Общая психология

Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.

Аудиолекция


Скачать аудиолекцию (66 Мб.)

Все люди являются в какой-то мере психологами. Человек общается с разными людьми, сталкивается с проблемами, ищет решение, решает повседневные конфликты дома и на работе, преодолевает стресс, делится своим опытом, дает советы близким, друзьям, знакомым. Все это – житейская психология.

Сравнение житейской и научной психологии

Житейская психология

Научная психология

Знания почерпнуты людьми из обыденной жизни, как правило стихийно.

Устойчивые знания, полученные в результате специально организованных теоретических и экспериментальных исследований.

Источник знаний – конкретные люди, опыт общения с ближайшим окружением.

Для исследования доступны многотысячные выборки испытуемых, большое количество опытов.

Знания получаются в результате непосредственного наблюдения за другими людьми.

Доступен большой арсенал методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.

Знания непоследовательны и сумбурны. Передача знаний весьма ограничена от одного человека к другому, существует проблема недоверия между людьми.

Знания упорядочены, зафиксированы в научных трудах. Существуют четкие формы передачи знаний: в учебных заведениях, через научную литературу.

Психология – «Наука о душе»

Термин образован из древнегреческих слов: «psyche» – душа, «logos» – учение, знание.
Истоки психологии – в работах античных философов. Долгое время психология развивалась в рамках философии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Значение слова– «Психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой ми-фологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судь¬бу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произ-вело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюблен¬ные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, выс¬шей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Особенности психологии как науки

    1. Это наука о самом сложном.
    2. Человек одновременно является и субъектом, и объектом исследования.
    3. Практические следствия уникальны: человек, познавая свою психику, учится управлять своими психическими процессами – а это грандиозная задача.
    4. Эта наука одновременно является и естественной, и гуманитарной.
    5. Единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, школы, имеющие свою специфику.
Платон (427-347 гг. до н.э.)+
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)+
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)+
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Предмет психологии в разные исторические эпохи

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Всё — даже растения и камни — имеет душу.
Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа – источник энергии тела.
Мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Во время дыхания наша душа постоянно обновляется.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Душа подобна колеснице, запряженной двумя конями (черным и белым).

Возничий - разум - управляет колесницей, в которую впряжены два коня: один - дикий и неукрощенный, рвущийся идти собственным путём, а другой - породистый, благородный, поддающийся управлению. дикий конь символизирует низшую, необузданную часть души. а благородный - высшую, идеальную.
Но обе эти части (низшая необузданная и высшая идиальная) неразумны, их движения призван согласовывать разум.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Душа – энтелехия тела. Душа делает тело живым. Душа – это суть нашего тела, причина и цель всех действий нашего тела.
Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями.
Entelecheia от греч. – осуществление.

Виды души

    1. Растительная. Способна к размножению и питанию.
    2. Животная. Обладает четырьмя функциями – стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью.

Растительная и животная души – смертны, они есть не только у человека, но также у растений и животных.

Человеческая – разумная душа. обладает еще и способностью к мышлению. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Рене Декарт (1596-1650 гг.)+
Рене Декарт (1596-1650 гг.)
Дж. Локк (1632-1704 гг.)+
Дж. Локк (1632-1704 гг.)

Предметом психологии в новое время стало сознание

Рене Декарт (1596-1650 гг.)

Началом всех начал в науке является сомнение. Следует сомневаться во всем. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: «Я мыслю». Отсюда следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект.
«Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно существую»
Мышление единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях.

Дж. Локк (1632-1704 гг.)

Известен благодаря понятию «tabula rasa» – «чистая доска». Человек рождается с сознанием чистым, как белый лист бумаги, и то, что наполняет его – результат прижизненного познания. Ввел в психологию метод интроспекции – «смотрение внутрь».

Существент два источника знаний:

  1. Внешний мир.
  2. Деятельность нашего ума – рефлексия (познание своего внутреннего мира).
Рефлексии могут быть подвергнуты только состояния собственного сознания. Поэтому единственным методом исследования может быть только метод интроспекции.
Дж. Уотсон (1878 – 1958)+
Дж. Уотсон (1878 – 1958)
В. Вундт (1832 – 1920)+
В. Вундт (1832 – 1920)

Развитие психологии как самостоятельной науки

В. Вундт (1832 – 1920)

Главным предметом изучения является сознание, метод – интроспекция.
В 1879 г. психология была признана самостоятельной наукой.
Немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Вундт открыл первую научную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 г.

Дж. Уотсон (1878 – 1958)

Основатель бихевиоризма, считал главным предметом изучения – поведение.
Он считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и использовать научный объективный метод в своих исследованиях. Только поведение мы можем увидеть внешне, поэтому его и нужно изучать. Главная формула поведенческих реакций: St → R.

З.Фрейд (1856 – 1939)+
З.Фрейд (1856 – 1939)
Бехтерев В.М. (1857 – 1927)+
Бехтерев В.М. (1857 – 1927)
Сеченов И.М. (1829-1905)+
Сеченов И.М. (1829-1905)

Основные задачи бихевиоризма

    1. Выявить и описать типы реакций.
    2. Исследовать процесс их образования.
    3. Изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения.
    4. Научиться подбирать те стимулы, которые вызовут нужную реакцию.

 

З.Фрейд (1856 – 1939)

Основатель психоанализа.
Главный предмет изучения – бессознательное. В структуру бессознательного входят два инстинкта – «либидо» и «танатос». Либидо – инстинкт жизни, танатос – инстинкт смерти.

Бехтерев В.М. (1857 – 1927)

Выдающийся русский психиатр, физиолог, психолог. Открыл в 1885 г. первую в России научную психологическую лабораторию.

Сеченов И.М. (1829-1905)

Основоположник российской психологии.
В своем труде «Рефлексы головного мозга» показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы.

Основные отрасли психологии

Методы психологии

Основной метод

Вариант метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее

Опрос

Устный
Письменный
Свободный
Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест

Эксперимент

Естественный
Лабораторный

Моделирование

Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое

Дополнение к данной лекции "История развития психологии от античности до XX века". 63 страницы (PDF - 526 Kb)

В данном материале приведено краткое описание основных исторических этапов развития психологии как науки. Данный документ содержит необходимую информацию по деятелям психологии – философам, психологам, ученым, описание их идей и теорий, их вклад в развитие психологии. Здесь вы найдете необходимую информацию для выполнения домашнего задания по всем ученым: Гераклит (6-5 вв. до н. э.), Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Рене Декарт (1596-1650), Г.В. Лейбниц (1646-1716), Ч. Дарвин (1809-1882), Г. Эббингауз (1850-1909), Э. Торндайк (1874-1949), В. Джемс (1842-1910), Дж. Уотсон (1878-1958), З. Фрейд (1856-1939), К. Роджерс (1902-1987), Б. Скиннер (1904-1990), И.П. Павлов (1849-1936), И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), Л.С. Выготский (1896-1934), А.Р. Лурия (1902-1977), А.Н. Леонтьев (1903-1979).

Скачать

Имя файла: history-of-psychology-.pdf

4989 264

 

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск