Медицинская психология

Психология взаимодействия медработника с пациентами

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

В 1997 г. Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры.

Этика это наука о морали и нравственности, т.е. нормах поведения, выработанных обществом и реальных поступках человека.

Деонтология это учение о долге и принципах поведения медицинского персонала, направленное на создание благоприятных условий для эффективного лечения больных.

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

Флоренс Найтингейл (1820-1910) – основоположница научного сестринского дела (Великобритания):

«Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными»

Этико-деонтологические принципы в работе медсестры

  1. «Не навреди»!
  2. Право пациента на качественную медицинскую помощь.
  3. Уважение человеческого достоинства пациента.
  4. Профессиональная компетентность.
  5. Уважение законных прав пациента.
  6. Хранение профессиональной тайны.
  7. Уважение к своей профессии.
  8. Уважительное отношение к коллегам.

Психогении. Ятрогении. Соррогении.

Психогении — это нарушения, возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.

Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.

Ятрогения — это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий врача или медицинской сестры, оказавших на больного отрицательное влияние.

Известно немало случаев, когда в ятрогенных заболеваниях различной степени выраженности был повинен средний медицинский персонал. Такие расстройства называются соррогениями.

Ятропатии

Ятропатиями называют отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача, или необоснованного использования инструментально-лабораторных исследований в ущерб здоровью больного.

Ошибочный диагноз может порождать ятрогению, а последующее лечение заболевания, основанное на ошибочном диагнозе, порождает у больного — ятропатию. Она проявляется в крайних формах недоверия, страха и паники перед медицинскими вмешательствами, враждебностью по отношению к медицинскому персоналу.

Классификация ятрогений

1. Ятрогения травматического происхождения.

Сюда относят случаи травмы ребенка во время родов, последствия неправильно выполненной хирургической операции, спинномозговой пункции, анестезии, результаты нарушения техники инъекций и др.

2. Ятрогения интоксикационного происхождения.

К ним относят: ошибочный выбор лекарств, их дозы, осложнения, возникающие вследствие своевременно не выявленного врачом предрасположения больного к тем или иным токсическим (лекарственным) веществам; введение в организм больного ненужного для его лечения препарата. Сюда же относятся последствия для населения непродуманного, массового использования фармакологических препаратов с целью самолечения.

3. Ятрогения инфекционного происхождения.

К ним относят неблагоприятные последствия после применения сывороток и вакцин, различные осложнения, возникающие в связи с этим по вине медицинского работника.

4. Ятрогения  организационного происхождения.

Возникают вследствие неправильной организации обследования, лечения и ухода за больными.

5. Ятрогения психологическая. Ятрогения может возникать, например, вследствие неосторожного комментирования медицинским работником особенностей заболевания пациента. Ятрогении — это психогенные реакции, вызванные неправильным, непродуманным обращением медицинского работника с пациентом.

Проявления ятрогений

Во – первых, у пациента может ухудшиться течение основного заболевания: головные боли, дискомфорт в области сердца, слабость и т.д.

Во – вторых, - ухудшение психологического состояния: снижения настроения, подавленность, депрессия, чувство страха и неуверенности, невроз, ипохондрия и даже суицидальные мысли с попытками самоубийства.

Также используются термины:

– «соррогения» - вред, нанесенный медицинской сестрой пациенту;

– «дидактогения» нанесение вреда педагогом или воспитателем ученику в процессе учебного процесса;

- «эгогения» - вредное влияние больного на самого себя в результате страхов, предубеждений, суеверий, предрассудков.

Соматогении

Соматические заболевания действуют непосредственно на ЦНС, что приводит к неврологических заболеваниями и психическим расстройствам.

Группа таких расстройств имеет название соматогении

Соматогении – это психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями (особенно инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и т.д.).

Например:

  • при заболеваниях сердца может наблюдаться состояние страха, тревоги, беспокойства;
  • при тиреотоксикозе — страх, вспыльчивость, тревога, плаксивость;
  • при раковых заболеваниях - чувство подавленности, угнетенности, беспомощности;
  • при инфекционных и аутоиммунных заболеваниях могут быть тяжелые психические расстройства от депрессии до агрессивности, с маниакальными, галлюциногенными и другими синдромами.

Механизмы переноса и контрпереноса в медицинской практике

Трансфер (перенос) — это явление в терапевтическом процессе, когда пациент начинает воспринимать и переживать отношения с врачом (медсестрой), таким образом, каким он воспринимал и переживал отношения с кем-то значимым в своей личной истории.

Контртрансфер (контрперенос) возникает тогда, когда врач (медсестра) начинает воспринимать и переживать отношения с пациентом, таким же образом, каким воспринимал и переживал отношения с одним из значимых людей в своей личной жизни, а также взаимодействовать с пациентом исходя из этих переживаний.

И если явления переноса и контрпереноса не осознаются медицинским работником, то взаимоотношения с пациентом становятся эмоционально насыщенными, проблемными, зачастую конфликтными. В этом случае терапевтический процесс становится невозможным.

Механизмы переноса и контрпереноса в медицинской практике

Различаются:

1) трансфер позитивный — перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия, привязанности и пр.;

2) трансфер негативный — перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы и др.

Эти чувства у пациента возникают спонтанно в лечебном процессе при отсутствии в поведении врача (медсестры) объективных причин для этого.

Явление переноса (трансфер) присуще любым человеческим отношениям, и проявляется не только в лечебной практике, но и в обыденной жизни.

Неконструктивные виды общения в медицинской практике

  1. Контакт масок. Формальное общение, отсутствие заинтересованности в собеседнике (распространено при профессиональных осмотрах).
  2. Примитивное общение. Пациент воспринимается как объект, который шумит, мешает.
  3. Формально-ролевое общение. Нет интереса к личности собеседника, вместо этого обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение. Общение направлено на интересы дела, при этом позиция врача (медсестры) – авторитарная.
  5. Духовное общение. Подразумевает возможность поделиться любой интимной проблемой. Неравное общение.
  6. Манипулятивное общение. Направлено на извлечение выгоды от собеседника.

Правила общения с пациентами

  1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
  2. Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение.
  3. Понимание смысла поступков пациента, вместо огульной критики.
  4. Доброжелательность, приветливость.
  5. Обращение к взрослым пациентам по имени отчеству, первоочередное представление себя.
  6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
  7. Умение внимательно выслушать пациента.
  8. Умение уважать мнение собеседника.
  9. Умение не навязывать своего мнения.
  10. Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.
  11. Умение правильно формулировать вопросы.
  12. Умение помочь пациенту правильно сформулировать свое состояние.

Психокоррекция и психотерапия в деятельности медицинского работника

Психокоррекция – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.

Задачи психотерапии

  • медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
  • устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;
  • медработник обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
  • поддерживает пациента  в осознании и использовании своих сил и умений;
  • медработник содействует осознанию и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
  • помогает мобилизовать психические и физические ресурсы организма для преодоления недугов.

Медицинский работник  должен знать структуру и содержание психологической помощи пациентам, в зависимости от периода болезни.

В первые дни болезни:

  • успокоить;
  • вселить уверенность в благополучном исходе заболева­ния;
  • помочь психологически пережить это трудное для пациента время.

В период стационарного лечения:

  • создать у пациента установку на лечение;
  • сформировать правильное представление о болезни;
  • объяснить значение проводимых лечебных мероприя­тий;
  • психологически подготовить к выписке.

После выписки из стационара:

  • укрепить уверенность в своих силах, создать установи на возврат к посильному труду;
  • выработать и закрепить новую линию поведения, соответствующую положению пациента;
  • создать установку на дальнейшую физическую активизацию.

Психокоррекция боли

Дыхательная гимнастика – один из самых эффективных способов привести в порядок наше физическое и физиологическое состояние.

Дыхание объединяет тело и разум.

Дыхательные упражнения могут помочь расслабиться, контролировать чувство тревожности, снять стресс, победить бессонницу, уменьшить физическую боль и т.д.

Дыхательные упражнения

Положите одну руку на грудь, а другую – на живот. Дышите так, чтобы поднималась только рука, которая лежит на груди. Задержите воздух и затем выдохните его через рот. Повторите несколько раз.

Теперь наоборот, дышите так, чтобы поднималась только рука, лежащая на животе. Грудь не должна двигаться. Повторите несколько раз.

Теперь попробуйте по очереди дышать так, чтобы сначала поднималась рука, лежащая на животе, а затем – рука, лежащая на груди.

После того, как вы освоите предыдущую технику, дышите глубоко, используя одновременно оба вида дыхания. При этом делайте небольшие паузы между вдохом и выдохом. Вдох и выдох должны длиться по времени одинаково.

Десенсибилизация - методика для уменьшения негативного напряжения, тревоги и страхов к напрягающим образам, пугающим объектам или ситуациям.

Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.

Основана на том, что в состоянии острой тревоги, растерянности и страха у людей  возникают мышечные зажимы в разных частях тела, в том числе вокруг глаз. От этого глаза, как бы «стекленеют», у человека застывший взгляд, блуждающий и рассеянный

Если восстановить нормальное движение и концентрацию глаз, то уходит или по крайней мере снижается и тревога.

Десенсибилация: процедура

1) Предлагаем пациенту описать свой страх и рассказать, где и что он чувствует (телесные ощущения).

2) Далее, прямой рукой делаем широкие движения, обращенные в сторону пациента, расстояние до него примерно 30 см.

3) Движения делаем вначале по горизонтали, потом по диагонали, вертикали, кругу и так далее, интересуясь самочувствием пациента.

4) Делать вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее, до настоящей бодрой энергичности.

5) Ограничения: пациент не должен отставать и не должен чувствовать дискомфорт.

6) То же самое можно делать себе самому.

Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) - распространенный метод саморегуляции психических состояний с помощью самовнушений.

На первой стадии человек с помощью специальных самовнушений себя расслабляет, очищает от негативного напряжения

На второй стадии - или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения (например, придающие ему уверенность, мотивирующие его к тому или иному делу, меняющие его отношение к какому-то событию или человеку).

Третья стадия - выход из состояния расслабления, выход в бодрую жизнь с общим состоянием спокойствия и энергии.

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск