Социальная психология

Психология семьи

Семья

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

Соотношение понятий «брак» и «семья»

Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства.

Брак отражает социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений.

Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Функции семьи

  • Хозяйственно-бытовая
  • Эмоциональная
  • Духовное общение
  • Репродуктивная
  • Воспитательная
  • Первичного социального контроля
  • Медицинская

Семья как система

Семья — открытая  развивающаяся система, функционирующая благодаря взаимосвязанному, действию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона развития.

  • Целое больше, чем сумма входящих в него частей.
  • Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообусловливают друг друга.
  • Изменения одной части сказываются на других частях и всей системе в целом.
  • Семейная система постепенно становится все более сложной и организованной.
  • Семейная система – это самоорганизующаяся система, имеющая собственные цели и обладающая значительными адаптивными возможностями.

Закон поддержания гомеостаза : каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было.

Закон развития: каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл.

Семья

Жизненный цикл семьи

  • Период ухаживания.
  • Вступление в брак, фаза проживания супругов без детей.
  • Рождение детей.
  • Возникновение детской подсистемы.
  • Введение детей во внесемейные институты.
  • Зрелая семья.
  • Дети покидают дом.
  • Пожилая пара.
  • Уход из жизни одного из супругов.

Специфика добрачного периода

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

  • место и ситуация знакомства молодых людей;
  • первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
  • социально-демографические характеристики вступающих в брак;
  • продолжительность периода ухаживания;
  • инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
  • время обдумывания брачного предложения;
  • ситуация оформления брака;
  • возраст будущей пары;
  • родители и отношение последних к браку своих детей;
  • динамические и характерологические особенности супругов;
  • отношение в семье с братьями и сестрами

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Неблагоприятными факторами становятся добрачные отношения, имеющие некоторые особенности:

  • Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.
  • Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.
  • Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.
  • Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи – освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе. Европейские социологи К.Антилла и Я.Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешные браки, единственная причина заключения которых – скорое рождение ребенка.
  • Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).
  • Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться.

В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22–23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия. Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16–18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18–19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25–27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

  • Психологическая (темперамент), и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания.
  • Модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.
  • Идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.
Психология семьи

Как возникает любовь? Л.М. Панкова выделяет три стадии любви.

Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

Стадии и кризисные периоды брака

Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются.

Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени.

На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта.

После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома.

Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е.Дюваль (E.M.Duvall, 1957), например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.

  1. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
  2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
  3. Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
  4. Введение детей во внесемейные институты.
  5. Принятие подростковости детей.
  6. Экспериментирование с независимостью.
  7. Подготовка к уходу детей из семьи.
  8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
  9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6–14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутости и упреки.

Свадьба

Структура семьи

Структура семьи – это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

Параметры:

  • Сплоченность
  • Иерархия
  • Гибкость
  • Границы
  • Структура семейных ролей

Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость и привязанность членов семьи друг к другу

Иерархия – авторитет, доминирование, или степень влияния одного члена семьи на других. Лидер в семье тот, кто устанавливает правила и принимает решения.

Гибкость – это способность семейной системы к изменениям в отношении власти, сплоченности, в семейных ролях, правилах, регулирующих взаимоотношения.

Границы – это видимые и невидимые связи, отношения в семье, которые одновременно объединяют всех членов семьи и автономизируют их друг от друга, оставляя каждому определенное личное пространство.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения.

Классификация семьи

В зависимости от состава семьи выделяют:

  • нуклеарную,
  • расширенную,
  • неполную,
  • функционально неполную семьи.

Нуклеарная семья – это супруги и их дети.

Расширенная нуклеарная семья – нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими родственниками.

Неполная семья – семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов.

Типичный вариант неполной семьи – это мать с ребенком (детьми).

Функционально неполная семья – нуклеарная  семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции по различным причинам.

Например, тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие.

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на:

  • бездетные,
  • однодетные,
  • малодетные,
  • многодетные.

В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют:

  • авторитарную,
  • эгалитарную,
  • демократическую семьи.

Авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских.

Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи является жена).

Эгалитарная семья (равноправная) – семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой.

Как правило, эгалитарная семья – это молодые супруги без детей.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.

Стили дисгармоничного воспитания

Стиль воспитания определяется личностными особенностями родителей, их проблемами.

Гиперпротекция (гиперопека – сверхзабота).

 Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции, контроля.

Разновидности гиперпротекции:

1. Потворствующая гиперпротекция.

2. Доминирующая гиперпротекция.

3. Компенсаторная гиперопека,

4. Нематеринская гиперпротекция

5. Смешанная гиперопека.

Гипопротекция.

Характеризуется недостаточностью заботы и внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.

Разновидности гипопротекции:

1. Явное эмоциональное отвержение

2. Чистая гипопротекция

3. Скрытая гипопротекция

4. Перфекционизм

5. Потворствующая гипопротекция

6. Компенсаторная гиперопека.

Противоречивое воспитание.

Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами
семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям.

Жестокое обращение с ребенком.

Характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (ни с того, ни с сего) враждебностью родителя.

Воспитание в культе болезни.

Характеризуется навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы.

Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.

Гиперсоциализирующее воспитание.

Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях.

Таблица «Стили семейного воспитания»

Таблица «Стили семейного воспитания»

Название

Эмоциональная близость

Требования

Контроль, санкции

Модель общения

Тип личностного развития ребенка

Демократический (разумная любовь; сотрудничество: принимающе-авторитарный; авторитетный; ценностное отношение с высокой рефлексией)

Принятие, тепло, любовь

Справедливые, с обоснованием запретов

На основе разумной заботы

Диалог и сотрудничество

Личностно-ориентированная

Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение

Авторитарный (автократический; диктат)

Чаще отсутствует, хотя не исключается

Жесткие, без объяснения причин

Жесткий, часто некорректный; наказания

Дисциплинарная (окрики, угрозы)

Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрессивный – превращение в тирана (подобно родителю). Лицемерный

Гиперопека (гиперпротекция; доминирующая гиперопека: симбиотический; «жизнь за ребенка»)

Излишняя забота

Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях

Тотальный, чрезмерный

Стремление к тесному эмоциональному контакту (мелочная опека)

Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; инфантилизм; усиление астенических черт

Гиперопека (гиперпротекция; потворствующая гиперопека; «кумир семьи»)

Обожание, любование

Отсутствуют

Слабый; вседозволенность

«Жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей)

Истероидный – демонстративность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилептоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками

Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация)

Пониженное внимание

Высокие

Возможны варианты

Чрезмерная озабоченность будущим, социальным статусом, учебными успехами

Тревожно-мнительный

Анархический (потворствующий: либерально-попустительский)

Прерывание эмоционального контакта (иногда демонстративное) при нарушениях поведения ребенка

Отсутствуют или слабые

Отсутствует (оправдание поведения)

«Заискивающая» (некритичное отношение)

Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество

Гипопротекция (безнадзорность; индифферентный; мирное сосуществование)

Безразличие; недостаток тепла

Отсутствуют

Отсутствует (равнодушие)

«Невмешательство» (автономия, закрытость для общения)

Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость

Эмоциональное отвержение (отчужденный; отвергающий; «золушка»; «маленький неудачник»)

Отсутствует

Повышенные

Жесткий, строгие наказания

Психологическая дистанция, полная потеря контакта

Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства

Жестокое обращение (агрессивный)

Отсутствует

Открытая агрессия

Жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои

Антагонизм, враждебность (по поводу поведения)

Эгоистичный – жестокость, провокации. Эпилептоидный

Функционально здоровая семья

  • Хорошее, честное и открытое общение в семье.
  • В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении.
  • Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом.
  • Родители и дети помогают друг другу.
  • Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.
  • Члены семьи не только слушают, но и слышат друг друга, принимая близко к сердцу проблемы друг друга.
  • Большинство проблем решается совместно, ответственность делится.
  • Все обладают «чувством мы», вместе проводят время.

Факторы семейного благополучия

  1. Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.
  2. Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.
  3. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.
  4. Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.
  5. Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.
  6. Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20–24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1–4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д.
  7. Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Используемая литература.

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - ред. Е. Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1997.
  5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.
  6. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М., 2000.
  7. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. – М., 1989.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск