Темперамент – это индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в общей активности, поведении и преобладающих эмоциях.
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.
На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
История изучения темперамента
Гуморальные теории темперамента:
Гиппократ – основатель учения о темпераментах. Выдвинул теорию о том, что люди различаются между собой соотношением четырех соков – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи.
Гален – на основе учения Гиппократа разработал первую типологию темпераментов
- Холерик – преобладает желтая желчь.
- Сангвиник – преобладает кровь.
- Флегматик – преобладает флегма (или лимфа).
- Меланхолик – преобладает черная желчь.
Современные эндокринологические и психофармакологические исследования показали, что некоторые свойства темперамента (чувствительность, эмоциональная уравновешенность), в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.
- Холерик – импульсивный, раздражительный, активный.
- Флегматик – спокойный, уравновешенный, медлительный.
- Меланхолик – ранимый, чувствительный, обидчивый.
- Сангвиник – открытый, жизнерадостный, общительный.
Карикатура Х. Бидструпа "Темперамент"
Конституциональные теории темперамента
Гуморальные теории темперамента:
Гиппократ – основатель учения о темпераментах. Выдвинул теорию о том, что люди различаются между собой соотношением четырех соков – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи.
Гален – на основе учения Гиппократа разработал первую типологию темпераментов
Холерик – преобладает желтая желчь.
Сангвиник – преобладает кровь.
Флегматик – преобладает флегма (или лимфа).
Меланхолик – преобладает черная желчь.
Современные эндокринологические и психофармакологические исследования показали, что некоторые свойства темперамента (чувствительность, эмоциональная уравновешенность), в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.
Холерик – импульсивный, раздражительный, активный.
Флегматик – спокойный, уравновешенный, медлительный.
Меланхолик – ранимый, чувствительный, обидчивый.
Сангвиник – открытый, жизнерадостный, общительный.
Конституциональные теории темперамента
Э. Кречмер (1888-1964) – немецкий психиатр. Считал, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности и предрасположенности к определенным психическим заболеваниям.
Э. Кречмер различает три типа темперамента:
Шизотимик (от шизофрении). Лептосоматическое или астеническое телосложение. Замкнут, упрям, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению.
Циклотимик (от циркулярного или маниакально-депрессивного психоза).Пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружающими, реалистичен во взглядах (противоположность шизотимика).
Иксотимик (предрасположенность к эпилепсии). Атлетическое телосложение. Спокойный, мало впечатлительный, сдержанные жесты и мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки.
Физиологическая концепция И.П. Павлова
Согласно подходу И.П. Павлова, темперамент зависит от свойств нервной системы. Темперамент передается по наследству.
И. П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам – по скорости и легкости выработки условных связей, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и др.
Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И. П. Павлов выделил три: силу, уравновешенность и подвижность.
Cила процесса возбуждения – способность нервной системы человека выдерживать большие нагрузки и раздражители. Это природная индивидуальная особенность, показывающая работоспособность и выносливость. Силу нервных процессов переделать нельзя, но можно регулировать.
Уравновешенность нервных процессов – соотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения могут быть либо уравновешены, т.е. одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает.
Подвижность нервных процессов - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Данное свойство является показателем быстроты смены возбуждения и торможения.
Сангвиник – уравновешенный, подвижный, преобладает хорошее настроение. Быстро сходится с людьми, жизнерадостный, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразной рутинной работы. У сангвиника быстро возникают чувства радости или горя, привязанности или враждебности, но эти чувства неглубоки.
Флегматик – медлительный, уравновешенный. Как правило, всегда доводит начатое дело до конца. Выдержанный, спокойный, хладнокровный, его трудно вывести из себя. Устойчивые интересы и стремления. У флегматиков есть способность к работе, требующей длительного сосредоточения, усидчивости.
Холерик – человек порывистый, импульсивный, быстрый, подвижный, возбудимый. У него быстрая, громкая речь, выразительная мимика, резкие движения. Холерик склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резкой смене настроения. В общении с другими людьми холерики резки, часто провоцируют конфликтные ситуации.
Меланхолик – его эмоции чувства отличаются большой глубиной, силой и длительностью. Чувствительный и ранимый. Тяжело переживает обиды и огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Меланхолики избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. Им свойственна глубина и постоянство, тонкость восприятия.
Эта очень известная схема И. П. Павлова до сих пор приводится в некоторых учебниках психологии как последнее слово науки о темпераментах, хотя она уже давно устарела и преодолена дальнейшим развитием исследований в этой области.
Уже при жизни И. П. Павлова стали выявляться и постепенно накапливаться факты следующего рода: по общей картине поведения животное следовало отнести к какому-либо одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям – к другому. Иными словами, в опытах это животное показывало набор совсем других свойств НС, чем в поведении, иногда эти свойства по своему смыслу оказывались даже противоположными.
Вскоре после этого был критически пересмотрен вопрос о количестве основных типов НС. Возник вопрос: а почему именно названные типы следует считать основными? Разве только такие комбинации свойств возможны? Ведь теоретически можно говорить о сильном – неуравновешенном – подвижном типе, слабом – уравновешенном – подвижном, слабом – неуравновешенном – инертном и т. п. Да еще можно учитывать особенности отдельно тормозного и возбудительного процессов. Сам И.П. Павлов признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа. И действительно, позднее, при исследовании ВНД человека, оказалось, что стойких сочетаний основных свойств НС гораздо больше, чем четыре.
Психологическая основа темперамента
В настоящее время наука перешла от изучения типов темперамента к изучению его свойств. Выбор свойств осуществляется на основе критериев, признаков темперамента (В.М. Русалов):
1) темперамент выражает формально-динамический характер поведения (не связан с содержанием деятельности и определяет динамику деятельности);
2) темперамент связан с биологическими подструктурами;
3) он генетически обусловлен, первичен;
4) рано проявляется в детстве;
5) темперамент онтогенетически стабилен, то есть на определенных отрезках времени стабилен. Он является результатом развития, а не воспитания;
6) темперамент кросс-ситуативен, то есть проявляется в широком классе ситуаций. Его можно изучать в различных видах деятельности;
7) темперамент проявляется более ярко в максимально трудных для человека условиях.
Свойства темперамента присущи всем людям, но с разной степенью развития. В современной психологии выделяют 8 свойств (B.C. Мерлин, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин): сензитивность, активность, реактивность, баланс активности и реактивности, темп психических реакций, пластичность-ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия-интроверсия.
Сензитивностъ – общая стойкая особенность нервной системы, анализаторов, которая выражается в общей чувствительности (возбудимости внимания). Определяется силой внешнего воздействия, вызывающего психическую реакцию (высокая чувствительность органов чувств, а также высокая чувствительность к происходящим событиям – сопереживание, тревожность, уязвимость. Высокая сензитивность у меланхоликов.
Активность – степень энергичности воздействия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компонент). Высокая активность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая – у меланхоликов.
Реактивность – импульсивность, непроизвольность движений, реакций на внешние и внутренние воздействия. Проявляется в темпе, силе и форме ответной реакции на события. Высокая реактивность у холериков и сангвиников и низкая – у флегматиков и меланхоликов.
Баланс активности и реактивности – определяется тем, от чего более зависит деятельность человека: от случайных, внешних (настроения, случайных событий и др.) или от внутренних (целеустремленности, убеждений и пр.) факторов. Уравновешены сангвиники и флегматики, а неуравновешенны холерики и меланхолики.
Темп психических реакций – скорость протекания психических процессов (движений, речи, восприятия и т.д.). Высокий темп у холериков и сангвиников, низкий – у флегматиков и меланхоликов.
Пластичность-ригидность – степень приспособления человека к изменяющимся обстоятельствам, деятельности.
Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям. Пластичными являются сангвиники и холерики.
Ригидность (лат. rigiditas - твердость) – инертность, косность в приспособлении к новым условиям, нечувствительность к их изменениям. Флегматики и меланхолики – ригидны.
Эмоциональная возбудимость – время реакции на эмоционально значимые и нейтральные раздражители. Насколько слабые воздействия необходимы для возникновения эмоций и скорость их возникновения. Эмоциональная возбудимость высокая у меланхоликов и холериков, низкая - у сангвиников и флегматиков.
Экстраверсия-интроверсия – обращенность психической деятельности вовне или вовнутрь.
Экстравертированность - индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в преимущественной направленности сознания на окружающий мир, в повышенной общительности, инициативности, социальной адаптированности, интересе к другим людям, открытости внутреннего мира. Экстраверты – холерики и сангвиники.
Интровертированность – направленность личности на себя, на свой внутренний мир, на собственные поступки, действия, переживания и мысли. Проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу. Интровертированность – одна из базовых черт личности. Интроверты – флегматики и меланхолики.
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями