Социальная психология

Социальная психология групп

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях в спортивном зале, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако не всякая совокупность индивидов является группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Социальная группа – это ограниченная размером общность людей, выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной структуре, композиции, уровню развития и пр.

Главные признаки группы:

  1. Наличие структуры;
  2. Наличие организации;
  3. Активное взаимодействие членов группы;
  4. Осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы» в отличие от всех остальных людей, которые воспринимаются как «Они».

Классификация групп

Условные группы – выделяются и объединяются на основе некоторых признаков – половых, возрастных, национальных и др. Люди, включенные в условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных).

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующих в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия, школы или медицинского учреждения, где многие медработники могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (главврачу, заместителям), придерживаться для всех общих правил внутреннего распорядка и т.п.

В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, возрастных, национальных, имущественных и др. Люди, оказавшиеся включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики на основании того признака, по которому их объединили.

Разновидности больших стихийных групп – толпа, масса, публика.

Толпа – образуется на улице по поводу какого-либо события, длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Если событие незначительное (например, дорожно-транспортное происшествие без серьезных последствий) – толпа быстро расходится; если инцидент крупный, вызывающий сильное волнение (например, сообщение о возможном террористическом акте), то возбуждение нарастает, и толпа может перейти к активным мало предсказуемым действиям. Состояние толпы нестабильно, поведение стихийно и может привести к агрессивным формам.

Масса – это более стабильное образование с нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

По уровню развития выделяют следующие группы:

- диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

- ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

- коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

По составу коллективы бывают:

Однородные – лучше решают простые задачи.

Разнородные – более эффективны при решении сложных проблем, а также при интенсивной творческой работе (мозговая атака).

Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, навязанных ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии существуют два понятия «группа» и «организация».

По степени психологического принятия со стороны личности группы делятся на «референтные группы» и «группы членства».

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность.

Под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.

К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

Функции референтной группы:

- сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;

- нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.

У каждого человека может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для человека группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования.

К первичным группам относятся общности, имеющие высокий уровень эмоциональных связей, близости, солидарности, привязанности.

Характерными признаками первичной группы являются:

  • немногочисленный состав;
  • пространственная близость членов группы;
  • относительная устойчивость и длительность существования;
  • общность ценностей, норм и форм поведения;
  • добровольный характер связей людей;
  • моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа обычно ориентирована на определенную цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.

Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.

Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К этому типу групп относится, например, электорат той или иной партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

Функции группы:

1) социализации;

2) инструментальная;

3) экспрессивная;

4) поддерживающая.

Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей.

Социализация личности в тех или иных формах осуществляется в течение всей человеческой жизни. Таким образом, различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом.

Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, медицинская бригада, футбольная команда, хореографический ансамбль – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Они называются также группами, ориентированными на задачу. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы. Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми – родными и друзьями.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого может служить эксперимент американского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Примерно 70% участников первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, 70 % испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента — в одиночку или с другими.

Когда человек встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение психологической поддержки или утешения. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

Поддерживающая функция группы может ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом порой человек психологически настолько сближается с другими членами группы, что его вынужденный уход (например, в связи с общим окончанием лечения) тяжело им переживается. Поэтому особым вариантом окончания курса групповой психотерапии является сохранение структуры группы и продолжение общения пациентов между собой уже без врача.

Групповое давление

Групповое давление – это навязывание каждому участнику группы принятых в ней ценностей, норм и правил поведения.

Принятие норм и ценностей группы может происходить по-разному:

  • Свободное принятие.
  • Вынужденное принятие – конформизм внешний (демонстрируется согласие при внутреннем несогласии с большинством) или внутренний (мнение большинства принимается как единственно правильное).
  • Непринятие норм – нонконформизм или негативизм.

Внешний конформизм – это вынужденное согласие с требованиями большинства, видимость принятия норм и ценностей группы, внешнее согласие с правилами поведения в группе. Проявляется в ситуации, когда у человека нет возможности, смелости высказать свою позицию. Это приспособление к сложившимся обстоятельствам.

Внутренний конформизм – это некритическое следование за большинством, слепое доверие правилам, нормам, ценностям и мнениям, присущим значимой группе.

Внешний конформизм может трансформироваться во внутренний, если давление группы остается таким же сильным, а у человека нет опоры для сопротивления.

Нонконформизм – это стремление во что бы то ни стало отличаться от большинства, это непринятие общепринятого порядка, правил, ценностей и мнений, активное отстаивание противоположной позиции. Часто нонконформизм называют обратной стороной конформизма, так как в его основе лежит такая же зависимость от группы и несамостоятельность мышления.

Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма или нонконформизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности.

В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Личность в группе

Социальный статус— положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.

Лидерствоэто естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели.

Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других.

Лидер может быть:

  • Формальным.
  • Неформальным.
  • Харизматичным

Формальный лидер – это человек, имеющий влияние силой статуса или должности (начальник, руководитель подразделения и т.п.)

Стили руководства:

Авторитарный стиль – руководитель все решает сам, без обсуждения с сотрудниками, мнение подчиненных его не интересует.

Демократический стиль – руководитель обсуждает вопросы с сотрудниками и учитывает их мнения. По сути, решение вырабатывается совместно, руководитель только управляет ходом совместного обсуждения.

Попустительский стиль – руководитель в стороне, сотрудники принимают решения самостоятельно.

Неформальный лидер – тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности.

Это тот человек, c которым окружающие хотят быть рядом, благодаря его личностным качествам.

Харизматичный лидер – человек, возглавляющий определённую социальную группу благодаря своим исключительным личностным качествам - харизме

Хари́зма – особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении, способность взывать к сердцам.

Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.

Хорошо показаны проблемы лидерства и руководства в к/ф «Дублер начинает действовать» 1986 г. пр-ва СССР. Здесь видна и значимость командной работы, вскрыты проблемы самоуверенной неопытности, стагнации личности и профессионала.

Краткое содержание фильма: с разрешения министерства на одном из крупных заводов начали эксперимент, в ходе которого молодые специалисты заняли руководящие посты.

Используемая литература.

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  3. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  6. Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
  7. УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
  8. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

15 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск