Медицинская психология

Психологические аспекты паллиативного ухода

Ценности паллиативной медицины

Автономия

В процессе оказания паллиативной помощи необходимо признать ценность человека и уважать его как уникальную личность. Помощь может осуществляться только в том случае, если пациент и члены его семьи готовы ее принять. В идеале пациент должен иметь право выбора места получения помощи, методов и вариантов лечения.

В случае, когда возможности принимать решения пациентом утрачены или он не желает этого делать, получение информации и принятие решений перекладывается на родственников, юристов или медицинских работников. В некоторых странах перенос ответственности за принятие решений с пациента на родственников происходит чаще, с других реже. То есть важное значение оказывают культурные ценности.

Все основные вопросы своей «медицинской судьбы» пациент имеет право решать сам. Медицинский работник и родственники пациента должны уважать его выбор. Но автономия пациента совершенно не означает, что теперь он командует медицинским работником. Иначе говоря, дело не в том, что этот принцип ни при каких условиях не должен нарушаться - существенно, чтобы мы сами отдавали себе отчет в том, что нам приходится, мы вынуждены идти на нарушение. И если в той или иной конкретной ситуации требования принципа автономии вступают в противоречие с требованиями какого-либо другого принципа, например, принципа “не навреди”, то возникает необходимость нарушить один из них.

Достоинство

Предполагается, что при оказании паллиативной помощи персонал относится к пациенту с уважением, открытостью, чуткостью, принимая во внимание его личностные, культурные и религиозные ценности, надежды и устои. Задача паллиативной помощи - обеспечить обстановку, в которой пациент может чувствовать уважение своего достоинства, а персонал уважать достоинства пациента.

Качество жизни

Объем и характер помощи определяются главной целью – улучшение качества жизни пациента в соответствии с его представлениями и пожеланиями. Определить, что такое «качество жизни», может только сам пациент, нуждающийся в паллиативной помощи. Показатели качества жизни конкретного больного, так же как и составляющие этих показателей, часто изменяются по мере прогрессирования заболевания. Качество жизни зависит в большей степени от восприятия имеющегося несоответствия между ожиданиями и фактическим состоянием человека, чем от степени нарушения функций.

Устойчивость пациента

Хорошо, когда в процессе осуществления помощи используются возможности и опыт пациентов. Устойчивость – это способность пациента жить с неизлечимым заболеванием и преодолевать обусловленные болезнью проблемы, психологически принять необходимость изменения планов на будущее, обусловленных преждевременным уходом из жизни. Предполагается установка человека на имеющиеся ресурсы: психические, физические и социальные. Важно поддерживать атмосферу сотрудничества между пациентом, медицинским персоналом и социальными службами.

Отношение к жизни и смерти

Важно осознать и признать, что смерть является таким же важным явлением в жизни человека, как и рождение.

Общение

Для предоставления качественной паллиативной помощи необходимо применять развитые навыки эффективного общения.

Image

Работа команды в паллиативной помощи

В психологии выделяется два понятия – «рабочая группа» и «рабочая команда». Главное отличие между этими понятиями в том, что каждая команда имеет общую цель, что не характеризует каждую рабочую группу. Именно общая цель является тем фактором, который способствует объединению усилий и профессиональных знаний членов команды паллиативной помощи для поддержки неизлечимого больного и его семьи.

Для того чтобы понять, почему важна командная в паллиативной помощи, мы должны разобраться с тем, что происходит с семьей, в которой все до определенного момента жили в согласии и все повседневные заботы и проблемы решали общими силами, и которая в один момент получает известие, что их родственник (отец, мать, ребенок) неизлечимо и тяжело болен. В такой ситуации семья пытается мобилизоваться, и все свои внутренние ресурсы направляет на помощь и поддержку больному.

Болезнь имеет свое течение. Необходимо повторное, длительное лечение в больнице. Кто-то вынужден все это время проводить вместе с больным, может даже уволиться с работы, так как не на кого оставить больного. Могут быть ситуации, что кто-то становится единственным кормильцем семьи. Болезнь влечет за собой все большие расходы, как на медикаменты, так и на особое питание и средства ухода. В семье наступает момент психологического упадка – кризиса. Семья может полностью отгородиться от окружающих: своих прежних друзей, родственников, но все же, всеми силами семья продолжает жить.

Часто в семье начинается поиск виновных, возникают ссоры, разногласия. Появляется множество вопросов, на которые семья самостоятельно не способна найти ответы и нуждается в поддержке.

Вот так выглядит самая обыкновенная и наиболее часто встречаемая модель поведения семьи, в которой есть неизлечимо больной человек, и которая попадает в кругозор специалистов команды паллиативной помощи. Часто такая семья отказывается от паллиативной помощи, потому что внутренний кризис семьи настолько тяжел, что люди не способны оценить ситуацию критически. В то же время психологический упадок родственников настолько велик и незнание того, что произойдет настолько пугающе и угрожающе, что они соглашаются на первый разговор с профессионалами команды паллиативной помощи.

Именно первый разговор с семьей очень важен. Специалист, который ведет беседу, должен быть настолько профессиональным, чтобы создать в семье ощущение понимания проблемы. В свою очередь для команды паллиативной помощи это является первой информацией о новой семье, ситуации в ней, и в дальнейшем опеку над семьей реализует команда паллиативной помощи. Параллельно течению неизлечимой болезни, развивается множество психологических, социальных и духовных проблем, и один специалист не в силах их все разрешить. Участниками паллиативной команды являются: пациент, близкие родственники и друзья, врачи и медицинские сестры, участковый терапевт, психолог, психотерапевт, психиатр (по необходимости), социальный работник, священник (по необходимости), волонтеры (по возможности).

Основные принципы работы в команде паллиативной помощи, которые в свое время сформулировали Макинтайр и Салас (1995):

1. Член команды должен обеспечивать взаимную обратную связь.

2. Члены команды должны быть готовы помочь друг другу в выполнении рабочей задачи.

3. Команда должна воспринимать себя как одно целое и понимать, что успех команды зависит от взаимосвязи между участниками команды.

4. Члены команды зависят друг от друга.

5. Лидер команды служит примером остальным членам команды.

+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми

Правила обратной связи таковы:

1. Говорите о том, что конкретно делает, говорит данный человек, когда его поступки вызывают у Вас те или иные чувства.

2. Если говорите о том, что ВАМ не нравится в данном человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давайте оценок. Помните: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о Вас и связи с этим человеком, как Вы воспринимаете данного человека, что Вам приятно и что Вам неприятно.

Принятие решений в команде паллиативной помощи:

  1. Определение цели. Совместное определение цели имеет свои преимущества, так как в распоряжении специалистов имеется больше информации, знаний и опыта, чем у отдельно взятого специалиста. Важно, чтобы цель была четко сформулирована и понятна каждому специалисту команды.
  2. Определение проблемы. Важно, чтобы вся команда одинаково понимала суть проблемы, каждый в рамках своей компетенции. Если это не достигается, то возможно, что в дальнейшем каждый член команды об определенной проблеме будет говорить на «своем языке», так как каждый имеет свое представление о проблеме.
  3. Выдвижение альтернатив. В данном случае обязательно необходимо дать возможность каждому специалисту команды выразиться лично. Если этого не сделать, то возникает риск потери ценных предложений и решений.
  4. Оценка альтернативы. На данном этапе начинается дискуссия команды, выдвигаются профессионально обоснованные аргументы и контраргументы, участники команды принимают разные роли – инициатора, оппозиционера, наблюдателя и др. На данной стадии происходит не только интенсивная межперсональная коммуникация, но и взаимодействие на эмоциональном уровне. Важно следить, чтобы эмоциональные проявления специалистов команды не затмили обсуждение сути проблемы (борьба за идею не переросла в личностную борьбу).
  5. Выбор альтернативы. Принятое решение не всегда удовлетворяет всех специалистов команды, но оно принимается согласно стереотипному принципу – правда за большинством. Оптимальным вариантом является достижение консенсуса. Команда паллиативной помощи состоит из специалистов разных отраслей, вместе с этим в оценке клинического случая и выборе альтернативы каждый из специалистов играет важную роль.
  6. Осуществление принятого решения. эффективность принятого решения определяют два фактора – качество решения и поддержка команды. По этой причине очень велика роль консенсуса команды. Если он не достигается, то часть членов команды, подчиняясь мнению большинства или руководителя, работают формально.
  7. Контроль осуществления решения. Контроль над осуществлением решения и критериями оценки достигнутого результата обычно является компетенцией руководителя, хотя в отдельных случаях возможен самоконтроль группы. В решении клинических случаев и новых проблем часто необходим творческий подход, поэтому важно создать особую атмосферу, способствующую творчеству команды. Для этой цели можно использовать специальные методы, например, обмен мнениями.
Image

Общение с пациентом и его семьей

Доверие – это самое главное условие эффективного общения с больным человеком и его семьей. Очень важно чувствовать лимит времени, понимать значимость сегодняшнего момента, потому что «завтра» может и не быть. Мотив общения должен звучать, примерно так: «Сделай это сегодня». Работая в паллиативной медицине важно самим научиться жить сегодняшним днем, получая радость от сиюминутного ощущения жизни!

В нашем обществе принято, что женщинам позволительно плакать и выражать свое горе, а мужчины и этого лишены. С детства мальчикам внушают, что настоящие мужчины не плачут. Они должны быть сильными. И часто мужчины не выдерживают такого прессинга и пробуют заглушить свою потерю в алкоголе. Все это еще больше усугубляет проживание потери у всей семьи в целом. Близкие люди чувствуют, что жизнь остановилась, они ничего больше не хотят, ничего больше не могут и ничего больше не чувствуют.

Одной из главных задач на этом этапе работы с родственниками дать возможность выговориться, рассказать, выплакаться и подтвердить, что все эмоции, которые они испытывают в данный момент это нормально и естественно.

Следующая задача обратить внимание родственников к собственной жизни, к их желаниям. Объяснить о том, что только находясь в ресурсном состоянии у них есть возможность оказать поддержку больному человеку. Для социальной интеграции в общество, для восстановления возможности общения можно организовать группы поддержки, самопомощи.

Для определения проблем помощи медицинская сестра собирает информацию, соблюдая 4 аспекта:

  • среда – семья, внутренние и внешние ресурсы дома.
  • психосоциальный – обращение, отношение, общение с другими и развитие
  • физиологический – состояние основных функций (слух, зрение, речь и язык, зубы и ткани рта, когнитивное состояние, боли, сознание, кожа, волосы, т.д.)
  • действия, которые связанны со здоровьем – действия, которые обеспечивают помощь пациенту, чтобы пациент чувствовал себя максимально комфортно, принимая во внимание его привычки, связанные с питанием, сном, отдыхом, физической активностью, личной гигиеной, принятием назначенных медикаментов, процедурами.

Для оказания эмоциональной поддержки семьи, важно соблюдать совместное общение.

+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми

Принципы, или этапы, построения такого общения:

1.«Доминанта на лицо собеседника». Именно в этот момент, когда мы смотрим в глаза, мы признаем личность человека.

2.«Целостное видение сущности человека». Данный принцип предполагает рассматривать личность человека как сочетание его «идеального Я» и его «наличного Я» — настоящего состояния, которое отягощено физическими ограничениями, негативными переживаниями, неадекватными реакциями.

Для понимания этого принципа можно представить себе музыканта, исполняющего шедевр на разбитом фортепиано. Человек — музыкант, а его тело с различными нарушениями — умственной отсталостью, ДЦП, гидроцефалией и т.п. — это разбитое фортепиано. Естественно, шедевра не получится. Данный принцип призывает научиться находить скрытую сущность за его видимым состоянием.

3.«Вненаходимость (отстраненность) от наличного состояния человека». Он должен помочь объективно и полно воспринимать больного человека. Этот подход не означает холодности или безразличия. Речь идет о том, что нельзя входить в состояние пациента и отождествляться с его внешними проявлениями. Надо иметь в виду, что полное погружение в отрицательное состояние грозит утратой внутреннего равновесия медицинской сестры. Поэтому медики своеобразным образом становятся составной частью процесса скорби. В период кризиса это вход в жизнь других людей. Специалисты встречаются с огромным числом эмоционально сложных ситуаций, и это способно опустошить человека, потому что, постоянно соприкасаясь с бедами чужих людей, медицинские работники вынуждены соприкасаться с личным опытом потерь. Так же медики могут получать оскорбления, различные проявления эмоций от семьи, беды которой могут проявляться в качестве злости направленной против работника. К тому же медицинские работники могут воспринять смерть ребенка как личную неудачу, профессиональную ошибку или, как и родители, потерю ребенка.

Принцип «вненаходимости» позволяет нам иначе взглянуть на больного. Так, в агрессии можно увидеть не осознанное вредительство или сумасшествие, а проявление страха и недоверия к окружающему миру и людям, а также способ добиться желаемого. Оказывается, что можно не наказывать или изолировать больного, не делать ему успокоительный укол, а обнять и прижать к себе, чтобы дать ему почувствовать защищенность, тепло и понимание. Объяснить ему: «Я с тобой, не бойся, я не ухожу, я тебя держу крепко и не отпускаю». После этого человек часто успокаивается и идет на контакт.

4.Выслушивать пациента или членов семьи: не выражать суждений, которые не относятся к ситуации, не быть рассеянным, не отклоняться от темы разговора, создавать интимность двустороннего разговора, побуждать, помогать пациенту/семье рассказывать. Во время разговоров временами спрашивать пациента всё ли понятно или есть какие-нибудь вопросы. наблюдать за реакцией пациента, чтобы он убедились, что ваша деятельность совпадает с его интересами. Побуждение пациента/семьи выражать свои чувства просит от работников эластичное реагирование, и это занимает время и может быть эмоционально опасным процессом, потому что у медицинского работника могут быть актуальны или нерешены личные потери. Поэтому, ВАЖНО соблюдать принцип вненаходимости.

Image

Этапы принятия смерти

Важный вклад в понимание умирающего человека внесла психолог и врач Э. Кюблер-Росс своей книгой «О смерти и умирании». На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, как умирающие на различных этапах умирания примиряются с фактом своей скорой смерти. Автор различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность. Если мы не покидаем умирающих в одиночестве, если мы прислушиваемся к их надеждам, больные быстро проходят все пять этапов... Иногда один из этапов может быть пропущен, иногда больной возвращается назад. На основании опыта Э. Кюблер-Росс описаны различные этапы умирания.

Этап Шока и Отрицания. Когда смертельно больной узнает о своем диагнозе или постепенно осознает правду о своем положении, он проходит через этап шока, который характеризуется нежеланием признавать реальность. Он реагирует на тяжелую реальность иллюзией здоровья и хорошего самочувствия: «Нет, нет, это не касается меня! Это происходит не со мной, со мной такого быть не может». Такая реакция помогает больному притупить шок, вызванный известием о предстоящем конце, и постепенно привыкнуть к сложившемуся положению. В стадии отрицания мы не должны мешать больному; мост к человеку должен строиться от него, а не от себя.

 Шок переживает не только умирающий, но и его близкие. Они осознают, что их слова мало значат, их ожидания нереальны и что они сами склонны закрывать глаза перед лицом смерти. Они также вовлекаются в нежелание больного признавать реальность, и это укрепляет их потребность в отрыве от действительности.

Часто бывает так, что близкие больного все еще держатся за отрицание реальности, в то время как сам больной уже начинает готовиться к ней. Умирающие понимают эти потребности своих близких и часто делают вид, что не признают реальности, хотя на самом деле уже начинают сознательно смиряться с ней. Некоторые способны вынести встречу с умирающим лишь при том условии, что полностью отстраняются от него.

Этап Протеста (гнев, агрессия). За этапом отказа признавать реальность следует этап эмоций. Умирающего охватывает бурный поток чувств. Он приходит в состояние гнева и ярости: «Почему это должно было случиться со мной?» Гнев может обратиться на близкого человека, врача, медицинскую сестру, священника и Бога. Он вспыхивает по самым незначительным поводам и часто никак не спровоцирован теми, против кого направлен. Часто умирающий даже не в состоянии выразить свой гнев, так как ему мешает привычка к внешнему и внутреннему контролю. Внешний контроль осуществляют лица, сопровождающие умирающего, поскольку они не допускают негативных эмоций, предпочитая иметь дело с дружелюбными и послушными пациентами. Многие имеют также сильный внутренний контроль, направленный против негативных эмоций, поскольку считают их недостойными христианина, и не решаются выразить свой гнев. В стадии агрессии целесообразно дать больному «выплеснуться».

+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми

Общий принцип: дать больному «выплеснуться» — не всегда может быть приемлем. У части больных встречаются выраженные параноидальные идеи «околдовывания» — воздействия, которое якобы привело их к болезни, поэтому, не отказываясь от общего принципа, нужно вступать в диалог и пытаться различными доводами разубедить больного и вызвать у него критическое отношение к бредоподобным идеям. Объяснением необходимости такой тактики служит то, что такие больные, не обладая умением «выплеснуться», часто новое здание строят на ложном основании. У больных этого типа особой значимостью наделен свой собственный мир, и крушение этой модели носит трагический оттенок. Поэтому в беседе возможно, подчеркнув значимость ценностей пациента, его мира, убедить его, что ничто в мире не исчезает, конца нет, и его мир так же не может исчезнуть. Проще говоря, при утрате больным веры в жизнь и ее смысл необходимо вернуть ему эту веру.

На этом этапе особенно тяжело приходится тем сопровождающим, кто слишком личностно воспринимает вспышки гнева умирающего. Если вы не в состоянии воспринять вопрос: Почему это должно было случиться со мной? как выражение муки и страха больного, вам приходится искать на него другой, все объясняющий ответ, и вы не можете его найти. Место сочувственного восприятия больного заменяют тогда многочисленные слова, которые не достигают больного в его страданиях и мешают ему выразить свои чувства. Если же сопровождающий, напротив, проникается чувствами больного так глубоко, что едва сохраняет способность поддерживать дистанцию между ним и собой, то поток чувств больного становится еще сильнее, пока он не утонет в нем. На этом этапе умирающие нуждаются в сопровождающих, которые готовы выслушивать их и иногда также переносить их беспричинный гнев, так как знают, что такое отношение помогает умирающему в те минуты, когда подавить свой гнев он не может. Если сопровождающий понимает чувства больного и свои собственные, он может помочь больному избежать депрессии.

Этап Переговоров о продолжении жизни (торг). После стадии отрицания реальности и последующего этапа взрыва эмоций следует этап переговоров. Подобно тому, как ребенок в ответ на отказ в выполнении его просьбы сначала бурно протестует, а затем пытается обойти этот отказ с помощью ловких маневров, так и умирающие торгуются об отсрочке - например, с Богом. В качестве платы они могут предложить отдать свою жизнь Богу, например, посвятить оставшиеся годы своей жизни службе в церкви. В любом случае такие попытки переговоров очень естественны для человека и вполне нормальны.

Подобно тому, как для умирающего этап переговоров может закончиться духовной и религиозной распродажей, так и многие сопровождающие тоже ощущают свое духовное банкротство. Ответы, даваемые ими на важнейшие вопросы, оказываются непригодными не только для умирающего, но и для них самих. Если они участвуют в торговле, затеянной умирающим, то они подвергаются опасности усилить иллюзии больного, в то же время, лишив его понимающего слушателя. Вместе с тем, борьба с надеждой умирающего на какой-либо выход из ситуации полезна ему лишь тогда, когда она помогает ему перейти к следующему этапу.

Этап Негативной и Позитивной депрессии. Этап переговоров редко длится долго, поскольку развитие болезни и характер обращения с больным дают ему понять, в каком положении он находится. На это понимание он может реагировать реалистической надеждой или сомнением. Надежда в этом случае связана не с улучшением или развитием сложившегося положения, а с процессом умирания и жизнью после смерти. Речь идет о таких проблемах, как отказ от искусственного продления жизни любой ценой, надежда на освобождение от боли или возможность чувствовать в свой смертный час рядом с собой близкого человека. Если умирающий, на этапе переговоров, осознавал себя банкротом в области духа и веры, то единственной оставшейся ему реакцией является отчаяние, которое может проявиться, либо как горечь стоика, либо как депрессивное состояние.

+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми

Встречается две формы депрессии:

  • Первая форма депрессии является реакцией больного на переносимые им потери, а именно изменения, постигшие его в результате болезни, неспособность исправить совершенные им ранее ошибки, беспомощность, невозможность выполнять и далее свои обязанности, например, по отношению к семье.
  • Другая форма депрессии связана с угрозой потери жизни и любимых людей. Она служит подготовке к окончательному приятию больным своей судьбы и является частью предсмертного труда умирающего. Эта, вторая, форма депрессии, в отличие от первой, обычно протекает очень спокойно, если больному есть о чем рассказать, что обсудить и привести в порядок.

Если сопровождающему удается быть с больным на этой стадии его духовного развития, то для него открываются различные возможности в борьбе против депрессии. При этом необходимо, чтобы сопровождающий контролировал свои собственные депрессивные проявления. На этом этапе умирающий открыто ищет человеческой близости сопровождающего, чтобы убедиться, что ни теперь, ни в будущем он не будет оставлен в одиночестве. Умирающий стоит теперь перед лицом важнейших вопросов о прошлом и будущем. Сопровождающий может задуматься над вопросом о смысле жизни и быть вместе с умирающим.

Этап Приятия и прощания На последнем этапе, этапе согласия со своей судьбой, умирающий предельно утомлен и слаб. Если он сумел выразить свои чувства и выполнить свой предсмертный труд, то у него возрастает потребность в покое и сне. Он достиг определенной степени покоя и хладнокровия, и круг его интересов сужается. Он может с одобрением сказать: Да, вот и пришел мой последний час. Интеллектуальное проникновение в смерть соединяется с эмоциональной готовностью принять смерть. Если же отчаяние принесло умирающему чувства разочарованности и беспомощности, то он приветствует свою смерть как конец отчаяния и одиночества.

Эти наблюдения показывают, как важно, чтобы тот, кто хочет помочь умирающему, сам ясно понимал свое собственное отношение к умиранию и смерти. Если медицинский сотрудник боится тяжелобольных пациентов, важно, чтобы такой человек имел возможность поделиться своими страхами и неприязнью и был уверен, что его не осудят, а помогут в сложной ситуации.

+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми
+Пожилые люди видят в зеркало себя молодыми

Соблюдая данные правила, возможно снизить тревогу пациента и его семьи:

  • Позволить пациенту делиться своими ощущениями о своем состоянии.

Позволить ему обдумать свои страхи и ощущения, упорядочить мысли. Выделить для этого достаточное количество времени

  • Обсудить способы уменьшения стресса (воображение, релаксация)
  • Обеспечить выражение позитивных эмоций – радоваться жизни самим, уметь это лучше оценивать у других и т.д.
  • Позаботиться о том, чтобы пациент/семья могли вас разыскать, если у них возникнут проблемы.
  • Дать номера телефонов тех людей, которым можно звонит в случае необходимости – это создаёт ощущение безопасности.
  • Убедить пациента/членов семьи включиться в процесс оказания помощи. Оказывая умелую физическую помощь, научить пациента оказывать её самому в пределах его возможностей. Помогать пациенту укреплять систему поддержки (семья, друзья, посетители, медицинский персонал, добровольцы, группы поддержки) – у пациента возникает ощущение, что он среди своих, это преумножает самосознание.
Image

Особенности взаимодействия с умирающим человеком

Чаще прикасайтесь к руке умирающего. Психологи установили, что человеческое прикосновение – это мощный фактор, изменяющий практически все физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела. «Прикосновение – это первый язык, которому мы учимся, входя в мир» (Д. Миллер).

Служение больному «присутствием» имеет мощный психологический эффект даже когда у вас нечего ему сказать. Родственники или друзья могут просто тихо сидеть в комнате, не обязательно близко к кровати больного. Очень часто больные говорят, как это успокаивает и умиротворяет, когда просыпаешься и видишь невдалеке знакомое лицо.

Фильмы о проблемах людей, столкнувшихся со смертельными тяжелыми болезнями.

Проблемы людей, столкнувшихся со смертельными тяжелыми болезнями, очень хорошо показаны во многих художественных фильмах. Вашему вниманию рекомендуются некоторые фильмы к просмотру. Они заставляют задуматься о ценности жизни, о смерти, о важности любви, о смысле жизни.

Художественный фильм «1+1» - французская драма 2011 года, основанная на реальных событиях. Режиссер - Оливье Накаш. Главный герой - богатый аристократ, который полностью парализован после крушения на параплане. Он находит себе помощника, на первый взгляд совершенно неподходящего для этой роли.

Художественный фильм «Ты не Ты» - американская драма 2014 г. Режиссер - Джорж К. Волф. Главная героиня - молодая красивая женщина, которая живет в счастливом браке, мечтает иметь детей, обожает игру на пианино. Но все рушится после постановки смертельного диагноза - боковой амиотрофический склероз.

Художественный фильм «Хорошие дети не плачут» - режиссер Денис Ботс (Нидерланды, 2012 г.) Что может быть страшнее смерти? Смерть ребенка. Фильм о страшном диагнозе - лейкемия, который поставлен шестикласснице Экки. Как эта отважная девочка до последнего борется за свою жизнь, но ...

Художественный фильм «Уже скучаю по тебе» - британский драматический фильм 2015 г. Режиссер - Кэтрин Хардвик. Главная героиня - Милли, ей 40 лет, она в счастливом браке, семья, дети, друзья - все есть. В ее жизнь врывается страшный диагноз - рак груди.

Художественный фильм «Я буду рядом» - российско-украинский фильм 2012 года. Режиссер - Павел Руминов. Главная героиня - Инна воспитывает сына, одна. Она узнает, что у нее неизлечимая форма рака. Чтобы сын не остался сиротой и не видел ее страшный и тяжелый уход, она находит ему приемных родителей...

Художественный фильм «Не могу сказать прощай» - Советский фильм 1982 года, режиссера Бориса Дурова. Фильм со счастливым концом. Главный герой - лесоруб, получает тяжелейшую травму позвоночника, он парализован. Его бросает жена. Он на грани самоубийства. К нему приезжает любящая его девушка, которую он когда-то бросил. Она помогает ему справиться с депрессией и восстановиться после травмы.

Используемая литература и фотографии.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.
  11. Скляр Е.Н. Учебно-методический комплект занятия со слушателями отделения повышения квалификации по теме «Психологические аспекты паллиативной помощи взрослым» - Москва, 2016 г.
  12. Фото: tomhussey.com

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск