Медицинская психология

Типы психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко

Типология реагирования на заболевание создана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым на основе оценки влияния трех факторов:

  • природы соматичекого заболевания;
  • типа личности, в которм важнейшую составную часть определяет акцентуация характера;
  • отношение к данному заболеванию в значимой для пациента группе.

Тринадцать типов реагирования на заболевание по А.Е. Личко

Гармоничный. Свойственна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть все в мрачном свете. Однако, и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.

При гармоничном типе психического реагирования важным является реализм в восприятии симптомов и понимании тяжести заболевания. Пациент должен опираться в своих реакциях на известные науке факты о возможности излечения от конкретной болезни, о происхождении симптомов и пр.

Сестринский уход  у пациентов с гармоническим типом отношений, в том числе в плане решения их духовно-социальных проблем, наиболее легок. Пациенты вежливы, корректны, не назойливы, задают только необходимые вопросы, ценят труд медперсонала.

Дисгармоничный. Активности человека противостоит при дисгармоничных типах психического реагирования пассивность, при которой пациент не прилагает собственных усилий для оздоровления. Пациент при пассивном отношении расценивает свой организм как некий аппарат, машину, механизм, вещь, которую он сдает в ремонт и ожидает починки. Значимым является нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

Тревожный. Свойственно непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения.

Присущ поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, поиск неких авторитетов.

В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни — результаты анализов, заключения специалистов, нежели собственные ощущения. Предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение — тревожное, угнетенность — вследствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевания базируется на появляющейся в связи с заболеванием тревоге, также изменением обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее, вызвана опасениями, что болезнь может надолго и существенно изменить привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, перепроверка получаемых от врачей сведений о болезни.

При тревожном варианте ВКБ тревога распространяется на объективные признаки болезни, а не на субъективные ощущения. Ухудшение состояния основной болезни или недоброкачественный уход могут привести к развитию у пациентов депрессии.

Ипохондрический. Он сосредоточен на субъективных болезненных и других неприятных ощущениях. Характеризуется стремлением постоянно рассказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Также преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, при требовании тщательного обследования, боязни вреда и болезненности процедур.

Склонен к эгоцентризму. Не способен сдержаться при беседе с любым человеком и обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Ипохондрик испытывает облегчение, если его собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Кроме того, при таком типе реагирования появляется склонность к детализации своего самочувствия при его описании. Мотивом изложения собственных жалоб является страх упустить что-то важное, существенное для понимания врачом его состояния и правильной диагностики. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, а также их упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.

Ипохондрический тип развивается реже тревожного, он присущ лицам с соответствующим "ипохондрическим" воспитанием.

 

Меланхолический. Характеризуется удрученностью болезнью, неверием в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей ("скорее бы все закончилось... разве это жизнь... покончить бы со всем разом" и т.п.). Пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, или депрессивный тип реагирования на болезнь обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Он встречается и у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход приводит к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.

Может развиться настоящая депрессия, и если не обращать на пациента внимание, то он может реализовать свои суицидальные замыслы.

Неврастенический. Это поведение по типу «раздражительной слабости». Раздражение, особенно при болях, при неприятных ощущениях, неудачах лечения и неблагоприятных данных обследования. Раздражительная вспышка гнева сменяется резким утомлением и разряжается слезами. Раздражение часто направленно изливается на первого попавшегося. Такие вспышки со слезами и раскаянием происходят и во время свиданий с близкими.

Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокойство и несдержанность. Пациенты могут по несколько раз на дню останавливать медработников с просьбой сообщить результаты анализов, рентгенографии и т.д. Пациенты не переносят резких внешних раздражений: громких звуков, разговоров в палате, яркого света. Отчетливо выражена невыносимость боли, что создает трудности в работе среднего медперсонала, особенно в хирургическом отделении.

Неврастенический  тип реагирования является наиболее распространенным, он неспецифичен, встречается при любой патологии.

Психотерапевтические вмешательства у таких пациентов сочетаются с назначением седативных средств; при уходе медсестре необходимо сохранять максимальную сдержанность - тембр голоса должен быть мягким, жесты плавными. Следует помнить, что длительный разговор может раздражать и истощать пациента.

Апатический. Характерен полным безразличием к своей судьбе, к исходу болезни и результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Часто происходит утрата интереса ко всему, что ранее волновало. Утрачиваются и обычные интересы - работа, хобби, чтение, просмотр телепередач, даже к посещению близких пациенты проявляют мало интереса.

Полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. Пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья. Собственно апатический — с утратой интереса ко всему встречается крайне редко.

Развитие такого типа ВКБ скорее обусловлено особенностями патологии (злокачественные опухоли, язвенная болезнь с тяжелым течением), чем преморбидными особенностями личности пациентов.

 

Сенситивный. Высокая озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни, неблагоприятные сведения о причинах и природе его болезни.

Как правило, в жизни и в стенах лечебного учреждения - это робкие, застенчивые, деликатные люди. Психотерапевтические рекомендации они с благодарностью принимают.

Боязнь стать обузой для близких из-за болезни или неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

Основой сензитивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления. Кроме того, это ориентация на мнение и оценку окружающих. В связи с этим существенным становятся не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, а реакция на информацию о его болезни со стороны так называемой референтной группы.

Пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Часто в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре, даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность.

Обсессивно-фобический. Характерна тревожная мнительность, прежде всего, касается опасений нереальных, маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных, но малообоснованных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревог часто становятся приметы и ритуалы.

При обсессивно-фобическом реагировании на болезнь доминируют навязчивые мысли, опасения и, особенно, ритуалы. Пациент становится суеверным. Он придает особое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы. Например, расценивает шансы своего излечения в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату врач и медицинская сестра; от того, троллейбус какого маршрута подойдет к остановке раньше. Невротические ритуалы связаны с повышенной тревожностью пациента и направлены на защиту от них.

Уход за пациентом с обсессивно-фобической ВКБ может быть непростым: пациенты могут проялять назойливость, высказывая свои опасения одно за другим, через небольшие интервалы времени.. Манера общения с такими пациентами должна быть мягкой и успокаивающей. Нельзя проявлять поспешность и нетерпеливость.

Эгоцентрический. Можно сказать — «уход в болезнь». Это выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе.

Разговоры окружающих быстро переводятся на себя, свои страдания. В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только неких конкурентов, относятся к ним неприязненно. Постоянно желание показать свое особое положение, исключительность в болезни.

Этот тип реагирования иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в болезнь» или «уход в болезнь» используется для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией, а также разнообразной и выраженной мимикой. Эмоции носят часто гротескный характер.

Пациенты с таким типом реагирования крайне трудны в уходе, и любое, даже мелкое проявление невнимания используют как повод для конфликтов и шантажа. При общении с такими пациентами оптимальными являются предельная корректность, немногословность, ссылки на крайнюю занятость.

Эргопатический. «Уход от болезни в работу». При тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время. Пациенты стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.

Некоторые пациенты расценивают любой недуг как вызов своему «Я». Стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. Такие пациенты часто являются принципиальными противниками лекарств.

Чрезмерная озабоченность работой и пренебрежение медицинской помощью могут оказать взаимопагубное действие - ухудшение здоровья пациента из-за пренебрежения к болезни приведет к потере работоспособности.

Медсетсры (фельдшера) при общении с таким пациентами не должны проявлять назойливости, командного тона, т.к. это может вызвать раздаражение пациента.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, часто наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Присутствует надежда на то, что «само все пройдет». Наличествует желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, при том, что эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.

Пациенты относятся небрежно к диагностическим и лечебным процедурам, иногда и попросту игнорируют их. Нередко нарушают режим по вечерам, когда медработников становится меньше; могут употреблять алкоголь. Иногда за нарушение режима их выписывают из больницы.

В общении с ними зачастую необходимо использовать прямые приказания. Психотерапию лучше проводить с участием близких.

Такой тип реагирования часто наблюдается у лиц с гипертимной акцентуацией характера или с аддиктивным девиатным поведением.

Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Пациент становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характер, отражать характерологические особенности.

 

Анозогнозический. Характерно активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам, другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Пациент изобретает "свои" средства лечения - травы, обливание водой, опредленные дозы алкоголя и т.п.

Анозогнозический тип ВКБ встречается не часто. Его формирование может быть следствием заблуждения, иногда активно поддерживаемого близкими и друзьями. Этот тип распространен у пациентов с привычным пьянством и другими формами аддиктивного девиантного поведения, не желающих лишать себя удовольствий.

Отрицание болезни может быть связано со стремлением уйти от реальности  после сообщения тяжелой информации (крах здоровья).

Психотерапевтическая работа с такими пациентиами требует упорного проведения, но к сожалению, не всегда бывает эффективна. Особенно трудно повернуть лицом к реальности пациента с различными видами аддикции.

Паранойяльный. У пациента присутствует уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла ("сглаза", "порчи" и т.п.). Подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лече­нию, побочные действия лекарств халатности и даже злому умыслу врачей и персонала. Часты обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Попадая в стационар, или находясь под длительным амбулаторным наблюдением, пациенты с недоверием относятся к каждому вновь назначаемому лекарству или процедуре, особенно много выпытывая о возможных вредных последствиях назначения. Подозрительно относятся к песоналу, особенно к новичкам. Они почти никогда не верят в правомерность диагноза, подозревая, что от них скрывают другую тяжкую болезнь.

Для таких пациентов характерно сутяжническое поведение - они постоянно пишут жалобы на медсестер и врачей, и даже на студентов-практикакнтов. При неудовлетворении их жалоб, обращаются письменно во все более высокие инстанции. Конфликтуют они и с соседями по палате.

Паранойяльный (бредоподобный) тип реагирования часто отражает мировоззренческую позицию заболевшего. Пациент усматривает тайный смысл болезни и причин ее возникновения. Этот тип возникает преимущественно на базе личностных особенностей.

При общении с такими пациентами следует соблюдать максимальную осторожностьи корректность - не дать повода для жалоб. В то же время, не стоит идти на поводу у пацентов во время конфликтов при их грубом разнузданном поведении. Можно предложить им перевод в другую палату, переход под наблюдение другого врача или медсестры. Следует сохранять уверенный императивный тон, который может привести к временной нормализации пациента.

Дисфорический (агрессивный). Доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.
Повышенная эмоциональность, обидчивость, чрезмерная ироничность, язвительность. Чувство разочарования и неудовлетворенности своей жизнью, карьерой, семьей. Раздражительность, агрессивность, стремление к конфликтам. Вспышки ярости, вплоть до оскорблений и физического насилия. Склонность к одиночеству (нелюдимость, домоседство или уход из дома).

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск