Общая психология

Л.С. Выготский

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского

У человека возникает особый вид психических функций – высшие психические функции, которые полностью отсутствуют у животных Эти функции составляют высший уровень психики человека, который называется сознанием.

Высшие психические функции имеют социальную природу

1. Человек и природа.

Животные могут только приспосабливаться к меняющимся условиям. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира.

С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал использовать орудия и воздействовать на природу, овладевать природой.

Человеку удалось сделать это (овладеть природой), благодаря использованию орудий труда: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

2. Человек и его собственная психика.

Научившись овладевать природой, человек научился овладевать и своей психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

Высшие психические функции – это сложные самоорганизующиеся процессы в деятельности человека (мышление, речь, произвольное внимание, воля, воображение и др.), опосредованные знаками по своему строению и произвольные по способу своего осуществления.

Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой?

Научившись овладевать природой, человек научился овладевать и своей психикой. Меняя природу, он действует по определенному плану, имеет цель. У него появляются внутренние цели, он учится управлять собой. Человек овладевает собственным поведением при помощи знаков (зарубки, узелки – это зачатки письменности).

Таким образом здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических.
Что же такое психологические орудия? Краткий ответ Л. С. Выготского звучит так: это знаки.

3. Генетические аспекты.

Откуда берутся эти средства - знаки? Люди живут сообща, вместе трудятся, добывают пищу. Возникла потребность как-то договариваться. Первые слова-приказы появились в совместном труде: дай, сделай, принеси и т.п.
В дальнейшем человек научился приказывать самому себе: я принесу, я сделаю и.т.п.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.

Сначала процесс психического развития был межличностным - интерпсихологическим.

Затем эти отношения перешли во внутренний план – интрапсихологический.
Процесс перехода интерпсихологических отношений в интраписхологические называется интериоризацией.

Интериоризация - это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

«Гении и злодеи»

Документальный фильм «Гении и злодеи». Лев Выготский. Неклассический психолог.

Лев Выготский выдающийся психолог, создатель культурно-исторической теории. Он совершил переворот в дефектологии, подарил надежду на полноценную жизнь людям с ограниченными возможностями, добился блестящих результатов во всем, чем бы ни занимался. Год созданиядок.фильма 2015 год. Страна Россия. ООО "Цивилизация". Режиссёр: Татьяна Малова.

Стадии интериоризации в онтогенезе

    1. Взрослый действует словом на ребенка.
    2. Ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.
    3. Ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Л.С. Выготский описывает в своих исследованиях одну из форм детской речи, которая наблюдается в возрасте 3-5 лет и концу дошкольного возраста исчезает. Эта речь называется эгоцентрической. Состоит она в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь.

Дети озвучивают процесс какой-либо деятельности – рисования, игры, объясняют что-то сами себе, меняют на ходу сюжет игры, проговаривая вслух и т.д.

По наблюдениям Л. С. Выготского, подобное «озвучивание» процесса собственной работы возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т. е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий.

Исследования детской речи служат доказательством того, что речь – главное средство саморегуляции. Эгоцентрическая речь отражает уже продвинутую стадию интериоризации этого средства.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск