Оглавление
- Конфликты можно классифицировать по разным основаниям
- В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
- В зависимости от природы возникновения конфликты делятся:
- В зависимости от направления воздействия конфликты делятся:
- В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:
- В зависимости от степени выраженности делятся:
- В зависимости от количества участников конфликты бывают:
- Виды внутриличностных конфликтов
- Конфликт как тип трудной ситуации
- Трудные ситуации жизнедеятельности человека
- Трудные ситуации деятельности
- Трудные бытийные ситуации
- Трудные ситуации взаимодействия
- Трудные внутриличностные ситуации
- Используемая литература
- Скачать презентацию
- Тест для проверки знаний по данной теме
Конфликты можно классифицировать по разным основаниям
В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
- антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);
- компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.).
В зависимости от природы возникновения конфликты делятся:
- на социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные;
- организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязанностей, внедрения формальных структур управления, распределительных отношений в организациях и т.д.);
- эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов).
В зависимости от направления воздействия конфликты делятся:
- на вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель—подчиненный, предприятие—вышестоящая организация);
- горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).
В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:
- конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.);
- деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят).
В зависимости от степени выраженности делятся:
- на открытые (характеризуются открытым столкновением оппонентов);
- скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия);
- потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие).
В зависимости от количества участников конфликты бывают:
- внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов);
- межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой);
- между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям);
- межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).
Межгрупповой конфликт – конфликт между микрогруппами в коллективе или между социальными группами, отстаивающими противоположные цели и интересы. Например, конфликты футбольных фанатов, межгосударственные конфликты – войны.
Конфликт между личностью и группой – вид социального конфликта, который заключается в противодействии одного человека и малой социальной группы. Например, конфликт между руководителем и его подчиненными.
Межличностный конфликт – деструктивный способ завершения значимых противоречий, возникающих в процессе межличностного взаимодействия.
Внутриличностный конфликт – это остро переживаемое психическое состояние, вызванное противоречивостью, чувств, мотивов, интересов, влечений.
Виды внутриличностных конфликтов
- Мотивационный (между «хочу» и «хочу»). В этом конфликте у человека вступают в противоречие два одинаковых по силе желания, которые невозможно осуществить одновременно. Например, желание сделать карьеру и посвятить себя семье. Выбор карьеры вызовет сожаления и страдание по поводу семейной нереализованности.
- Нравственный (между «хочу» и «надо»). Конфликт между желанием и нашим нравственным долгом. Например, медработник может лететь в отпуск в самолете, а кому-то стало плохо и просят подойти помочь. Противоречие возникает, если нет желания брать на себя ответственность, но в то же время внутренний моральный долг требует помочь тому, кто оказался в беде.
- Нереализованное желание («хочу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт связан с тем, что наши желания не совпадают с возможностями. Например, женщина хочет быть матерью, но по состоянию здоровья не может родить ребенка.
- Ролевой («надо» и «надо»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас противоречивых действий. Например, сотрудник полиции, узнал, что его друг – преступник и вор. С одной стороны – долг дружбы требует сохранять верность друзьям в любых ситуациях, а с другой стороны – долг служителя правопорядка – способствовать поимке и задержанию преступников.
- Адаптационный («надо» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас действий в соответствии с нашим долгом, но нет моральных сил его выполнить. Например, новобранцу необходимо в условиях реального боя выполнить боевую задачу, но от страха он не может ничего сделать, впадает в ступор.
- Неадекватная самооценка («могу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда человек неправильно оценивает свои возможности и ставит себе недостижимые цели, результатом чего может стать разочарование, стыд.
Конфликт как тип трудной ситуации
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривают конфликт в рамках трудных ситуаций в жизнедеятельности человека. Трудная ситуация характеризуется следующими обстоятельствами: сложной обстановкой, активностью мотивов личности, нарушением между профессиональными возможностями человека и требованиями, предъявляемыми к нему его деятельностью.
Трудная ситуация жизнедеятельности определяется разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», что вызывает психологическую напряженность у человека. Трудность ситуации зависит от степени рассогласования.
Основные виды трудных ситуаций – это ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана.
Признаки трудной ситуации:
- наличие трудности, осознание личностью угрозы;
- состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
- заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
- трудности, как потенциальная угроза;
- трудность, как непосредственная угроза;
- трудности, как реализующаяся угроза.
Трудные ситуации жизнедеятельности человека
Наглядно трудные ситуации жизнедеятельности человека можно представить в виде следующей схемы.
Таблица 1. Трудные ситуации жизнедеятельности.
Трудные ситуации жизнедеятельности: | |
|
|
|
|
Схема 1. Наглядно трудные ситуации жизнедеятельности человека можно представить в виде следующей схемы.
В связи с вышесказанным трудные ситуации могут выступать на трех уровнях:
- потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);
- непосредственная угроза (аварийные ситуации в деятельности, предконфликтные в социальном взаимодействии, внутриличностныпе конфликты);
- реализующаяся угроза (экстремальные, боевые ситуации в деятельности, конфликтные ситуации в социальном взаимодействии, внутриличностные кризисы).
Трудные ситуации деятельности
Таблица 2. Трудные ситуации деятельности.
Трудные ситуации деятельности |
Проблемные ситуации. Характеризуются новой задачей, которая требует мобилизации сил и эмоциональной устойчивости. |
Аварийные ситуации. Возникает опасность невыполнение задачи, угроза сохранности техники, жизни человека. |
|
Экстремальные ситуации. Требует максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них. |
Схема 2. Трудные ситуации деятельности.
Трудные бытийные ситуации
Таблица 3. Трудные бытийные ситуации.
Трудные бытийные ситуации |
Ситуации неизвестности. Человек попадает в неизвестную обстановку и не знает как ему быть. |
Ситуации опасности. Возникает непосредственная угроза жизни и здоровью человека. |
|
Ситуации потери. Произошла критическая ситуация, главная задача – не допустить больших потерь. |
Схема 3. Трудные бытийные ситуации.
Трудные ситуации взаимодействия
Таблица 4. Трудные ситуации взаимодействия.
Трудные ситуации взаимодействия |
Проблемные ситуации. Есть противоречие, отношения людей положительные или нейтральные. |
Предконфликтные ситуации. Психическое напряжение возрастает, формируется негативное отношение друг к другу. |
|
Конфликтные ситуации. Открытое противодействие, желание нанести оппоненту материальный или моральный ущерб. |
Схема 4. Трудные ситуации взаимодействия.
Трудные внутриличностные ситуации
Таблица 5. Трудные внутриличностные ситуации.
Трудные внутриличностные ситуации |
Внутриличностные затруднения. Несложные ситуации, вызывающие сомнение, нерешительность. |
Внутриличностные конфликты. Острые негативные переживания, вызванные затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности. |
|
Внутриличностные кризисы. Поворотные пункты жизненного пути, кардинальная перестройка жизненных целей и ценностей. |
Схема 5. Трудные внутриличностные ситуации.
Используемая литература
- Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
- Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособие Схемы и комментарии / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
- Гришина, Н. В. Психология конфликта : практическое руководство / Н. В. Гришина. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 544 с. - (Серия «Мастера психологии»).
- Емельянов, С. М. Конфликтология : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.
- Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
Скачать презентацию
Скачать - презентацию "Классификация конфликтов."
Тест для проверки знаний по данной теме
Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Классификация конфликтов". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Другие лекции в разделе "Конфликтология"
- Введение в конфликтологию
- Классификация конфликтов
- Структура и динамика конфликта
- Стратегии поведения в конфликте
- Управление конфликтом
- Методы разрешения конфликтов
- Понятия конфликтность и конфликтогенность
- Техники управления психоэмоциональным состоянием в конфликтной ситуации
- Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение