Общая психология

Сознание человека

Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.

Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание человеком самого себя является очень сложным и длительным процессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продолжается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как существу общественно-историческому.
Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.

Характеристики сознания

Активность – воздействие на окружающий мир.

    • Интенциональность – направленность на какой-либо объект.
    • Способность к рефлексии – самонаблюдение.
    • Мотивационно-ценностный характер – система идеалов и ценностей.
    • Различные уровни ясности – во время дремоты, активной деятельности, монотонного труда или отдыха.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Главные функции самосознания

    • Познание себя.
    • Усовершенствование себя.
    • Поиск смысла жизни.

Этапы развития самосознания

Я – концепция

Сначала человек познает свои внешние особенности, сравнивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. Затем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название «образа – Я» или «Я-концепции».

Я–концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе.

Компоненты Я – концепции:

    1. Когнитивный – что человек знает о своих качествах, способностях, внешности и пр.
    2. Эмоциональный – проявляется в самоуважении, себялюбии, либо самоуничижении и пр.
    3. Оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение окружающих и т.д.

В состав Я – концепции входят:

    1. Я – реальное – представление о себе в настоящем времени.
    2. Я – идеальное – то, каким человек по его мнению должен стать, ориентируясь на моральные и этические ценности.
    3. Я – динамическое – то, каким человек намерен стать.
    4. Я – фантастическое – то, каким человек желал бы стать, будь это возможно.

На основе образа Я концепции формируется самооценка личностью своих качеств, которая определяет ее отношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

Самооценка

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Виды самооценки:

Завышенная – переоценка своих способностей, высокомерие, зазнайство, хвастовство.
Заниженная – неуверенность в себе, стеснительность, недооценка своих способностей и личностных качеств.
Адекватная – уверенность в себе, трезвая оценка своих сильных и слабых сторон.

Главные функции, выполняемые самооценкой

    • Регуляторная – обеспечивает принятие решений.
    • Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и её независимости.
    • Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
    • Отражающая – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
    • Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
    • Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.

 

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватными. При адекватной оценке уровень притязаний является нормальным и личность добивается успеха в том виде деятельности, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.

При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным.

При заниженном уровне притязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завышенном уровне притязаний личность переоценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и возможностей у личности начинает проявляться или комплекс неполноценности или комплекс превосходства.

При наличии комплекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса превосходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презрительное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснованными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убедившись в своем крахе, он приходит в подавленное состояние, замыкается и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуважение.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск