Ценности паллиативной медицины
Автономия
В процессе оказания паллиативной помощи необходимо признать ценность человека и уважать его как уникальную личность. Помощь может осуществляться только в том случае, если пациент и члены его семьи готовы ее принять. В идеале пациент должен иметь право выбора места получения помощи, методов и вариантов лечения.
В случае, когда возможности принимать решения пациентом утрачены или он не желает этого делать, получение информации и принятие решений перекладывается на родственников, юристов или медицинских работников. В некоторых странах перенос ответственности за принятие решений с пациента на родственников происходит чаще, с других реже. То есть важное значение оказывают культурные ценности.
Все основные вопросы своей «медицинской судьбы» пациент имеет право решать сам. Медицинский работник и родственники пациента должны уважать его выбор. Но автономия пациента совершенно не означает, что теперь он командует медицинским работником. Иначе говоря, дело не в том, что этот принцип ни при каких условиях не должен нарушаться - существенно, чтобы мы сами отдавали себе отчет в том, что нам приходится, мы вынуждены идти на нарушение. И если в той или иной конкретной ситуации требования принципа автономии вступают в противоречие с требованиями какого-либо другого принципа, например, принципа “не навреди”, то возникает необходимость нарушить один из них.
Достоинство
Предполагается, что при оказании паллиативной помощи персонал относится к пациенту с уважением, открытостью, чуткостью, принимая во внимание его личностные, культурные и религиозные ценности, надежды и устои. Задача паллиативной помощи - обеспечить обстановку, в которой пациент может чувствовать уважение своего достоинства, а персонал уважать достоинства пациента.
Качество жизни
Объем и характер помощи определяются главной целью – улучшение качества жизни пациента в соответствии с его представлениями и пожеланиями. Определить, что такое «качество жизни», может только сам пациент, нуждающийся в паллиативной помощи. Показатели качества жизни конкретного больного, так же как и составляющие этих показателей, часто изменяются по мере прогрессирования заболевания. Качество жизни зависит в большей степени от восприятия имеющегося несоответствия между ожиданиями и фактическим состоянием человека, чем от степени нарушения функций.
Устойчивость пациента
Хорошо, когда в процессе осуществления помощи используются возможности и опыт пациентов. Устойчивость – это способность пациента жить с неизлечимым заболеванием и преодолевать обусловленные болезнью проблемы, психологически принять необходимость изменения планов на будущее, обусловленных преждевременным уходом из жизни. Предполагается установка человека на имеющиеся ресурсы: психические, физические и социальные. Важно поддерживать атмосферу сотрудничества между пациентом, медицинским персоналом и социальными службами.
Отношение к жизни и смерти
Важно осознать и признать, что смерть является таким же важным явлением в жизни человека, как и рождение.
Общение
Для предоставления качественной паллиативной помощи необходимо применять развитые навыки эффективного общения.
Работа команды в паллиативной помощи
В психологии выделяется два понятия – «рабочая группа» и «рабочая команда». Главное отличие между этими понятиями в том, что каждая команда имеет общую цель, что не характеризует каждую рабочую группу. Именно общая цель является тем фактором, который способствует объединению усилий и профессиональных знаний членов команды паллиативной помощи для поддержки неизлечимого больного и его семьи.
Для того чтобы понять, почему важна командная в паллиативной помощи, мы должны разобраться с тем, что происходит с семьей, в которой все до определенного момента жили в согласии и все повседневные заботы и проблемы решали общими силами, и которая в один момент получает известие, что их родственник (отец, мать, ребенок) неизлечимо и тяжело болен. В такой ситуации семья пытается мобилизоваться, и все свои внутренние ресурсы направляет на помощь и поддержку больному.
Болезнь имеет свое течение. Необходимо повторное, длительное лечение в больнице. Кто-то вынужден все это время проводить вместе с больным, может даже уволиться с работы, так как не на кого оставить больного. Могут быть ситуации, что кто-то становится единственным кормильцем семьи. Болезнь влечет за собой все большие расходы, как на медикаменты, так и на особое питание и средства ухода. В семье наступает момент психологического упадка – кризиса. Семья может полностью отгородиться от окружающих: своих прежних друзей, родственников, но все же, всеми силами семья продолжает жить.
Часто в семье начинается поиск виновных, возникают ссоры, разногласия. Появляется множество вопросов, на которые семья самостоятельно не способна найти ответы и нуждается в поддержке.
Вот так выглядит самая обыкновенная и наиболее часто встречаемая модель поведения семьи, в которой есть неизлечимо больной человек, и которая попадает в кругозор специалистов команды паллиативной помощи. Часто такая семья отказывается от паллиативной помощи, потому что внутренний кризис семьи настолько тяжел, что люди не способны оценить ситуацию критически. В то же время психологический упадок родственников настолько велик и незнание того, что произойдет настолько пугающе и угрожающе, что они соглашаются на первый разговор с профессионалами команды паллиативной помощи.
Именно первый разговор с семьей очень важен. Специалист, который ведет беседу, должен быть настолько профессиональным, чтобы создать в семье ощущение понимания проблемы. В свою очередь для команды паллиативной помощи это является первой информацией о новой семье, ситуации в ней, и в дальнейшем опеку над семьей реализует команда паллиативной помощи. Параллельно течению неизлечимой болезни, развивается множество психологических, социальных и духовных проблем, и один специалист не в силах их все разрешить. Участниками паллиативной команды являются: пациент, близкие родственники и друзья, врачи и медицинские сестры, участковый терапевт, психолог, психотерапевт, психиатр (по необходимости), социальный работник, священник (по необходимости), волонтеры (по возможности).
Основные принципы работы в команде паллиативной помощи, которые в свое время сформулировали Макинтайр и Салас (1995):
1. Член команды должен обеспечивать взаимную обратную связь.
2. Члены команды должны быть готовы помочь друг другу в выполнении рабочей задачи.
3. Команда должна воспринимать себя как одно целое и понимать, что успех команды зависит от взаимосвязи между участниками команды.
4. Члены команды зависят друг от друга.
5. Лидер команды служит примером остальным членам команды.
Правила обратной связи таковы:
1. Говорите о том, что конкретно делает, говорит данный человек, когда его поступки вызывают у Вас те или иные чувства.
2. Если говорите о том, что ВАМ не нравится в данном человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
3. Не давайте оценок. Помните: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о Вас и связи с этим человеком, как Вы воспринимаете данного человека, что Вам приятно и что Вам неприятно.
Принятие решений в команде паллиативной помощи:
- Определение цели. Совместное определение цели имеет свои преимущества, так как в распоряжении специалистов имеется больше информации, знаний и опыта, чем у отдельно взятого специалиста. Важно, чтобы цель была четко сформулирована и понятна каждому специалисту команды.
- Определение проблемы. Важно, чтобы вся команда одинаково понимала суть проблемы, каждый в рамках своей компетенции. Если это не достигается, то возможно, что в дальнейшем каждый член команды об определенной проблеме будет говорить на «своем языке», так как каждый имеет свое представление о проблеме.
- Выдвижение альтернатив. В данном случае обязательно необходимо дать возможность каждому специалисту команды выразиться лично. Если этого не сделать, то возникает риск потери ценных предложений и решений.
- Оценка альтернативы. На данном этапе начинается дискуссия команды, выдвигаются профессионально обоснованные аргументы и контраргументы, участники команды принимают разные роли – инициатора, оппозиционера, наблюдателя и др. На данной стадии происходит не только интенсивная межперсональная коммуникация, но и взаимодействие на эмоциональном уровне. Важно следить, чтобы эмоциональные проявления специалистов команды не затмили обсуждение сути проблемы (борьба за идею не переросла в личностную борьбу).
- Выбор альтернативы. Принятое решение не всегда удовлетворяет всех специалистов команды, но оно принимается согласно стереотипному принципу – правда за большинством. Оптимальным вариантом является достижение консенсуса. Команда паллиативной помощи состоит из специалистов разных отраслей, вместе с этим в оценке клинического случая и выборе альтернативы каждый из специалистов играет важную роль.
- Осуществление принятого решения. эффективность принятого решения определяют два фактора – качество решения и поддержка команды. По этой причине очень велика роль консенсуса команды. Если он не достигается, то часть членов команды, подчиняясь мнению большинства или руководителя, работают формально.
- Контроль осуществления решения. Контроль над осуществлением решения и критериями оценки достигнутого результата обычно является компетенцией руководителя, хотя в отдельных случаях возможен самоконтроль группы. В решении клинических случаев и новых проблем часто необходим творческий подход, поэтому важно создать особую атмосферу, способствующую творчеству команды. Для этой цели можно использовать специальные методы, например, обмен мнениями.
Общение с пациентом и его семьей
Доверие – это самое главное условие эффективного общения с больным человеком и его семьей. Очень важно чувствовать лимит времени, понимать значимость сегодняшнего момента, потому что «завтра» может и не быть. Мотив общения должен звучать, примерно так: «Сделай это сегодня». Работая в паллиативной медицине важно самим научиться жить сегодняшним днем, получая радость от сиюминутного ощущения жизни!
В нашем обществе принято, что женщинам позволительно плакать и выражать свое горе, а мужчины и этого лишены. С детства мальчикам внушают, что настоящие мужчины не плачут. Они должны быть сильными. И часто мужчины не выдерживают такого прессинга и пробуют заглушить свою потерю в алкоголе. Все это еще больше усугубляет проживание потери у всей семьи в целом. Близкие люди чувствуют, что жизнь остановилась, они ничего больше не хотят, ничего больше не могут и ничего больше не чувствуют.
Одной из главных задач на этом этапе работы с родственниками дать возможность выговориться, рассказать, выплакаться и подтвердить, что все эмоции, которые они испытывают в данный момент это нормально и естественно.
Следующая задача обратить внимание родственников к собственной жизни, к их желаниям. Объяснить о том, что только находясь в ресурсном состоянии у них есть возможность оказать поддержку больному человеку. Для социальной интеграции в общество, для восстановления возможности общения можно организовать группы поддержки, самопомощи.
Для определения проблем помощи медицинская сестра собирает информацию, соблюдая 4 аспекта:
- среда – семья, внутренние и внешние ресурсы дома.
- психосоциальный – обращение, отношение, общение с другими и развитие
- физиологический – состояние основных функций (слух, зрение, речь и язык, зубы и ткани рта, когнитивное состояние, боли, сознание, кожа, волосы, т.д.)
- действия, которые связанны со здоровьем – действия, которые обеспечивают помощь пациенту, чтобы пациент чувствовал себя максимально комфортно, принимая во внимание его привычки, связанные с питанием, сном, отдыхом, физической активностью, личной гигиеной, принятием назначенных медикаментов, процедурами.
Для оказания эмоциональной поддержки семьи, важно соблюдать совместное общение.
Принципы, или этапы, построения такого общения:
1.«Доминанта на лицо собеседника». Именно в этот момент, когда мы смотрим в глаза, мы признаем личность человека.
2.«Целостное видение сущности человека». Данный принцип предполагает рассматривать личность человека как сочетание его «идеального Я» и его «наличного Я» — настоящего состояния, которое отягощено физическими ограничениями, негативными переживаниями, неадекватными реакциями.
Для понимания этого принципа можно представить себе музыканта, исполняющего шедевр на разбитом фортепиано. Человек — музыкант, а его тело с различными нарушениями — умственной отсталостью, ДЦП, гидроцефалией и т.п. — это разбитое фортепиано. Естественно, шедевра не получится. Данный принцип призывает научиться находить скрытую сущность за его видимым состоянием.
3.«Вненаходимость (отстраненность) от наличного состояния человека». Он должен помочь объективно и полно воспринимать больного человека. Этот подход не означает холодности или безразличия. Речь идет о том, что нельзя входить в состояние пациента и отождествляться с его внешними проявлениями. Надо иметь в виду, что полное погружение в отрицательное состояние грозит утратой внутреннего равновесия медицинской сестры. Поэтому медики своеобразным образом становятся составной частью процесса скорби. В период кризиса это вход в жизнь других людей. Специалисты встречаются с огромным числом эмоционально сложных ситуаций, и это способно опустошить человека, потому что, постоянно соприкасаясь с бедами чужих людей, медицинские работники вынуждены соприкасаться с личным опытом потерь. Так же медики могут получать оскорбления, различные проявления эмоций от семьи, беды которой могут проявляться в качестве злости направленной против работника. К тому же медицинские работники могут воспринять смерть ребенка как личную неудачу, профессиональную ошибку или, как и родители, потерю ребенка.
Принцип «вненаходимости» позволяет нам иначе взглянуть на больного. Так, в агрессии можно увидеть не осознанное вредительство или сумасшествие, а проявление страха и недоверия к окружающему миру и людям, а также способ добиться желаемого. Оказывается, что можно не наказывать или изолировать больного, не делать ему успокоительный укол, а обнять и прижать к себе, чтобы дать ему почувствовать защищенность, тепло и понимание. Объяснить ему: «Я с тобой, не бойся, я не ухожу, я тебя держу крепко и не отпускаю». После этого человек часто успокаивается и идет на контакт.
4.Выслушивать пациента или членов семьи: не выражать суждений, которые не относятся к ситуации, не быть рассеянным, не отклоняться от темы разговора, создавать интимность двустороннего разговора, побуждать, помогать пациенту/семье рассказывать. Во время разговоров временами спрашивать пациента всё ли понятно или есть какие-нибудь вопросы. наблюдать за реакцией пациента, чтобы он убедились, что ваша деятельность совпадает с его интересами. Побуждение пациента/семьи выражать свои чувства просит от работников эластичное реагирование, и это занимает время и может быть эмоционально опасным процессом, потому что у медицинского работника могут быть актуальны или нерешены личные потери. Поэтому, ВАЖНО соблюдать принцип вненаходимости.
Этапы принятия смерти
Важный вклад в понимание умирающего человека внесла психолог и врач Э. Кюблер-Росс своей книгой «О смерти и умирании». На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, как умирающие на различных этапах умирания примиряются с фактом своей скорой смерти. Автор различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность. Если мы не покидаем умирающих в одиночестве, если мы прислушиваемся к их надеждам, больные быстро проходят все пять этапов... Иногда один из этапов может быть пропущен, иногда больной возвращается назад. На основании опыта Э. Кюблер-Росс описаны различные этапы умирания.
Этап Шока и Отрицания. Когда смертельно больной узнает о своем диагнозе или постепенно осознает правду о своем положении, он проходит через этап шока, который характеризуется нежеланием признавать реальность. Он реагирует на тяжелую реальность иллюзией здоровья и хорошего самочувствия: «Нет, нет, это не касается меня! Это происходит не со мной, со мной такого быть не может». Такая реакция помогает больному притупить шок, вызванный известием о предстоящем конце, и постепенно привыкнуть к сложившемуся положению. В стадии отрицания мы не должны мешать больному; мост к человеку должен строиться от него, а не от себя.
Шок переживает не только умирающий, но и его близкие. Они осознают, что их слова мало значат, их ожидания нереальны и что они сами склонны закрывать глаза перед лицом смерти. Они также вовлекаются в нежелание больного признавать реальность, и это укрепляет их потребность в отрыве от действительности.
Часто бывает так, что близкие больного все еще держатся за отрицание реальности, в то время как сам больной уже начинает готовиться к ней. Умирающие понимают эти потребности своих близких и часто делают вид, что не признают реальности, хотя на самом деле уже начинают сознательно смиряться с ней. Некоторые способны вынести встречу с умирающим лишь при том условии, что полностью отстраняются от него.
Этап Протеста (гнев, агрессия). За этапом отказа признавать реальность следует этап эмоций. Умирающего охватывает бурный поток чувств. Он приходит в состояние гнева и ярости: «Почему это должно было случиться со мной?» Гнев может обратиться на близкого человека, врача, медицинскую сестру, священника и Бога. Он вспыхивает по самым незначительным поводам и часто никак не спровоцирован теми, против кого направлен. Часто умирающий даже не в состоянии выразить свой гнев, так как ему мешает привычка к внешнему и внутреннему контролю. Внешний контроль осуществляют лица, сопровождающие умирающего, поскольку они не допускают негативных эмоций, предпочитая иметь дело с дружелюбными и послушными пациентами. Многие имеют также сильный внутренний контроль, направленный против негативных эмоций, поскольку считают их недостойными христианина, и не решаются выразить свой гнев. В стадии агрессии целесообразно дать больному «выплеснуться».
Общий принцип: дать больному «выплеснуться» — не всегда может быть приемлем. У части больных встречаются выраженные параноидальные идеи «околдовывания» — воздействия, которое якобы привело их к болезни, поэтому, не отказываясь от общего принципа, нужно вступать в диалог и пытаться различными доводами разубедить больного и вызвать у него критическое отношение к бредоподобным идеям. Объяснением необходимости такой тактики служит то, что такие больные, не обладая умением «выплеснуться», часто новое здание строят на ложном основании. У больных этого типа особой значимостью наделен свой собственный мир, и крушение этой модели носит трагический оттенок. Поэтому в беседе возможно, подчеркнув значимость ценностей пациента, его мира, убедить его, что ничто в мире не исчезает, конца нет, и его мир так же не может исчезнуть. Проще говоря, при утрате больным веры в жизнь и ее смысл необходимо вернуть ему эту веру.
На этом этапе особенно тяжело приходится тем сопровождающим, кто слишком личностно воспринимает вспышки гнева умирающего. Если вы не в состоянии воспринять вопрос: Почему это должно было случиться со мной? как выражение муки и страха больного, вам приходится искать на него другой, все объясняющий ответ, и вы не можете его найти. Место сочувственного восприятия больного заменяют тогда многочисленные слова, которые не достигают больного в его страданиях и мешают ему выразить свои чувства. Если же сопровождающий, напротив, проникается чувствами больного так глубоко, что едва сохраняет способность поддерживать дистанцию между ним и собой, то поток чувств больного становится еще сильнее, пока он не утонет в нем. На этом этапе умирающие нуждаются в сопровождающих, которые готовы выслушивать их и иногда также переносить их беспричинный гнев, так как знают, что такое отношение помогает умирающему в те минуты, когда подавить свой гнев он не может. Если сопровождающий понимает чувства больного и свои собственные, он может помочь больному избежать депрессии.
Этап Переговоров о продолжении жизни (торг). После стадии отрицания реальности и последующего этапа взрыва эмоций следует этап переговоров. Подобно тому, как ребенок в ответ на отказ в выполнении его просьбы сначала бурно протестует, а затем пытается обойти этот отказ с помощью ловких маневров, так и умирающие торгуются об отсрочке - например, с Богом. В качестве платы они могут предложить отдать свою жизнь Богу, например, посвятить оставшиеся годы своей жизни службе в церкви. В любом случае такие попытки переговоров очень естественны для человека и вполне нормальны.
Подобно тому, как для умирающего этап переговоров может закончиться духовной и религиозной распродажей, так и многие сопровождающие тоже ощущают свое духовное банкротство. Ответы, даваемые ими на важнейшие вопросы, оказываются непригодными не только для умирающего, но и для них самих. Если они участвуют в торговле, затеянной умирающим, то они подвергаются опасности усилить иллюзии больного, в то же время, лишив его понимающего слушателя. Вместе с тем, борьба с надеждой умирающего на какой-либо выход из ситуации полезна ему лишь тогда, когда она помогает ему перейти к следующему этапу.
Этап Негативной и Позитивной депрессии. Этап переговоров редко длится долго, поскольку развитие болезни и характер обращения с больным дают ему понять, в каком положении он находится. На это понимание он может реагировать реалистической надеждой или сомнением. Надежда в этом случае связана не с улучшением или развитием сложившегося положения, а с процессом умирания и жизнью после смерти. Речь идет о таких проблемах, как отказ от искусственного продления жизни любой ценой, надежда на освобождение от боли или возможность чувствовать в свой смертный час рядом с собой близкого человека. Если умирающий, на этапе переговоров, осознавал себя банкротом в области духа и веры, то единственной оставшейся ему реакцией является отчаяние, которое может проявиться, либо как горечь стоика, либо как депрессивное состояние.
Встречается две формы депрессии:
- Первая форма депрессии является реакцией больного на переносимые им потери, а именно изменения, постигшие его в результате болезни, неспособность исправить совершенные им ранее ошибки, беспомощность, невозможность выполнять и далее свои обязанности, например, по отношению к семье.
- Другая форма депрессии связана с угрозой потери жизни и любимых людей. Она служит подготовке к окончательному приятию больным своей судьбы и является частью предсмертного труда умирающего. Эта, вторая, форма депрессии, в отличие от первой, обычно протекает очень спокойно, если больному есть о чем рассказать, что обсудить и привести в порядок.
Если сопровождающему удается быть с больным на этой стадии его духовного развития, то для него открываются различные возможности в борьбе против депрессии. При этом необходимо, чтобы сопровождающий контролировал свои собственные депрессивные проявления. На этом этапе умирающий открыто ищет человеческой близости сопровождающего, чтобы убедиться, что ни теперь, ни в будущем он не будет оставлен в одиночестве. Умирающий стоит теперь перед лицом важнейших вопросов о прошлом и будущем. Сопровождающий может задуматься над вопросом о смысле жизни и быть вместе с умирающим.
Этап Приятия и прощания На последнем этапе, этапе согласия со своей судьбой, умирающий предельно утомлен и слаб. Если он сумел выразить свои чувства и выполнить свой предсмертный труд, то у него возрастает потребность в покое и сне. Он достиг определенной степени покоя и хладнокровия, и круг его интересов сужается. Он может с одобрением сказать: Да, вот и пришел мой последний час. Интеллектуальное проникновение в смерть соединяется с эмоциональной готовностью принять смерть. Если же отчаяние принесло умирающему чувства разочарованности и беспомощности, то он приветствует свою смерть как конец отчаяния и одиночества.
Эти наблюдения показывают, как важно, чтобы тот, кто хочет помочь умирающему, сам ясно понимал свое собственное отношение к умиранию и смерти. Если медицинский сотрудник боится тяжелобольных пациентов, важно, чтобы такой человек имел возможность поделиться своими страхами и неприязнью и был уверен, что его не осудят, а помогут в сложной ситуации.
Соблюдая данные правила, возможно снизить тревогу пациента и его семьи:
- Позволить пациенту делиться своими ощущениями о своем состоянии.
Позволить ему обдумать свои страхи и ощущения, упорядочить мысли. Выделить для этого достаточное количество времени
- Обсудить способы уменьшения стресса (воображение, релаксация)
- Обеспечить выражение позитивных эмоций – радоваться жизни самим, уметь это лучше оценивать у других и т.д.
- Позаботиться о том, чтобы пациент/семья могли вас разыскать, если у них возникнут проблемы.
- Дать номера телефонов тех людей, которым можно звонит в случае необходимости – это создаёт ощущение безопасности.
- Убедить пациента/членов семьи включиться в процесс оказания помощи. Оказывая умелую физическую помощь, научить пациента оказывать её самому в пределах его возможностей. Помогать пациенту укреплять систему поддержки (семья, друзья, посетители, медицинский персонал, добровольцы, группы поддержки) – у пациента возникает ощущение, что он среди своих, это преумножает самосознание.
Особенности взаимодействия с умирающим человеком
Чаще прикасайтесь к руке умирающего. Психологи установили, что человеческое прикосновение – это мощный фактор, изменяющий практически все физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела. «Прикосновение – это первый язык, которому мы учимся, входя в мир» (Д. Миллер).
Служение больному «присутствием» имеет мощный психологический эффект даже когда у вас нечего ему сказать. Родственники или друзья могут просто тихо сидеть в комнате, не обязательно близко к кровати больного. Очень часто больные говорят, как это успокаивает и умиротворяет, когда просыпаешься и видишь невдалеке знакомое лицо.
Фильмы о проблемах людей, столкнувшихся со смертельными тяжелыми болезнями.
Проблемы людей, столкнувшихся со смертельными тяжелыми болезнями, очень хорошо показаны во многих художественных фильмах. Вашему вниманию рекомендуются некоторые фильмы к просмотру. Они заставляют задуматься о ценности жизни, о смерти, о важности любви, о смысле жизни.
Художественный фильм «1+1» - французская драма 2011 года, основанная на реальных событиях. Режиссер - Оливье Накаш. Главный герой - богатый аристократ, который полностью парализован после крушения на параплане. Он находит себе помощника, на первый взгляд совершенно неподходящего для этой роли.
Художественный фильм «Ты не Ты» - американская драма 2014 г. Режиссер - Джорж К. Волф. Главная героиня - молодая красивая женщина, которая живет в счастливом браке, мечтает иметь детей, обожает игру на пианино. Но все рушится после постановки смертельного диагноза - боковой амиотрофический склероз.
Художественный фильм «Хорошие дети не плачут» - режиссер Денис Ботс (Нидерланды, 2012 г.) Что может быть страшнее смерти? Смерть ребенка. Фильм о страшном диагнозе - лейкемия, который поставлен шестикласснице Экки. Как эта отважная девочка до последнего борется за свою жизнь, но ...
Художественный фильм «Уже скучаю по тебе» - британский драматический фильм 2015 г. Режиссер - Кэтрин Хардвик. Главная героиня - Милли, ей 40 лет, она в счастливом браке, семья, дети, друзья - все есть. В ее жизнь врывается страшный диагноз - рак груди.
Художественный фильм «Я буду рядом» - российско-украинский фильм 2012 года. Режиссер - Павел Руминов. Главная героиня - Инна воспитывает сына, одна. Она узнает, что у нее неизлечимая форма рака. Чтобы сын не остался сиротой и не видел ее страшный и тяжелый уход, она находит ему приемных родителей...
Художественный фильм «Не могу сказать прощай» - Советский фильм 1982 года, режиссера Бориса Дурова. Фильм со счастливым концом. Главный герой - лесоруб, получает тяжелейшую травму позвоночника, он парализован. Его бросает жена. Он на грани самоубийства. К нему приезжает любящая его девушка, которую он когда-то бросил. Она помогает ему справиться с депрессией и восстановиться после травмы.
Используемая литература и фотографии.
- Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
- Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
- Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
- Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
- Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
- Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
- Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.
- Скляр Е.Н. Учебно-методический комплект занятия со слушателями отделения повышения квалификации по теме «Психологические аспекты паллиативной помощи взрослым» - Москва, 2016 г.
- Фото: tomhussey.com
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями