Словарь терминов

Две личности общаются

Словарь (глоссарий) терминов по психологии общения

Адаптация

Адаптация – процесс  приспособления человека к изменившимся условиям существования.

Адаптация социальная

Адаптация социальная – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Антипатия

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Апперцепция

Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его жизненного опыта.

Ассертивность

Ассертивность – умение четко выражать свои права и эмоции, отвечать за свои поступки. Ассертивность – это способность человека с достоинством и уверенно отстаивать свои права, при этом не зависеть от внешних оценок, влияний и не попирать права других

Аффилиация

Аффилиация (от англ. affiliation - присоединять, присоединяться) — эмоциональная связь человека с другими людьми, характеризующаяся взаимным принятием и расположением.

Беседа

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации

Вежливость

Вежливость – черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряжённости в отношениях.

Гнев

Гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.

Групповые нормы

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Деловое общение

Деловое общение – это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Доверие

Доверие – в социологии и психологии – открытые взаимоотношения между людьми (либо между человеком и субъектом), содержащие уверенность в порядочности другого человека (субъекта), с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

Дружба

Дружба – устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит симпатия, общность интересов, духовная близость и взаимная привязанность; дружба предполагает общность увлечений, взаимное уважение, взаимопонимание и взаимопомощь.

Имидж

Имидж – это искусство управлять впечатлением, форма жизнепроявления человека, с помощью которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики.

Коллектив

Коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Команда

Команда – это разновидность коллектива, для которой характерно повышенное единство, особо тесное сотрудничество и координация, частая совместная работа.

Коммуникативный барьер

Коммуникативный барьер – это препятствие, возникающие на пути передачи информации между партнерами по общению и приводящее к разрушению взаимопонимания.

Компетентность

Компетентность - психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.

Компромисс

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конкуренци

Конкуренция – это такой вид взаимодействия, в котором каждый участник преследует только свои личные цели и интересы.

Конфликт

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся отрицательными эмоциями. Это столкновение противоположно направленных целей, сторон, мнений, сил, интересов, позиций и взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтность

Конфликтность – это свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

Конфликтогенность

Конфликтогенность – психологическая особенность и нравственное свойство человека, выражающее его склонность к ссорам, склокам, стремление провоцировать конфликты между людьми.

Конформизм

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, зависимость от мнения лидера или большинства, неоправданная уступка в конфликте.

Кооперация

Кооперация - одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.

Лидер

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Манера общения

Манера общения – это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.

Медиация

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межкультурная коммуникация

Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Межкультурная компетентность

Межкультурная компетентность – интегративная характеристика, представляющая собой способность осуществлять эффективную коммуникацию в межкультурном контексте.

Обратная связь

Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Общение

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия

Остракизм

Остракизм – это неприятие или игнорирование человека окружающими. Он лишает человека возможности реализовать свою потребность в аффилиации (принадлежности). Остракизм играет роль средства регулирования социального поведения, взаимоотношений с людьми. Люди реагируют на остракизм плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом.

Паралингвистика

Паралингвистика – дисциплина, которая изучает передачу информации с помощью паралингвистических компонентов речи: тональности, тембра голоса, громкости и быстроты речи, паузы, покашливания, смеха и т.д.

Парафраз

Парафраз – (от др.-греч. παράφρασις «пересказ») — изложение текста своими словами. Перефразирование – это переформулирование своими словами основной идеи сообщения с целью подтвердить либо уточнить свое понимание переданного сообщения, его содержательной части. При этом, желательно уловить и выделить самую суть сообщения и сформулировать ее одним предложением, особо не погружаясь в детали. Важно передать собеседнику, что вы его правильно поняли и самому получить подтверждение правильности своего понимания.

Переговоры

Переговоры – механизм разрешения (урегулирования) конфликтов путем диалога, совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

Перцепция в процессе общения

Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания.

Привязанность

Привязанность – чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюблённости, преданности кому-либо или чему-либо. Привязанность – это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения.

Прогнозирование конфликта

Прогнозирование конфликта – обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов.

Психологическая совместимость

Психологическая совместимость – это возможность людей находиться в длительных взаимоотношениях. Психологическая совместимость – это способность двух, трех и более человек взаимодействовать между собой, не обращая при этом внимания на черты характера или особенности личности каждого из них.

Психологический климат

Психологический климат – преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Психологический климат – это психологический настрой в коллективе, формирующийся под воздействием специфической для данного коллектива совокупности социально-экономических и психологических факторов.

Публичное выступление

Публичное выступление – это процесс презентации и открытого выражения вашего мнения, мыслей, идей и чувств в интересах общественности. Оно адресовано публике и требует демонстрации лидерских способностей.

Разрешение конфликта

Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого для оппонентов решения конфликтной ситуации.

Референтная группа

Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание - слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. Состоит из восприятия, осмысления и понимания.

Симпатия

Симпатия - (греч. συμπάθεια «сочувствие; взаимовлечение» от др.-греч. συμ «вместе» + греч. πάθος «чувство, страсть; влечение») — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к кому-либо или чему-либо. Симпатия, как правило, возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей, а также вследствие избирательной положительной реакции на внешность, поведение и черты характера другого человека.

Словесная импровизация

Словесная импровизация – это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему.

Соперничество

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы и стремлении одержать победу над оппонентом.

Сотрудничество

Сотрудничество – это 1) стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему с учетом интересов обеих сторон; 2) сотрудничество - это тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.

Социализация

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Социальная группа

Социальная группа – это ограниченная размером общность людей, выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной структуре, композиции, уровню развития и пр.

Социальный интеллект

Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное, а также принимать решения в соответствии с ситуацией. Другими словами - это совокупность качеств человека, определяющая его успешность социального взаимодействия.

Статус социальный

Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Стиль общения

Стиль общения – это устойчивые характеристики общения в различных ситуациях. Стили общения определяют поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.

Страх

Страх - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.

Стресс

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Стыд

Стыд - состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.

Такесика

Такесика - раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью физических контактов.

Толерантность

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Уход от конфликта

Уход от конфликта – стратегия поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением уйти от конфликта не уступая, но и не настаивая на своем. Это стратегия избегания конфликтного взаимодействия путем игнорирования возникших противоречий.

Фрустрация

Фрустрация - психологическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоторой цели.

Экстралингвистика

Экстралингвистика – голосовые способы передачи эмоций, находящиеся за границами речи. Это могут быть стоны, вздохи, плач или покашливание.

Эмпатия

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

 


Поделитесь информацией с друзьями.

 

Другие словари

  1. Словарь (глоссарий) терминов по социальной психологии.
  2. Словарь (глоссарий) терминов по общей психологии.
  3. Словарь (глоссарий) терминов по психологии общения.
  4. Словарь (глоссарий) терминов по медицинской психологии.
  5. Словарь (глоссарий) терминов по конфликтологии.
  6. Словарь (глоссарий) терминов эмоциональных состояний.
  7. Словарь (глоссарий) терминов по биомедицинской этике.

Просмотренные страницы