Структура личности
Понятия: индивид, индивидуальность, личность.
Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
Индивид – человек, как представитель hominis sapientis, единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Осознание собственной уникальности, неповторимости, которое приходит вследствие рефлексии, внутреннего диалога с самим собой.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
С точки зрения отечественного психолога Б.С. Братуся, стать личностью - это:
-
- Во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию,
- Во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность,
- В-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни».
Психодинамическое направление в теории личности
Основателем этого направления является Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Он разработал радикально новый подход к изучению психики человека – психоанализ.
Психоанализ – это:
-
- Теория личности и психопатологии.
- Метод терапии личностных расстройств.
- Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Структура личности с точки зрения психоанализа
-
- Сознание – состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени.
- Предсознательное – включает в себя опыт, который не осознается в данный момент времени, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.
- Бессознательное – хранилище примитивных инстинктов побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.
Ид (Оно) – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Оно включает примитивные инстинкты и врожденные аспекты личности. Функционирует в бессознательном и связано с инстинктивными биологическими побуждениями.
Эго (Я) – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.
Суперэго (Сверх-Я) – система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении человека. Суперэго это интернализованная система общественных норм и стандартов поведения. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Сверх-Я.
Инстинкты – движущая сила поведения.
-
- Инстинкт жизни (либидо) – включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.
- Инстинкт смерти (танатос) – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Карл Густав Юнг (1875-1961) – ученик З. Фрейда, основатель аналитической теории личности.
Структура личности с точки зрения К. Юнга:
Эго – центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства воспоминания и ощущения благодаря которым мы ощущаем себя целостно и воспринимаем себя людьми.
Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты.
Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков.
Структура личности
Архетипы
Архетип |
Определение |
Символ |
Анима |
Бессознательная женская сторона личности мужчины |
Женщина, Дева Мария, |
Анимус |
Бессознательная мужская сторона личности женщины |
Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона (маска) |
Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий |
Театральная маска |
Тень |
Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании |
Сатана, Гитлер |
Самость |
Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности |
Мандала |
Мудрец |
Персонификация жизненной мудрости и зрелости |
Пророк |
Бог |
Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир |
Солнечное око |
Эго-направленность
У человека есть две жизненные установки (направленности), которые сосуществуют одновременно, но одна из них является доминантной:
-
- Экстраверсия - направленность интереса к внешнему миру, другим людям, предметам.
- Интроверсия - погруженность во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.
Экстраверт - подвижен, разговорчив, легко устанавливает знакомства и привязанности.
Интроверт - сдержан, созерцателен, стремится к уединению.
Четыре психологических типа по К.Г. Юнгу
Ощущающий. Развиты все процессы, связанные с сенсорными системами – слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения. Отличается быстрой ориентировкой в новой ситуации. Его не интересуют внутренние переживания и чувства других людей, он слушает и смотрит на поступки.
Интуитивный. Руководствуется своим предчувствием. Занимается прогнозированием будущего, живет в мире фантазий и предположений. Умеет легко находить новое и необычное. Может реализовать представившуюся возможность.
Эмоциональный тип. Такой человек зависит от влияния эмоций, сложно принимает решения, часто ошибается из-за чрезмерной эмоциональности.
Мыслительный. Этот тип полагается на свой разум, а не на чувства. Хорошо управляет эмоциональной сферой, рационален. Детально обдумывает разные варианты решения.
Рациональные |
Иррациональные |
|
Экстраверты |
Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип |
Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип |
Интроверты |
Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип |
Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип |
Гуманистическая психология – Абрахам Маслоу (1908-1970)
Человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. В каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и самосовершенствования.
Разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков.
Человек способен к самосовершенствованию.
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека сама движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства его окружения не мешают этому.
А. Маслоу предполагал, что все потребности человека организованы в иерархическую систему.
Потребности в порядке очередности:
-
- физиологические потребности – 1 ступень;
- потребности в безопасности и защиты – 2 ступень;
- потребности в принадлежности и любви – 3 ступень;
- потребности в уважении – 4 ступень;
- познавательные потребности – 5 ступень;
- эстетические потребности – 6 ступень;
- потребность в самоактуализации (личного самосовершенствования) – 7 ступень.
Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу
Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по А.Маслоу)
Потребности, расположенные внизу пирамиды, в основании, должны быть полностью удовлетворены, тогда у человека появиться мотив удовлетворять потребности более высокого порядка.
А. Маслоу допускал, что в этой иерархии могут быть исключения. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, то есть реализовывать потребности высокого порядка, при этом иметь большие материальные и социальные проблемы (нестабильный заработок, не всегда хватает денег даже на еду, неустроенность в бытовом отношении, нет своего жилья и пр.) Или героические личности, готовые пожертвовать своей жизнью, ради своих идеалов и ценностей.
Транзакционный анализ Эрика Берна (1910-1970)
В основе транзакционного анализа лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Э. Берн присвоил названия «Родитель», «Взрослый» и «Дитя». Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность.
Все три состояния важны для межличностных взаимоотношений и выполняют определенные функции:
Задача ребенка — это созидание, создание эмоциональной картинки желаний, которая будет стимулом для дальнейшего развития. Ребенок действует спонтанно, творит, рождает идеи.
Задача родителя — опека, обучение, наставление. Контроль за соблюдением правил, оказание помощи, конструктивная критика.
Задача взрослого — приспособление к настоящей ситуации, поиск решения, конструктивный диалог. Другими словами он должен действовать в соответствии с объективной реальностью.
С точки зрения Э. Берна, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
Все наши взаимодействия (транзакции) проникнуты той или иной из этих ролей.
Структура личности
Теория типов личности Ганса Айзенка (1916-1997)
При разработке своей теории Г. Айзенк использовал факторный анализ (это многомерный статистический метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями пременных).
Г. Айзенк был убежден, что для объяснения поведения человека нужно использовать не более трех суперчерт (которые он назвал типами).
Им были описаны четыре типа людей на основе выраженности двух независимых параметров.
Структура личности по Г.Айзенку
Отечественный подход к пониманию личности
Структура личности по К.К. Платонову (1906-1984)
К.К.Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих внее элементов и связей между ними.
Структура личности |
Подструктура |
Виды формирования |
Направленность личности |
Убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, стремления, желания |
Воспитание |
Опыт |
Привычки, умения, навыки, знания |
Обучение |
Особенности психических процессов |
Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память |
Упражнение |
Биопсихические свойства |
Темперамент, возрастные, половые свойства |
Тренировка |
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
15 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями