Социальная психология

Введение в социальную психологию

Социальная психология – это раздел психологической науки, изучающий психологические связи между людьми и разрабатывающий пути их совершенствования в процессе жизни и деятельности. Социальная психология исследует поведение человека в группе, как человек воспринимает других, общается и влияет на других.

Задачи социальной психологии

1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей;
2. Выявление закономерностей функционирования социально-психологических явления и процессов в различных социальных условиях.
3. Анализ факторов, обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности.
4. Изучение своеобразия явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение и общение включенных в нее людей.
5. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.
6. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной, политической, экономической и управленческой психологии.

Место социальной психологии в системе наук

866584567547

Методы социальной психологии

1. Организационные методы (подходы).
1). Сравнительный метод
    Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объект изучения в некоторый момент времени. Данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними.
    Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. С человеком современного вида сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляет зоопсихология, антропология, палеопсихология, археология, этология.
2). Лонгитюдный метод
    Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.
3). Комплексный метод
    Как правило, междисциплинарное исследование объектов.

2. Эмпирические методы
1). Обсервационные методы
    Наблюдение относится к числу наиболее доступных методов изучения социально-психологических явлений. Различают:
• включенное наблюдение, когда наблюдатель является участником исследуемого явления, и невключенное наблюдение, «со стороны»;
• прямое и косвенное,
• открытое и скрытое (инкогнито),
• полевое и лабораторное.

По упорядоченности наблюдения могут быть:
• случайными и систематическими,
• сплошными и выборочными,
• по характеру фиксации — констатирующими и оценивающими, возможно наблюдение смешанного типа.

2). Диагностические методы
    Все разнообразие диагностических методов, применяемых в социальной психологии, можно свести к двум основным типам:
    1) интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;
   2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью анкетеров и т. п.

3. Экспериментальные методы

1). Лабораторный эксперимент. Главная характеристика лабораторных экспериментов заключается в способности исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. У этого метода есть достоинства и недостатки.
    Достоинства лабораторного эксперимента:
• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.
• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.
    Недостатки лабораторного эксперимента:
• Лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, результаты нельзя переносить на внешний мир, поведение участников может быть искусственным.
• Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.

2). Полевой эксперимент В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте.
    Достоинства полевого эксперимента:
• Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор получает более достоверные данные.
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, их поведение может быть более естественным.
    Недостатки полевого эксперимента:
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

3). Естественный эксперимент. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора.
    Достоинства естественного эксперимента;
• Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, исследователь получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия.
• Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.
    Недостатки естественного эксперимента:
• Поскольку экспериментатор практически не контролирует изучаемые переменные, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер.
• Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

4. Биографические методы
Биографические методы (БМ) – это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности.
    БМ – метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности.
    Существует несколько видов биографических методов:
Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации.
Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.
Биографические опросники.
Психологическая автобиография – получение биографической информации от самого изучаемого человека

5. Праксиметрические методы
    Это группа методов, нацеленных на изучение действий и деятельности. Главным образом, трудовых действий и трудовой деятельности.
Хронометрия – это измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов. Синоним – хронометраж.
Профессиография – это отрасль знаний, предметом которой является мир профессий.
Профессиография – часть профессиологии, цель которой – описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям.
Профессиограмма может быть комплексной или рациональной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.

Психология религии — это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления (организационная психология) — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия — слабо пока развитая отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Социальная психология личности — отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.

Психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Краткая история социальной психологии

   Истоки социальной психологии находятся в работах и философских воззрениях античных авторов.
   Например, древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) в работах «Законы» и «Государство» пытается решить проблему разумного, рационального устройства общества. Идеальное устройство общества, по мнению Платона, должно соответствовать совершенной структуре человеческой души. Подобно тому, как душа состоит из трех частей — управляющей (разумной), страстной (аффективной) и вожделеющей (сопряженной с плотскими желаниями и влечениями), правильно организованное человеческое общество, полагал Платон, также должно следовать этой идеальной троичной структуре души. Рациональной ее части соответствует социальный слой жрецов-философов, страстной — воинов-охранников, вожделеющей — работников (крестьян и ремесленников).

   В новое время ярким автором, сформулировавшим острые социально-психологические вопросы, был Никколо Макиавелли (1469-1527), перу которого принадлежит трактат «Государь». В своем остро дискуссионном труде, обнажившим циничность взаимоотношений власти и народа, он рассуждает о следующих проблемах: «О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают», «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх», «О том, каким образом избежать ненависти и презрения», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали».

   В середине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Мак-Дугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний.

   По мнению В. Вундта, психология народов охватывает три большие области и три основные проблемы, требующие специального психологического исследования: язык, мифы, обычаи. Они представляют собой общие духовные явления, которые настолько тесно срослись между собой, что не могут существовать один без другого.

   На рубеже XIX-ХХ веков большое влияние на развитие социальной психологии оказали Уильям Джеймс (1842-1910) и Уильям Мак-Дугалл (1871-1938), которые в своих работах развивали теорию инстинктов социального поведения.
  С точки зрения У. Мак-Дугалла инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они определяют не только поведение человека, но и его сознание. Автор выделяет 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания. И естественным выражением инстинктов, по мнению У. Мак-Дугалла, являются эмоции.

   У. Мак-Дугалл считается одним из основателей социальной психологии. Его идеи повлияли на такие научные школы как бихевиоризм, психоанализ.

Развитие отечественной социальной психологии

Андреева Галина Михайловна (1924-2014)

Российский психолог, социолог и философ, специалист в области социологии и социальной психологии. С ее именем связано развитие социологии и социальной психологии в нашей стране после длительного перерыва, связанного с идеологической системой в СССР. Ее труды: учебник «Социальная психология», «Общение и деятельность» и др.

Петровская Лариса Андреевна (1937-2006)

Российский психолог, специалист в области социальной психологии, доктор психологических наук. Стояла у истоков разработки теории и практики социально-психологического тренинга в нашей стране. Ее труды: «История социальной психологии», «Диагностика и развитие компетентности в общении» и др.

Разделы социальной психологии

    1. Социальная психология групп;
    2. Социальная психология личности;
    3. Социальная психология общения.

Психология групп изучает психологические характеристики малых и больших социальных групп. В рамках этого раздела изучаются такие явления, как: сплоченность, лидерство, конформизм, процесс принятия группового решения и пр.
Социальная психология личности изучает проблему социальных установок, психологических защит, стереотипов и пр.
Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в системе общественных и межличностных отношений.

Используемая литература.

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  3. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  6. Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
  7. УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
  8. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросв.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск