Аудиолекция
Все люди являются в какой-то мере психологами. Человек общается с разными людьми, сталкивается с проблемами, ищет решение, решает повседневные конфликты дома и на работе, преодолевает стресс, делится своим опытом, дает советы близким, друзьям, знакомым. Все это – житейская психология.
Сравнение житейской и научной психологии
Житейская психология |
Научная психология |
Знания почерпнуты людьми из обыденной жизни, как правило стихийно. |
Устойчивые знания, полученные в результате специально организованных теоретических и экспериментальных исследований. |
Источник знаний – конкретные люди, опыт общения с ближайшим окружением. |
Для исследования доступны многотысячные выборки испытуемых, большое количество опытов. |
Знания получаются в результате непосредственного наблюдения за другими людьми. |
Доступен большой арсенал методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д. |
Знания непоследовательны и сумбурны. Передача знаний весьма ограничена от одного человека к другому, существует проблема недоверия между людьми. |
Знания упорядочены, зафиксированы в научных трудах. Существуют четкие формы передачи знаний: в учебных заведениях, через научную литературу. |
Психология – «Наука о душе»
Термин образован из древнегреческих слов: «psyche» – душа, «logos» – учение, знание.
Истоки психологии – в работах античных философов. Долгое время психология развивалась в рамках философии.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.
Значение слова– «Психология»
Своим названием и первым определением психология обязана греческой ми-фологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судь¬бу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произ-вело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюблен¬ные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, выс¬шей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.
Особенности психологии как науки
-
- Это наука о самом сложном.
- Человек одновременно является и субъектом, и объектом исследования.
- Практические следствия уникальны: человек, познавая свою психику, учится управлять своими психическими процессами – а это грандиозная задача.
- Эта наука одновременно является и естественной, и гуманитарной.
- Единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, школы, имеющие свою специфику.
Предмет психологии в разные исторические эпохи
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)
Всё — даже растения и камни — имеет душу.
Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа – источник энергии тела.
Мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Во время дыхания наша душа постоянно обновляется.
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Душа подобна колеснице, запряженной двумя конями (черным и белым).
Возничий - разум - управляет колесницей, в которую впряжены два коня: один - дикий и неукрощенный, рвущийся идти собственным путём, а другой - породистый, благородный, поддающийся управлению. дикий конь символизирует низшую, необузданную часть души. а благородный - высшую, идеальную.
Но обе эти части (низшая необузданная и высшая идиальная) неразумны, их движения призван согласовывать разум.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Душа – энтелехия тела. Душа делает тело живым. Душа – это суть нашего тела, причина и цель всех действий нашего тела.
Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями.
Entelecheia от греч. – осуществление.
Виды души
-
- Растительная. Способна к размножению и питанию.
- Животная. Обладает четырьмя функциями – стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью.
Растительная и животная души – смертны, они есть не только у человека, но также у растений и животных.
Человеческая – разумная душа. обладает еще и способностью к мышлению. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Предметом психологии в новое время стало сознание
Рене Декарт (1596-1650 гг.)
Началом всех начал в науке является сомнение. Следует сомневаться во всем. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: «Я мыслю». Отсюда следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект.
«Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно существую»
Мышление единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях.
Дж. Локк (1632-1704 гг.)
Известен благодаря понятию «tabula rasa» – «чистая доска». Человек рождается с сознанием чистым, как белый лист бумаги, и то, что наполняет его – результат прижизненного познания. Ввел в психологию метод интроспекции – «смотрение внутрь».
Существент два источника знаний:
- Внешний мир.
- Деятельность нашего ума – рефлексия (познание своего внутреннего мира).
Развитие психологии как самостоятельной науки
В. Вундт (1832 – 1920)
Главным предметом изучения является сознание, метод – интроспекция.
В 1879 г. психология была признана самостоятельной наукой.
Немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Вундт открыл первую научную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 г.
Дж. Уотсон (1878 – 1958)
Основатель бихевиоризма, считал главным предметом изучения – поведение.
Он считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и использовать научный объективный метод в своих исследованиях. Только поведение мы можем увидеть внешне, поэтому его и нужно изучать. Главная формула поведенческих реакций: St → R.
Основные задачи бихевиоризма
-
- Выявить и описать типы реакций.
- Исследовать процесс их образования.
- Изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения.
- Научиться подбирать те стимулы, которые вызовут нужную реакцию.
З.Фрейд (1856 – 1939)
Основатель психоанализа.
Главный предмет изучения – бессознательное. В структуру бессознательного входят два инстинкта – «либидо» и «танатос». Либидо – инстинкт жизни, танатос – инстинкт смерти.
Бехтерев В.М. (1857 – 1927)
Выдающийся русский психиатр, физиолог, психолог. Открыл в 1885 г. первую в России научную психологическую лабораторию.
Сеченов И.М. (1829-1905)
Основоположник российской психологии.
В своем труде «Рефлексы головного мозга» показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы.
Основные отрасли психологии
Методы психологии
Основной метод |
Вариант метода |
Наблюдение |
Внешнее (наблюдение со стороны) |
Опрос |
Устный |
Тесты |
Тест-опросник |
Эксперимент |
Естественный |
Моделирование |
Математическое |
Дополнение к данной лекции "История развития психологии от античности до XX века". 63 страницы (PDF - 526 Kb)
В данном материале приведено краткое описание основных исторических этапов развития психологии как науки. Данный документ содержит необходимую информацию по деятелям психологии – философам, психологам, ученым, описание их идей и теорий, их вклад в развитие психологии. Здесь вы найдете необходимую информацию для выполнения домашнего задания по всем ученым: Гераклит (6-5 вв. до н. э.), Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Рене Декарт (1596-1650), Г.В. Лейбниц (1646-1716), Ч. Дарвин (1809-1882), Г. Эббингауз (1850-1909), Э. Торндайк (1874-1949), В. Джемс (1842-1910), Дж. Уотсон (1878-1958), З. Фрейд (1856-1939), К. Роджерс (1902-1987), Б. Скиннер (1904-1990), И.П. Павлов (1849-1936), И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), Л.С. Выготский (1896-1934), А.Р. Лурия (1902-1977), А.Н. Леонтьев (1903-1979).
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями