Межкультурная коммуникация
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.
Наше восприятие других людей и интерпретация их поведения во многом зависит от наших культурных особенностей, от того, какие правила и традиции приняты в нашей семье, нашем обществе, стране.
Межкультурная компетентность – интегративная характеристика, представляющая собой способность осуществлять эффективную коммуникацию в межкультурном контексте.
Типология организационных культур Герта Хофстеде
Герт Хофстеде – нидерландский социолог. Он работал в 1980 годах в известной транснациональной корпорации IBM. Он обнаружил, что в разных странах, где есть офисы этой компании общение с клиентами не всегда проходило гладко, хотя сотрудники соблюдали все правила этики общения и корпоративной культуры, разработанные в этой фирме. Его наблюдения стали началом масштабного мирового исследования культур различных стран (опрошено 116 тысяч служащих в 40 странах).
На основании своего исследования Герт Хофстеде разработал типологию организационных культур.
Для изучения национальной культуры как базового фактора организационного поведения Хофстед предложил использовать следующие параметры, представляющие собой совокупность таких характеристик поведения:
- индивидуализм — коллективизм;
- дистанция власти (степень участия в принятии решений, касающихся всех);
- приемлемость неопределенности;
- мужественность — женственность (маскулинность — феминность);
- временной горизонт ориентации на будущее (короткий — длинный).
Параметр «индивидуализм — коллективизм»
Параметр «индивидуализм — коллективизм» характеризует степень, с которой граждане данной страны или сотрудники организации предпочитают действовать самостоятельно, а не как члены той или иной группы.
Таблица 1. Сравнение по параметру «индивидуализм — коллективизм»
Страны с высокими значениями коллективизма |
Страны с высокими значениями индивидуализма |
Приоритет подготовки работника со стороны компании (тренинг, физическое состояние и т.д.) |
Приоритет личной жизни работника (по затратам свободного времени) |
Эмоциональная зависимость от компании |
Эмоциональная независимость от компании |
Стремление работать в крупных компаниях |
Стремление работать в небольших компаниях |
Преобладают моральные обязательства в отношениях с компанией |
Преобладает трезвый расчет в отношениях с компанией |
Не одобряется инициатива работников или групповая активность |
Стимулирование инициативы работников или групповой активности |
Групповые решения более привлекательны, чем индивидуальные |
Индивидуальные решения более привлекательны, чем групповые |
Более длительный период ученичества (время до повышения в должности) |
Менее длительный период ученичества (время до повышения должности) |
Дистанция власти
Дистанция власти — признаваемая или допустимая степень неравенства между людьми с точки зрения влияния на принимаемые решения. Это фактическая доступность руководства для подчиненных, степень подчеркивания своего статуса.
Таблица 2 Сравнение по параметру «дистанция власти».
Страны с меньшей дистанцией власти |
Страны с большей дистанцией власти |
Родители придают меньшее значение послушанию детей |
Родители придают большее значение послушанию детей |
Менеджеры склонны при принятии решений советоваться с подчиненными |
Менеджеры принимают решения на автократичной и патерналистской основе |
Постоянный надзор и контроль оценивается подчиненными негативно |
Постоянный надзор и контроль оценивается подчиненными позитивно |
Менеджерам больше правится начальник, непосредственно участвующий в делах |
Менеджерам больше правится директивный и мотивирующий начальник |
Подчиненные предпочитают, чтобы менеджеры принимали решения путем консультации или компромисса |
Подчиненные предпочитают, чтобы менеджеры принимали авторитарно или по большинству голосов |
Работники в меньшей степени боятся выражать несогласие с начальством |
Работники боятся выражать несогласие с начальством |
У студентов слова «власть» и «богатство» вызывают чаще позитивную реакцию |
У студентов слова «власть» и «богатство» вызывают чаще негативную реакцию |
Участие подчиненных в управлении рассматривается негативно |
Позитивная установка на участие подчиненных в процессе управления |
Восприятие неопределенности
Восприятие неопределенности. Стремление избегать неопределенности — степень, с которой люди предпочитают действовать самостоятельно, заботясь о себе и своих близких. Речь идет о неопределенности будущего во всех значимых для повседневной жизни аспектах, причем не столько отдаленного, сколько ближайшего завтра (дней, недель, месяцев). В странах с разной культурой люди склонны и неопределенность воспринимать по-своему: в полярных случаях либо как совершенно нежелательное явление, либо почти нейтрально, как неустойчивость погоды.
Таблица 3 Сравнение по параметру «отношение к неопределенности».
Страны, принимающие неопределенность |
Страны, отвергающие неопределенность |
Пониженный уровень тревоги населения |
Повышенный уровень тревоги населения |
Большая готовность жить сегодняшним днем |
Большая забота о будущем |
Меньший уровень связанных с работой стрессов |
Высокий уровень связанных с работой стрессов |
Готовность к переменам |
Сопротивление переменам |
Надежда на успех |
Боязнь поражения |
Большая склонность к риску |
Меньшая склонность к риску |
Конфликт в организации - нормальное явление |
Конфликт в организации нежелателен |
Сравнение по шкале «мужественность — женственность»
Сравнение по шкале «мужественность — женственность». Общества с жестким традиционным разделением и закреплением социальных ролей и трудовых функций между мужчинами и женщинами Г. Хофстеде назвал маскулинными, а общества со слабым разделением ролей — фемининными.
Таблица 4 Сравнение по параметру «мужественность-женственность».
Феминность |
Маскулинность |
Мужчины и женщины должны быть благонравны и заботливы |
Мужчины должны быть настойчивы и амбициозны, женщины тоже могут быть таковыми |
Между семьей и работой имеется равновесие |
Работа превыше семьи |
Симпатия к слабым |
Восхищение сильными |
Как девочки так и мальчики могут плакать, но никому нельзя драться |
Девочкам можно плакать, мальчики не плачут, мальчики должны давать сдачи, девочки – не должны |
Количество детей в семье определяет мать |
Размер семьи определяет отец |
На выборных должностях и в политике много женщин |
На выборных должностях и в политике мало женщин, или они отсутствуют |
Используемая литература.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
- Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
- Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
- УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.
Поделитесь лекцией с друзьями