Социальная психология

Проблема личности в социальной психологии. Социализация личности.

К основным проблемам личности в социальной психологии относят:

  • Проблему социализации.
  • Проблему социальных установок.
  • Анализ социально-психологических качеств личности.

Социализация

Существует большое количество различных определений понятия социализации.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании социальных норм, ролей, приобретении знаний, умений и навыков.

Социализация личности — это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаря речи он, в свою очередь, получает возможность общаться с себе подобными, т. е. взаимодействовать с окружающими его людьми.

Социализация — это познание индивидом созданной людьми цивилизации, приобретение опыта социальной жизни, превращение из природного и общественное существо, из индивида в личность.

Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил поведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

Социализация — это многогранный процесс, имеющий различные аспекты, по особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми.

В качестве основных источников социализации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации.

Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека.

Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.

Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социальные установки

Социальная установка – определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

Синоним – аттитюд (attitude) – позиция, отношение.

Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Социальная установка состоит из трех компонентов:

Когнитивный – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета

Аффективный – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

Поведенческий – готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Разновидности социальной установки

Стереотип – это социальная установка с застывшим, обеднённым когнитивным компонентом. Чем уже кругозор – тем больше стереотипов

Понятие «Стереотип» введено в науку американским психологом У. Липпманом в 1922 г. Стереотип - это упрощенное, заранее принятое представление о предметах и явлениях действительности, не вытекающее из собственного опыта человека, а возникающее на основе опосредованного восприятия.

Особенности социального стереотипа:

  • Людям психологически легче характеризовать человеческие группы недифференцированно, грубо и пристрастно (по социальному, конфессиональному, этническому и пр. признакам).
  • Категоризация имеет тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.
  • Изменения в социальной, политической и экономической сферах могут обуславливать изменение стереотипа, однако это бывает отсрочено во времени.
  • Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
  • Социальные стереотипы ярко проявляются на поведенческом уровне в условиях напряженности или конфликта становятся определяющими детерминантами поведения.

Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием когнитивного компонента, влияющая на восприятие социальных объектов и явлений.

Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристаллизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию.

Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений» показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

Личность в социальной психологии

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Невозможно изучать личность, не изучая при этом ее социальные связи.

Сложность заключается в том, что личность формируется только в системе определенных социальных взаимоотношений. Сама личность является результатом этих социальных взаимоотношений, и в то же время, личность – это активный созидатель и творец этих отношений.

Взаимоотношения основываются на определенных побуждениях (интересе, осознании необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения и т. д.), они затрагивают некоторые поведенческие аспекты (речь, действия, мимику, жесты и т. п.), включают соответствующие эмоциональные состояния и чувства (удовлетворенность, симпатию, антипатию, взаимное притяжение), познание (восприятие другого человека, мышление, воображение, представление), волевые проявления (выдержку, владение собой в ситуации конфликта).

Взаимоотношения формируются не только в процессе прямого взаимодействия людей, влияя, в свою очередь, на его ход и результаты, но и с учетом занимаемых ими позиций в труде и общении.

Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным «психологическим весом», престижем.

Социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личности достигает своими собственными усилиями.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, читателя, слушателя, телезрителя и т. д.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальная роль — это социальная функция личности, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль — это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций.

Термин «социальная роль» прочно вошел в содержание предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;
  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, модель поведения, социальная функция и даже набор норм.

Основные характеристики социальной роли:

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая часть – размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Лидерство

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием» «цель». Действительно, нелепо выглядел бы лидер, не имеющий цели.

Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.

Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. качеств, которые внушают им веру в него, побуждают их признать его влияние на себя.

«Естественное» лидерство — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников.

Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Лидер — это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Поэтому, если перевести лидера в другую группу или назначить его сверху в качестве руководителя, то это не гарантирует дальнейшей эффективности.

Хорошо показаны проблемы лидерства и руководства в к/ф «Дублер начинает действовать» 1986 г. пр-ва СССР. Здесь видна и значимость командной работы, вскрыты проблемы самоуверенной неопытности, стагнации личности и профессионала.

Краткое содержание фильма: с разрешения министерства на одном из крупных заводов начали эксперимент, в ходе которого молодые специалисты заняли руководящие посты.

Используемая литература.

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  3. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  6. Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
  7. УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
  8. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск