Общая психология

Аспекты возрастной психологии

Понятие возраста

Возраст – это характеристика индивидуального развития, качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Различают:

Хронологический возраст (по паспорту) – длительность существования человека от момента рождения.

Физический возраст (биологический) отражает степень физиологического развития организма.

Психологический возраст – это определенная качественно своеобразная ступень индивидуального развития, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.

Социальный возраст – уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т.д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

Возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

 

В процессе изучения возрастного развития человека были выявлены некоторые закономерности:

1) Неравномерность психического развития.

Разные психические функции и разные стороны личности формируются и наиболее интенсивно развиваются в разное время, не пропорционально.

2) Интеграция психики.

Психика по мере развития приобретает все большую целостность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности.

3) Сочетание процессов эволюции и инволюции.

То, что развивалось на предыдущем этапе отмирает и преобразует. Запаздывание процессов инволюции ведет к инфантилизму.

4) Различные периоды психического развития.

Стабильные периоды характеризуются плавным течением развития, постепенными изменениями, которые накапливаясь длительное время, в конце дают качественный скачок – возникает возрастное новообразование.

Критические периоды, или кризисы, - переходные этапы от одного возрастного периода к другому, которые длятся несколько месяцев и представляют собой своеобразные переломные моменты развития. Для них характерны аффективные вспышки, конфликтность, негативизм.

Сенситивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности.

Периодизация возрастного развития человека

Кризис новорожденности

Переход от пренатального к постнатальному развитию.

Физическое отделение от матери. Ребенок попадает в новую среду: более низкая температура, яркий свет, смена типа дыхания, смена типа питания.

Хотя физически ребенок отделен от матери, биологически он связан с ней - ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно.

Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

 

 87563567

Младенчество (от рождения до 1 года)

Совершенствуется зрительное сосредоточение, которое достигает к 3 месяцам длительности 7-8 секунд.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.

Становление общей мотрики, связанное с развитием целостного воприятия.

На этом этапе наблюдается и эмоциональное развитие, которое также зависит от общения с близкими взрослыми.

Также интенсивно идет и речевое развитие.

Социальная ситуация развития: общая жизнь с матерью, непосредственное эмоциональное общение с матерью.

Основное новообразование – ходьба, потом – первое слово.

Сенситивный период для развития восприятия.

 9678057568

Кризис 1 года

Связан с всплеском самостоятельности.

Развитие речи, умения ходить. Расширяется круг досягаемых предметов и возможных действий у ребенка. Некоторые действия ребенка могут прчинить ему вред, отсюда - запреты со стороны взрослых. И как следствие запретов - аффективные реакции ребенка: плач, пронизительный крик, катание по полу и т.п.

Чаще всего появление сильных аффектов связано со стилем воспитания в семье - либо чрезмерное давление, не допускающее никаких проявлений самостоятельности, либо непоследовательность - сегодня можно, а завтра - нельзя.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.
 946567

Ранее детство (1– 3 года)

Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает, идет развитие взрослой речи. Переход на новый уровень речевого развития возможен только при полноценном общении взрослого и ребенка.

Формируется наглядно-действенное мышление.

Идет развитие эмоционально-потребностной сферы. Зарождается самосознание, простейшая форма которого - это узнавание себя, называние себя в третьем лице. К трем годам появляется местоимение "Я",  ребенок говорит о себе от первого лица.

У ребенка появляется первичная самооценка - это эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов. Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Социальная ситуация развития – совместная деятельность со взрослым.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная.

Сенситивный период для развития речи, познавательных процессов.

Центральное новообразование – появление сознания («я сам»).

 gedrt4643

Кризис 3 лет

Разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Кризис выделения своего «Я».

Тенденция к самостоятельной деятельности.

Если самостоятельность постоянно ограничивается, то кризис затягивается и проявляется в таких качествах, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, деспотизм, ревность.

Негативизм - ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование конкретного взрослого. Негативизм избирателен.

Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому что он об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость, как правило, направлена не против конкретного взрослого, а против всей системы отношений, сложившейся в раннем детстве.

Своеволие связано с чрезмерным стремлением к самостоятельности, неадекватной возможностям ребенка.

Протест- бунт - это частые конфликты со взрослыми.

Деспотизм проявляется, как правило, у единственного ребенка в семье, который жестко проявляет свою власть.

Ревность возникает, когда в семье несколько детей.

 54wy75e

Дошкольное детство (3-7 лет).

Рамки семьи развдигаются, ребенок открывает для себя мир человеческих взаимоотношений.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Дошкольное детство — возраст, наиболее бла­гоприятный для развития памяти.

У младших дошкольников память непроизвольна.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное.

Социальная ситуация развития – отделение от взрослого.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой воссоздается общий смысл человеческого труда, взаимоотношений между людьми.

Сенситивный период для развития памяти.

Центральное новообразование – соподчинение мотивов, формирование самосознания.

 rty3453

Кризис 7 лет

Связан с началом нового этапа – поступление в школу.

Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы.

Кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

У ребенка усложняются эмоциональные переживания, вследствие чего появляется внутренняя жизнь.

Ребенок теряет непосредственность, может появиться манерность, искусственная натянутость поведения

 ert345764

Младшее школьное детство (7-11 лет)

Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Учебная деятельность полимотивирована — она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной.

В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.

Социальная ситуация развития – статус школьника.

Ведущая деятельность – учебная. Сенситивный период для развития мышления, усвоения ребенком знаний, умений и навыков.

Центральным новообразованием является развитие сферы произвольности, а также чувство компетентности (уверенность в своих способностях и возможностях), которое важно для дальнейшего личностного развития.

 f3456346

Кризис 11 лет

Пубертатный кризис, связанный с половым созреванием.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянна усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Из-за гипертрофированного интереса к своей внешности подростком остро перживаются все изъяны своего внешнего вида - действительные и мнимые. 

В этот период наиболее высок риск развития невротических расстройств, в частности - нервной анорексии.

 sd4t546

Подростковый возраст (11-15 лет)

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости -  это отношение подростка к самому себе как к взрослому, это ощущение себя взрослым человеком. Внеше это выражается в подражании взрослым - часто нелепом и уродливом (курение, яркая косметика и пр.).

Социальная ситуация развития – максимальная зависимость от социальной среды.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Стремление иметь друга.

Центральное новообразование - чувство взрослости.

Стремление быть самостоятельным, равным со взрослыми.

Формируется Я-концепция, развивается самосознание.

 ret3473467

Ранняя юность (15-17 лет)

Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем; иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными.

Социальная ситуация развития - выбор жизненного пути.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.

Повышенная тревожность в связи с выбором дальнейшего пути.

Возрастает интерес к общению со значимым взрослым.

Центральное новообразование – самоопределение.

 t34gr5y

Кризис 17 лет

Конец школьного обучения, начало новой взрослой жизни. Самостоятельное принятие жизненно важных решений.

Если обучение в школе заканчивается в 9 классе, то кризис наступает раньше – в 15 лет.

Характерны страхи: страх ответственности, страх выбора, страх ошибок, страх перед новой жизнью.

Для тех, кто долго и тяжело переживает кризис 17 лет,  характерны психосоматические и невротические реакции, особенно в период сдачи вступительных или выпускных экзаменов.

 ert346

Юность (17 лет - 23 года)

Социальная ситуация развития – выбор жизненного пути.

Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям.

Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: 1) учеба в колледже или вузе, 2) поиск работы, 3) служба в армии (для юношей).

Первостепенные ценности - дружба, любовь, интимная близость.

Возможно создание семьи.

Центральное новообразование: окончательно самоопределение

 rey346rt

Молодость (23 года – 30 лет)

Главные стороны жизни – создание семьи, устройство семейной жизни, освоение профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Молодость считается самым оптимальным временем для самореализации: наиболее доступны самые сложные виды профессионлаьной деятедльности, наиболее полно и интенсивно поисходит общение, легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви.

Реализация жизненного замысла, оптимизм, надежды на будущее.

Обретается профессиональное мастерство.

Сенситивный период для выбора спутника жизни и создания семьи.

Возраст расцвета любви.

Рождение детей, новый социальный статус – родителей.

Социальная ситуация развития: 1) выбор спутника жизни и создание семьи; 2) овладение выбранной профессией.

Центральное новообразование -  1) семейные отношения, материнство или отцовство; 2) профессиональная компетентность.

 sdf345re

Кризис 30 лет

Изменение представлений о своей жизни, иногда полная утрата интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже разрушение прежнего образа жизни.

Проблема смысла жизни.

Пересмотр своей жизни, переоценка ценностей.

Кризис возникает из-за нереализованности жизненных замыслов.

 sdf346rtyh

Зрелость (30 – 70 лет)

Главными остаются профессиональная деятельность и семейные отношения, реализация, раскрытие своего потенциала в этих сферах.

Развитие отношений со своими взрослеющими детьми.

Центральным возрстным новообразованием является продуктивность:  профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения.

Период акмэ - вершина, пора расцвета.

Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

 we46547

Кризис 40 лет

Возникает, когда кризис 30 лет не привел к удовлетворяющему результату.

Коррективы жизненного замысла.

Изменение отношений со сторны коллег по работе: упущено время, когда человек мог считаться "подающим надежды", пришло время доказывать, что он "оправдал" эти надежды.

Умирают некоторые близкие родственники или близкие старшего поколения.

Взрослеют дети, отделяются от родителей. Это может привести к обострению семейных отношений, если кроме детей, супругов больше ничего не объединяет.

 rey46

Кризис выхода на пенсию (60-65 лет)

Кризис выхода на пенсию – потеря трудоспособности, снижение социального статуса.

Нарушение привичного ритма и уклада жизни, острое переживание своей невостребованности.

Кризис часто усугубляется, так как в это время вырастает второе поколение – внуки.

Человек ощущает себя выброшенным на обочину жизни.

 rdeg46547

Поздняя зрелость (70 лет и более)

Старость. Переосмысление прожитой жизни, постепенный отход от активной трудовой и социальной жизни.

Стремительно уходят силы и физическое здоровье, снижается уровень некоторых пихических функций, в частности, ухудшаются память и внимание, снижаются зрение и слух.

Три возможных варианта проживания этого периода:

1) «Доживание» – полная потеря смысла жизни и перспектив. Такой вариант часто проживают люди с гедонистической или эгоистической направленностью.

2) Смена ведущей деятельности – человек находит себе новое занятие, работу, активно участвует в воспитании внуков.

3) Сохранение основного содержания жизни – человек продолжает активно работать, заниматься творчеством. Основное содержание жизни в поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-либо увлечение, любимое занятие, не связанное с профессией.

 sdf34yu

Негативизм - это немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Упрямство - особенность поведения, а в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект волевой сферы индивида, кторый выражается в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других.

Строптивость - вид поведения или черта характера, проявляющаяся в непослушании, нежелании подчиняться принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Своеволие - гипертрофированное стремление к самостоятельности, стремление принимать решения и действовать по своему разумению, вопреки здравому смыслу,  против правил и норм поведения, в нарушение предписанных рекомендаций.

Протест-бунт - это открытое высказывание неудовлетворенности, недовольства, которое выражается в регулярном остром конфликте между ребенком и взрослым.

Деспотизм - это поведение или качество личности, котрое проявляется в стремлении к неограниченной власти, к подчинению себе других, не считаясь с их интересами и потребностями.

Ревность - это эмоциональное состояние и связанное с ним поведение, а также черта личности, которые проявляются в стремлении иметь безраздельную власть над другим, страхе потерять любовь другого человека.

Гедонизм (в психологии) - это направленность личности, система ценностей личности, для которой главным является получение собственного удовольствия и наслаждения, как физического, так и чувственного.

Эгоизм - это ценностная ориентация личности, черта характера, для которой свойственно преобладание собственных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и социальных групп.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск