чтобы найти причину происшедшего

Отрицание

Возможные реакции пациентки:

  • Этого не может быть…
  • Еще вчера все было хорошо…
  • Он просто неправильно лежит…
  • Проверьте все еще раз…
  • У вас аппаратура сломана…
  • Только не это …

Что можно сделать:

  • Объяснять все понятным языком, без терминов
  • Возможно, повторить все еще раз
  • Если просит перепроверить, позвать другого специалиста и перепроверить

Агрессия

Возможные реакции пациентки:

  • Это вы его убили…
  • Почему мне никто ничего не сказал…
  • Почему наркоманки спокойно рожают, а я не могу…
  • Это я виновата… Почему я не пила это лекарство…

Что можно сделать:

  • Не спорить и не оправдываться
  • Признать право пациента на его чувство
  • Разговаривать спокойно, с сочувствием
  • Если есть угроза физической агрессии со стороны пациента (чаще всего отца) – не оставаться наедине, перевести разговор в помещение с другими людьми

Торг

Возможные реакции пациентки:

  • Если бы я не полетела на самолете, то он бы не умер…
  • Если бы я родила неделю назад, то ничего такого не произошло бы…
  • Вот моей соседке еще хуже, у нее ребенок умер через несколько недель…

Что можно сделать:

  • Не спорить
  • Можно сказать: мы не знаем, как могло бы быть
  • Не произносить фразы торга самому, такие как: в следующий раз родишь здорового
  • Не давать гарантий, что в следующий раз все получится (мы не знаем, как сложится будущее пациентки, если опять не будет благоприятного исхода, то она может считать, что ее медработники обманули)

Депрессия

Возможные реакции пациентки:

  • Я больше ничего не хочу (не могу)…
  • Все потеряло смысл…
  • Зачем мне теперь жить…
  • Я хочу уйти со своим малышом…
  • Впереди ничего нет…

Что можно сделать:

  • Оказывать поддержку, сочувствовать
  • Рассказать о возможности получить психологическую и психотерапевтическую помощь
  • Напомнить о заботе о самой себе, о простых ресурсах - сон, еда, отдых, прогулка (часто пациентки не могут нормально спать и есть из-за случившегося)

Что может осложнить принятие

  • Токсичное окружение
  • Отсутствие поддержки окружающих, партнера и врачей
  • Социальный стереотип - «часики тикают»
  • Двойные стандарты социума
  • Обвинения от врачей (строила карьеру, не выполняет предписаний, поздно пришла и так далее)
  • Кто из партнеров с бесплодием? Как «здоровый» партнер к этому относится?
  • Сложности взаимоотношений или отсутствие партнера

Прерывание беременности

  • Дать информацию о возможных способах прерывания беременности
  • Проинформировать о том, что понадобится пациентке для госпитализации
  • Важно предоставить пациентке самостоятельно принять решение
  • Важно сообщить, сколько времени есть у пациентки на принятие решения
  • Не следует обсуждать свои личные взгляды на ситуацию
  • Ни тяжесть патологии, ни степень риска ее возникновения не могут являться индикаторами того, как родители отреагируют, и какое решение они примут
  • Самое сложное решение – прерывание беременности при пороках совместимых с жизнью
  • Любое решение пациентки должно быть принято с уважением.

Используемая литература

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Скачать презентацию

Скачать - презентацию "Психологические аспекты охраны здоровья женщин"

 

Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Психологические аспекты охраны здоровья женщин". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Поделитесь информацией с друзьями.

 

Другие лекции в разделе "Медицинская психология"

  1. Введение в медицинскую психологию
  2. Психосоматика
  3. Психологические аспекты профессиональной деятельности медработника
  4. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Психология пациента
  5. Типы психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко
  6. Девиантное поведение и причины его возникновения
  7. Психологические нарушения при психической патологии и соматических заболеваниях
  8. Основы психогигиены и психопрофилактики
  9. Психология взаимодействия медработника с пациентами
  10. Психологические аспекты охраны здоровья женщин
  11. Психологические аспекты паллиативного ухода
  12. Психологические аспекты экстремальных ситуаций
  13. Профилактика профессионального выгорания медработника
  14. Психология аномального развития
  15. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  16. Психологические особенности переживания горя
  17. Нарушения психических процессов вследствие соматических заболеваний и острых стрессов
  18. Коммуникация с паллиативными пациентами и их близкими
  19. Психологические аспекты переживания горя детьми и их родителями
  20. Психологические аспекты перинатальной паллиативной помощи
  21. Психологические аспекты работы команды паллиативной помощи
  22. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с паллиативными состояниями

Просмотренные страницы