Общая психология

Характер. Акцентуации характера

Характер трактуется в психологии далеко не однозначно. Существуют трудности в различении темперамента и характера. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность».

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства – более формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью.

Обратите внимание, как в обыденной жизни говорят о личности и о характере.  О личности говорят «высокая», «выдающаяся», «творческая», «серая», «преступная». В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности и общении.

Характер базируется на темпераменте. Формируется характер воспитанием на основе врожденных свойств.

Характер (греч. Charakter – отличительная черта) – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.

Характер – особенности  восприятия, мышления и поведения человека, идущие не от самих по себе обстоятельств жизни или конкретной ситуации, а то, что задается изнутри, личностью человека.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

- взрослых со взрослыми,

- взрослых с детьми,

- детей с детьми.

Акцентуация характера

Характер может быть более и менее выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений, характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны (рис. 1); зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.

Акцентуация характера – это такая особенность характера человека, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены и мешают взаимопониманию и нормальному взаимодействию с окружающими.

Акцентуация – это крайний вариант нормального характера.

Акцентуированные черты зачастую мешают в повседневной жизни, в быту, общении, но при этом делают человека более заметным, привлекающим к себе внимание, добивающимся благодаря эти чертам определённых результатов: яркий артист, харизматичный лидер, педантичный и аккуратный аналитик.

Очень важно различие между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии.

Существуют критерии, которые позволяют приблизительно локализовать психопатии:

  1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.
  2. Тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих – в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.
  3. Социальная дезадаптация, которая заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

Типы акцентуаций характера (по А.Е. Личко)

dsgf234 

Астено-невротический тип

Тяжело переносят умственные и физические нагрузки. Также испытывают утомление от шумных компаний, активного отдыха. По возможности стараются избегать нагрузок.

Раздражительность, появляющаяся на фоне усталости. Ее проявления – кратковременные и не слишком сильные вспышки гнева, которые связаны с повышенной утомляемостью нервной системы. На этом фоне ухудшается сон и пропадает аппетит.

Склонность к ипохондрии. Любят лечиться, с удовольствием соблюдают постельный режим, прислушиваются к телесным ощущениям.

 sdfe4546

Гипертимный тип

Главной чертой является оптимизм. Приподнятое настроение часто без веских причин – отличительная черта гипертимов, которая делает их душой компании.

Энергичны, деятельны, выносливы. Все делают быстро. Иногда при этом может страдать качество работы.

Болтливы. Любят рассказывать, преувеличивать, иногда приукрашивают правду.

Общительны. Любят общаться и заводить новые знакомства. Стремятся командовать. Любят шутки и розыгрыши.

Неразборчивы в знакомствах и связях.

 dfgres44

Истероидный (демонстративный) тип

Стремление привлечь внимание окружающих к своей персоне. Добиваются внимания всеми способами – поступками, манерой одеваться и говорить, внешностью. Требуют от окружающих почитания, удивления, сочувствия, в крайнем случае, гнева.

Артистизм проявляется во всех жизненных ситуациях. Легко вживаются в любую роль.

Развитое воображение и образное мышление. Сами верят в придуманное. Поддаются внушению.

 dfg555

Конформный тип

Подчинение мнению большинства. Критичность мышления отсутствует, не анализируют, насколько групповое решение соотносится с нормами морали, закона.

Следование моде. Придерживаются модных тенденций в одежде, выборе хобби или профессии.

Стремление быть «как все». Нежелание выделяться из группы стимулирует быть не хуже других в учебе, работе. При этом им не свойственно желание занять место лидера, стать лучше большинства.

Консерватизм. Склонны придерживаться установленного порядка, навязанного большинством.

 sdfde446

Неустойчивый тип

Лень и слабоволие. Под любыми предлогами отлынивают от работы или имитируют трудовую деятельность.

Неустойчивость эмоций. Любое событие вызывает кратковременный всплеск эмоций.

Необходимость в строгом контроле. Только сознание того, что результат их работы будет проконтролирован, может заставить выполнить задание. Однако строгий контроль вызывает у них желание убежать или уволиться.

Склонность подчиняться неформальному лидеру. Проявляют несамостоятельность даже в поиске развлечений. Идут на поводу у других, делают то, что им предложат.

 dfg5754ju

Психастенический тип

Рефлексия – внимание направлено внутрь себя. Склонны анализировать свои чувства, поступки, эмоции.

Стремление оправдать надежды, которые возлагает на них семья, друзья, начальство. Развитое чувство ответственности в сочетании с повышенной утомляемостью вызывает постоянный внутренний конфликт

Педантизм, нерешительность.

Навязчивые мысли, воспоминания, страхи, действия, ритуалы, суеверия которые появляются независимо от желания человека и вызывают негативные эмоции.

Страшатся того, что с ними или их близкими в будущем может произойти несчастье.

 dgf43t

Сенситивный тип

Очень чувствительный, при этом надежный, серьезный и молчаливый. Преимущественно подавленное настроение.

Впечатлительность. Очень тяжело переносят стрессы и конфликты, долго их переживают.

Сложности в управлении собой в стрессовых ситуациях. Если такая ситуация затянулась, могут сильно вспылить. О чем впоследствии жалеют.

Неуверенность в себе. В своем воображении рисуют строгий «Я-идеал», переживают, что не соответствуют ему в реальной жизни.

Пессимизм. Видят будущее в мрачных красках.

Переживают, что о них подумают, скажут другие люди. Боятся критики и насмешек.

 dsv45y7

Циклоидный тип

Волнообразная смена настроения. Каждая фаза может продолжаться 1-2 недели. Иногда между ними бывают перерывы «равновесия».

Периоды подъема – человек полон энергии и желания работать. В это время циклоиды веселы и общительны, стремятся к лидерству, достигнуть успехов в учебе и на работе. Не терпят одиночества, скуки, однообразия.

Периоды спада или субдепрессия – настроение и работоспособность резко снижается. Отсутствует желание общаться, заниматься чем-либо, развивается сонливость. Стремятся к одиночеству, развлечения теряют свою привлекательность. Становятся слишком чувствительными к критике и ранимыми. Резко снижается самооценка, появляются мысли о своей ненужности, ущербности.

 sdef3454t

Шизоидный тип

Замкнутость. Не умеют и не желают общаться с окружающими. Стремятся к одиночеству. Сочетание противоречивых свойств: застенчивость и бестактность, чувствительность и равнодушие, податливость и упрямство.

Недостаток интуиции в отношении чувств других людей. Не могут понять хорошо или плохо к ним относится собеседник, как он отреагировал на их слова.

Неумение сопереживать. Равнодушны, не проявляют эмоций в общении.

Скрытны, не показывают свой внутренний мир. Открываются только перед единомышленниками.

Необычные интересы и увлечения.

 54h776

Эпилептоидный тип

Недовольство и раздражительность. Склонны к негативным эмоциям. Постоянно брюзжат, высказывают жалобы.

В семейной жизни проявляют деспотизм, устраивают частые скандалы из-за мелочей.

Склонность к ранее установленному порядку в вещах, делах и отношениях. Не любят изменений, перестановок.

Легкое отношение к моральным нормам. В поступках руководствуются только собственным мнением, поэтому могут переступить нормы морали, особенно в порыве гнева. Могут нахамить, проявить неуважение к старшим, физическое насилие по отношению к детям и животным. При этом даже не заметят проступка, и не будут терзаться угрызениями совести.

 

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск