Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в системе общественных и межличностных отношений.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Цель общения заключается в том, чего хочет достичь его участник, - передать или получить информацию, попросить или отказать в помощи, напугать или расположить к себе, заполнить время или получить сочувствие. Поставленная цель во многом определяет характер нашего общения.
Общение – это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией, имеющей познавательное и/или эмоциональное значение.
Обмен информацией между людьми называется коммуникацией.
Выделяют ряд коммуникативных потребностей:
-
- в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
- в принадлежности к общности людей;
- в сопереживании и сочувствии;
- в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
- в оказании поддержки, заботы и помощи другим;
- в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
- в постоянном обмене знаниями и опытом;
- в оценке со стороны других, в признании заслуг, уважении, авторитете;
- в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и процессов, происходящих в нем.
-
Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека.
Все моральные качества и проблемы людей проявляются в общении. Для общения большое значение имеют общечеловеческие ценности – доброта, искренность, взаимопонимание, толерантность, милосердие, потребность в дружбе, любви, духовность и душевность. Само общение есть самостоятельная духовно-нравственная ценность.
-
Общение очень многообразно в своих проявлениях, имеет много видов, стилей, обладает различными функциями.
Виды общения
Прямое – подразумевает личные контакты.
Косвенное – контакты через посредников: других людей или средства связи.
Целевое – общение ради самого общения.
Инструментальное – для решения какой-либо задачи.
Вербальное – при помощи устной или письменной речи.
Невербальное – с использованием жестов, мимики, пантомимики, различных символов.
Общение играет важную роль в жизни человека и выполняет множество различных функций.
Информационная функция общения обеспечивает прием и хранение информации, а также передачу информации для совершения определенных действий.
Экспрессивная функция проявляется в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Обеспечивает взаимопонимание, постижение переживаний и эмоциональных состояний партнеров по общению и установление на этой основе доверительных взаимоотношений.
Регулятивная функция общения направлена на координацию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, таким образом происходит процесс взаимного налаживания действий.
Функция социального контроля помогает регламентировать поведение и деятельность каждого человека в обществе. Сюда также относится процесс управления общественно-трудовыми отношениями.
Функция социализации обеспечивает усвоение опыта и передачу его другим людям, формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Также выделяют следующие функции:
Интегративная функция - используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса.
Функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал.
Трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.
Внутриличностная функция – благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки.
Цели общения
- Оказание помощи другому человеку.
- Получение помощи.
- Поиск человека, от которого можно получить эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, похвалу и т.п.)
- Поиск партнера для совместной беседы, деятельности и т.п.
- Самовыражение.
- Приобщение других людей к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение)
Одним из важных показателей является эффективность общения, которая зависит от многих факторов. Одними факторами можно управлять, поэтому их специально организовывают для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другими факторами управлять невозможно или крайне проблематично, поэтому их надо просто учитывать при построении стратегии и тактики общения.
К факторам эффективного общения относятся:
1) ситуация и обстановка общения – официальная или интимная. Обстановку общения надо менять в зависимости от целей. Если предстоит деловое совещание, то обстановка должна быть строгой и официальной, в офисе за столом. Для доверительного разговора подойдёт мягкая обстановка, не за официальным столом, а, например, с чашкой чая за небольшим столиком в креслах.
2) психологические характеристики участников общения – возрастные и половые особенности, психологические установки, мотивы, свойства темперамента и характера;
3) социальный статус участников общения;
4) социально-психологические особенности коллектива;
5) наличие общего тезауруса у партнеров по общению.
Важный фактор эффективного общения – умение слушать и слышать
Рефлексивное слушание — слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер.
Слушание состоит из восприятия, осмысления и понимания. Если мы невнимательно слушаем собеседника, то один из этих процессов нарушается. «Слушать» и «слышать» – это не одно и то же. Очень часто общение бывает неэффективно из-за того, что собеседники слышат только сами себя. Поэтому важно развивать в себе умение произвольно сосредотачивать все свое внимание на том, что говорит собеседник. Для этого необходимо:
1. Физически и психологически готовиться к слушанию. Когда слушатель заинтересован в информации, которую слышит, он выпрямляется, слегка подается вперед, замирает и смотрит прямо на говорящего. Это помогает сфокусировать внимание на важной информации и заблокировать всплывающие в сознании посторонние мысли.
2. Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Общение не строится на монологах. Человек в процессе общения постоянно меняет роли с говорящего на слушающего. Слушая собеседника, он заранее начинает подготавливать ответ и ждет момента, чтобы вставить свою реплику.
При этом эффективность слушания резко снижается. Поэтому переключение с роли говорящего на роль слушающего требует постоянных и продолжительных усилий, особенно во время спора.
3. Выслушать, прежде чем реагировать. Часто слушающий прекращает слушать прежде, чем собеседник закончит говорить, потому что «знает», что тот хочет сказать, хотя это знание – не более чем предположение. Поэтому надо выработать у себя привычку дотерпеть слушание собеседника до конца его речи.
Приемы эффективного слушания
1. Выявите свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек – это первый шаг к их совершенствованию.
2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем выступают в роли слушающего попеременно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может партнер узнать, что понят, если ему не сказать об этом?
3. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с говорящим визуальный контакт, но без назойливости и пристального взгляда (что подчас воспринимается как враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты свидетельствовали: вы его слушаете. Помните, что он хочет общаться с внимательным живым человеком.
4. Умейте сосредоточиваться на том, что говорит участник диалога. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон). Не допускайте «блуждания» мыслей.
5. Стремитесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» в соответствии с принятыми социальными нормами.
6. Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего (поскольку на эмоции приходится большая часть общения) и выражением лица: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
7. Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к излагающему свою мысль. Ваше одобрение помогает ее точнее выразить. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у того, с кем вы общаетесь, защитную реакцию, неуверенность, настороженность.
8. Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, устранит помехи в диалоге.
9. Помните, что часто цель обращающегося – получить от вас что-то реальное, или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие – лучший ответ собеседнику.
Общение может осуществляться на различных уровнях. Это зависит от наших потребностей, целей, этических установок, заинтересованности в собеседнике
Уровни общения
1. Примитивный уровень.
Для человека, который общается на этом уровне, собеседник выступает не как равноправный партнер, а как предмет, предназначенный для выслушивания его речей или же мешающий ему. Преобладает эгоистическая позиция: если другой человек необходим, надо овладеть его вниманием, можно к нему прислушаться; если другой человек не нужен, его можно оттолкнуть, проигнорировать, не заметить. У этих людей отсутствует критическое отношение к себе.
Восприятие собеседников на этом уровне общения упрощено и шаблонно. Внутренний мир собеседника игнорируется, оценка производится только по внешнему виду.
Нормы этики в общении абсолютно не соблюдаются:
- отношение к собеседнику выражается открыто и прямо, без учета его чувств и норм общественного поведения (в грубой форме оценивается внешний вид, телосложение, особенности в одежде, возраст собеседника);
- игнорируются правила вежливости, не произносятся слова приветствия, прощания;
- собеседника абсолютно не слушают, игнорируют его слова;
- речь быстрая, без пауз и логических переходов, часто сопровождается вульгарной лексикой или словами-паразитами.
2. Манипулятивный уровень.
Партнер по общению воспринимается как соперник, которого надо обыграть. Выигрыш может быть материальным, житейским или психологическим. В процессе общения манипулятор старается выявить слабые места у партнера, чтобы потом, нажимая на болевые точки, извлечь свою выгоду.
Манипулятивное общение – это неэтичная форма взаимодействия. Здесь используются ложь, угрозы, обвинения, шантаж, притворная любовь, наигранная слабость, заигрывание, лесть, обещания – все это средства для обмана собеседника, имеющие целью заставить человека делать то, что выгодно манипулятору.
Манипулятор может использовать свои хитрости вполне осознанно. Но зачастую, человек опускается на манипулятивный уровень общения, сам не замечая этого за собой. Основные причины такого падения: специфика профессии (например, торговля), низкая самооценка, профессиональное выгорание.
3. Стандартизированный уровень или «контакт масок».
В данном общении нет желания взаимодействовать или нет психологической готовности к общению. Общение становится поверхностным, формальным, шаблонным.
Человек выбирает себе ту или иную «маску»: доброты, простодушия, безразличия, агрессии и т.п. За этой маской скрываются истинные чувства, мысли и цели человека. При этом всячески подчеркивается стремление как можно скорее прекратить общение, нет интереса к личности собеседника, нет желания понять чувства и намерения партнера по общению.
Человек может вести себя формально-вежливо, притворно-агрессивно, чудаковато, наигранно-скромно или иным, заранее предусмотренным образом. После такого общения создается впечатление, что собеседник не был открытым и искренним.
4. Игровой уровень.
Для этого уровня характерны взаимный интерес и расположение собеседников. В данном случае собеседники хорошо друг друга знают, стремятся принести друг другу пользу, радость. В общении характерна атмосфера взаимного доверия, равенства и позитивного настроя. Партнеры ценят достоинства друг друга и прощают недостатки.
Этот уровень насыщен положительными эмоциями и чувствами, искренним интересом к личности другого человека и симпатией к нему.
На игровом уровне общаются люди знакомые не первый день, успевшие достаточно узнать друг друга, чтобы хотеть продолжать отношения. Здесь царят гуманность, галантность, тактичность, доброжелательность, заинтересованность, уступчивость, забота, чувствительность и чувственность.
Люди играют, но не для того, что добиться корыстной цели или выглядеть кем-то, кем они не являются, а для того, чтобы произвести наилучшее впечатление на партнера. Собеседники стремятся раскрыться друг перед другом с лучшей стороны.
На этом уровне общаются мужчина и женщина, особенно на первом этапе взаимоотношений, все влюбленные, симпатизирующие друг другу, друзья и все, кто испытывает друг другу просто теплые позитивные чувства.
5. Конвенциональный уровень.
Конвенция означает согласие.
Такой уровень общения характерен для людей с высоко развитой культурой.
У собеседников есть желание и потребность общаться. Общение на этом уровне позволяет решать любые межличностные проблемы, глубже понимать психологическое состояние партнера по общению, используя наиболее приемлемые формы взаимодействия.
Собеседники придерживаются определенных этических правил:
- принимают и уважают друг друга;
- стараются понять точку зрения друг друга;
- ставят общую цель – договориться;
- общаются открыто, искренне, говорят прямо, но с уважением, даже если они являются оппонентами.
6. Деловой уровень.
Собеседников объединяет общее дело. На этом уровне партнеры по общению стремятся решить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, трудового коллектива, всего общества.
Собеседники общаются на равных, открыты друг другу, всегда готовы прийти на помощь.
В отношениях присутствуют доверие, искренность, взаимная поддержка и привязанность, уважение, преданность общей цели
На этом уровне могут общаться и деловые партнеры, долгое время работающие в тандеме, и старые друзья, и супруги, сумевшие выстроить гармоничные отношения после того, как период бурной влюбленности прошел.
Особенности делового общения:
- Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.
- Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
- Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
7. Духовный уровень.
Духовный уровень – это высший уровень общения и душевного родства.
Отношение к партнеру по общению сопровождается возвышенными чувствами, сходными с благоговением, восторгом, обожанием.
В таком общении присутствует свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и максимальное самораскрытие.
Люди, общающиеся на духовном уровне, никуда не торопятся, не спешат, говорят вдумчиво, внимательно выслушивая друг друга.
Духовно близким людям хорошо и комфортно даже молчать в присутствии друг друга.
Это уровень настоящей дружбы, истинной любви, душевного родства в самом высоком смысле этих понятий.
Используемая литература.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
- Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
- Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
- УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.
Глоссарий по "Психологии общения".
Глоссарий, это словарь узкоспециализированных терминов по психологии общения. Смотреть
Учебно-методический комплект к занятиям.
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий по данной дисциплине для специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (очная форма обучения). 110 страниц
Презентация к занятию по теме "Психология общения: потребность человека в общении".
В данной презентации раскрыто понятие аффилиации.
Аффилиация (affiliation).
В психологии аффилиация — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями