Профессионально важные качества медработника
Эмпатия – понимание чувств другого человека, сопереживание, чуткость.
Честность. Н.И Пирогов считал, что нужно иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее поделиться своими промахами, чтобы предостеречь от них других людей. Признание ошибок не умалит уважения к медицинскому работнику. А вот скрытая ошибка, даже оставшись необнаруженной, может иметь серьезные последствия как для здоровья больного, так и для психологии самого медицинского работника. Став поведенческим стереотипом, эта привычка может повысить риск возникновения проблем и конфликтов в профессиональной деятельности.
Личностная зрелость – способность принимать на себя ответственность, адекватная самооценка, умение преодолевать трудности в работе.
Аккуратность. Включает в себя аккуратность и опрятность во внешнем виде, поддержание профессионального имиджа, а также точное, тщательное добросовестное выполнение назначений и процедур.
Оптимизм. Он необходим медицинскому работнику как основа внушения пациенту надежды на благоприятный исход, помогающий ему мобилизовать все силы на борьбу с болезнью.
Наблюдательность. Высокий уровень развития зрительных, слуховых и тактильных ощущений имеет большое значение для определения температуры тела, обнаружения вены и т. п. Важно отмечать незначительные изменения в состоянии больных, которые проявляются в выражении лица, температуре тела, настроении, аппетите.
Внимательность. Вежливое поведение, внимательное отношение к больному — важные черты профессионального поведения. Излишне фамильярные отношения или поведение, граничащее с грубостью, могут травмировать психику пациента и негативно отражаться на ходе лечения и протекании болезни.
Высокая эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость – это способность адаптироваться к стрессовым ситуациям или кризисам.
Эмоциональная устойчивость – это эмоциональное свойство личности, проявляющееся в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения.
Чрезмерная эмоциональность так же, как и эмоциональная тупость, может быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий в экстремальных условиях.
От эмоциональной устойчивости зависит во многом наша самооценка, устойчивость к стрессам, здоровье, качество взаимоотношений, исходя из нашего эмоционального состояния мы часто осуществляем наши выборы и принимаем решения.
Сенсомоторное развитие. Деятельность медсестры предъявляет высокие требования к сенсомоторной сфере: движения должны быть точными, соразмерными и ловкими (при осуществлении инъекций, перевязок и других манипуляций).
Типы медсестер (по И. Харди)
Сестра – рутинер (практический тип).
Медицинские сестры этого типа отличаются точностью и строгостью, педантизмом, забывают о человеческой стороне больного. Для такой медсестры характерным является механическое выполнение своих функциональных обязанностей. Она неукоснительно, подобно роботу, выполняет порученные ей задания, скрупулезно, тщательно, часто проявляя необычайную ловкость. Такая сестра делает все, что нужно для ухода за больным, однако не сопереживает, не сочувствует больному, часто проявляет к нему полное равнодушие. Такая медсестра может разбудить больного, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.
Сестра, играющая заученную роль (артистический тип).
Такие сестры строят свое поведение в лечебно-профилактическом учреждении по заранее шаблонно продуманному плану. По отношению к больному проявляется неискренность, появляются элементы показного, искусственного поведения, что приводит к утрате контакта с больным, создается некий барьер. Этот тип отличается аффектированным поведением; такая медицинская сестра пытается без чувства меры произвести впечатление на больного, старается казаться важной.
Тип «нервной» сестры.
Эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, частая грубость – недостатки, которые могут свести на нет всю работу, даже несмотря на профессиональные знания и умения. На лице медсестры этого типа ярко выражено недовольство, присутствует злобный взгляд, который отталкивает больного и вызывает у него негативную ответную реакцию. Такая медицинская сестра часто бывает утомленной, испытывает ощущение, что ее усилия не ценят, раздражена. Она старается подсознательно уклониться от некоторых обязанностей, например из опасения заразиться. Имеется опасность формирования зависимости от лекарств вследствие попыток компенсировать свои психологические трудности.
Мужской тип сестры.
Внешне крупного телосложения, с тяжелой походкой. Решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная, нетерпима к малейшим беспорядкам («генерал в юбке»). Такие медсестры аккуратны, настойчивы, требовательны не только к себе, но и к окружающим. В неблагоприятном случае бывают агрессивными, деспотичными, грубыми или даже агрессивными с больными. В благоприятном случае становится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых медицинских сестер.
Материнский тип.
Медсестра этого типа проявляет чрезвычайную заботливость и сочувствие по отношению к больным. Работа для нее – неотъемлемое условие жизни. Они все могут и повсюду все успевают. Забота о больных для них – жизненное призвание. Своим поведением она вызывает симпатию у пациентов. Часто заботой о других проникнута и вся их личная жизнь. Вместе с тем при крайнем варианте поведения этого типа существует опасность нарушения профессиональной дистанции в общении с больными.
Тип специалистов.
Фанатично предана своей работе, полностью отдается профессиональной деятельности. Ее интересует узкая сфера специальной деятельности, вне которой она себя не представляет. Сестры-специалистки, работающие, например, на электрокардиографе или электроэнцефалографе, нередко испытывают чувство превосходства над медицинскими сестрами, работающими в отделениях; если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом складываются напряженные отношения.
Этапы профессионального становления медработника
Предварительный этап — получаем общее представление о профессии.
Развитие интересов и способностей.
Подготовительный этап — получаем среднее или высшее профессиональное образование.
Осознанный или вынужденный выбор.
Этап адаптации — начало профессиональной деятельности.
Деятельность носит репродуктивный характер.
Этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала.
Современная профессиональная деятельность медсестры отличается высокой сложностью, поэтому ей необходимо быть разносторонне образованной, постоянной совершенствовать профессиональную компетентность.
Используемая литература.
- Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
- Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
- Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
- Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
- Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
- Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
- Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями