Общая психология

Механизмы формирования личности

Каковы же критерии сформировавшейся личности?

 

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что́ именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее действовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность, как и все специфически человеческое в психике человека, формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, – это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом. Они зафиксированы в очень различных формах – в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях… вплоть до родительских указаний ребенку на то, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

В различные эпохи, в различных культурах эти нормы и ценности, правила поведения имеют порой существенные отличия.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, их соподчинение. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что́ должно делать, к чему следует стремиться, – не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Выделяют следующие этапы формирования личности:

Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту. Для него характерно установление первых иерархических отношений мотивов, первые подчинения непосредственных побуждений социальным нормам. Здесь зарождается то, что относится к первому критерию личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию отражена во втором критерии личности.

В психологии описан ряд механизмов формирования личности.

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (другим) смыслом. В итоге нам хочется заниматься этой деятельностью.

В процессе воспитания ребенка, мама требует от него, к примеру,  вежливости, внимательности к другим, занятий чтением и т.п. Ребенок хочет быть с матерью, говорить с ней, получать ее одобрение и похвалу. Он выполняет требования матери ради этого теплого контакта, одобрения, ласки. Пример: цель - самостоятельно прочесть книгу, мотив - похвала матери. Со временем это действие вызывает все больше и больше положительных переживаний, которые аккумулируются. И тогда это правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу. Т.о. чтение книги превращается в самостоятельный мотив.

Если общение со взрослым приносит ребенку огорчение, боль, страх, тревогу, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, воспитание идет неправильно.

Этот механизм действует на всех этапах развития личности. Только с возрастом меняются и усложняются главные мотивы общения, становится более широким круг социальных контактов и связей: родители, близкие, друзья, воспитатели, учителя, герои книг, предки, потомки - реальные и идеальные личности.

Большую роль в процессе воспитания играют косвенные влияния через личный пример, подражание. Это механизм идентификации.

Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Занятия ими воспроизводятся с внешней стороны - они могут возиться с инструментами, подражая папе, сидеть за письменным столом, как взрослый водить ручкой по бумаге, развернуть и читать газету и т.д. В то же время дети усваивают черты родителей - их вкусы, отношения, манеры за столом, способы поведения, проявления чувств.

Очень ярко этот механизм проявляется в ролевых играх дошкольников, например, при игре "в семью", в "дочки-матери".

Механизм принятия и освоения социальных ролей похож на механизм идентификации, но отличается от него большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого образца. Этот механизм в психологии включает понятия «социальная позиция» и «социальная роль».

Набор социальных позиций и социальных ролей очень широк и разнообразен: роль дошкольника, роль первого ученика в классе, роль члена дворовой компании, роль бухгалтера, роль ученого, роль матери, роль отца, роль мужчины, роль женщины и т.п.

О социальных позициях или ролях мечтают: дошкольник мечтает стать школьником, школьник может мечтать о том, чтобы быть лучшим в классе, спортсмен мечтает быть чемпионом, солдат - генералом и т.д.

В этих мечтах человек представляет, как он будет выглядеть в глазах других, мысленно примеряет на себя форму школьника, или генеральский костюм, или золтую медаль. Эти переживания очень важны, т.к. помогают развиться стремлению предстать перед другими в новой роли, способствуют освоению личностью своей новой роли. В определнный момент человек срастается с ролью, она становится частью его личнсти, частью его "Я".
Психологические механизмы формирования личности действуют совместно, переплетаясь и усиливая друга, а также могут принимать осознанные формы, но осознание не является необходимым для их работы, и чаще всего оно оказывается невозможным.

Направленность личности

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека. Направленность личности – это то, к чему на самом деле стремится человек, что ему действительно дорого.

Формы направленности личности

Влечение – биологическая форма направленности.
Желание – осознанная потребность или влечение к кому-либо определенному.
Стремление – желание, удовлетворяемое с помощью волевого усилия.
Интерес – реализация познавательной потребности.
Склонность – реализация интереса с помощью волевого усилия.
Идеал – предметная цель, конкретизируемая в образе или в представлении.
Мировоззрение – система эстетических, этических, моральных, философских и др. взглядов на мир.
Убеждения – высшая форма направленности личности, побуждающая совершать поступки в соответствии со своими принципами, идеалами, мировоззрением.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск