Медицинская психология

Девиантное поведение и причины его возникновения

Девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.

Deviatio – отклонение (лат.).

Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психическое расстройство и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми.

В первом случае девиация связана с психической патологией, и здесь требуется психофармакологическое лечение.

Во втором случае девиация базируется на внутриличностном или межличностном конфликте, и здесь нужны психологические методы воздействия.

Виды девиантного поведения

75683245

Типы девиантного поведения

5473

Деликвентное поведение – это отклоняющееся поведение, представляющее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое деяние.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) – антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Следует отличать криминальное поведение от деликвентного.

Криминальное поведение – это осознанное совершение противоправного поступка, при деликвентном поведении последствия поступков часто не осознаются.

Делинквентное поведение импульсивно, спонтанно, отсутствует подготовка правонарушения, при криминальном поведении наличествует твердая установка на совершение преступления.

Личность преступника

79844879

Аддиктивное поведение тип девиантного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. (аддикция – зависимость).

Виды аддикций:

  • злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние (алкоголь, наркотики, лекарства);
  • участие в азартных, компьютерных играх;
  • сексуальное аддиктивное поведение;
  • переедание и голодание;
  • «трудоголизм»;
  • длительное прослушивание музыки, основанной на ритмах.

Алкоголизм — разновидность наркомании, болезненное пристрастие к употреблению этилового спирта (этилового алкоголя, этанола).

Алкоголь — один из самых опасных наркотиков, вполне сравнимый с героином и кокаином.

В наркологической практике выделяют три стадии алкоголизма:

Для первой стадии алкоголизма типичны:

- исчезновение рвотной реакции на алкоголь, неспособность контролировать количество выпитого (как правило, пьёт «до отруба»)

- неспособность вспомнить происходившее во время пьянки (так называемая алкогольная амнезия).

Для второй стадии алкоголизма типичны:

- употребление спиртного в неимоверных количествах

- приём алкоголя по утрам для снятия похмельного синдрома (опохмеление)

- позже появляется способность пить много дней или месяцев подряд (так называемые запои).

Для третей стадии алкоголизма типичны:

- «бомжеватая» внешность

- готовность пить в любой обстановке

- частое употребление суррогатов.

Бытовое пьянство – это «нулевая» стадия алкоголизма. Для него характерны:

- неспособность контролировать количество выпитого

- неспособность отказаться от употребления алкоголя.

В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:

1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.

2) Биологические: наследственная предрасположенность.

До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.

3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, неспособность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

Наркомания – прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

Интернет-зависимость – новый нехимический вид зависимости.

Главные причины интернет-зависимости – это особенности личности и жизненных ситуаций. Зависимыми становятся молодые люди, для которых виртуальная реальность привлекательнее жизненной ситуации. Это как правило склонные к депрессиям и фрустрационным переживаниям лица шизоидного типа.

Стадии развития интерне-зависимости:

1. Легкий разлад. Потеря интереса к родственникам и друзьям. Сокрытие количества времени пребывания в интернете.

2. Снижение внимания, работоспособности, успеваемости; физические проблемы – боли в мышцах, перепады АД.

3. Отграничение от остальных членов семьи. Депрессия, конфликты.

Патохарактерологическое поведение это поведение, обусловленное патологическими изменениями в характере, сформировавшимися в процессе воспитания. К нему относят психопатические и невротические расстройства личности, а также акцентуации характера. Совершая девиантные поступки, такие личности стремятся к ликвидации личностного диссонанса.

У лиц с истероидным типом акцентуации характера сильно выражены эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Склонны к патологическому фантазированию и лжи. Любят выслушивать только похвалу в свой адрес. Склонны к демонстративному суициду.

Лица с неустойчивым типом характера ленивы, имеют ярко выраженную тягу к развлечениям и праздному времяпрепровождению. Часто попадают в сомнительные компании. Склонны к азартным играм, употреблению алкоголя и наркотиков.

Лица с эпилептоидным типом акцентуации характера склонны к аффективным вспышкам и злобному настроению, поискам объекта для снятия злости. Властные, педантичные, ревнивые, жестокие.

Психопатологическое поведение основано на психопатологических симптомах и синдромах – проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний. Причинами девиантного поведения могут быть галлюцинации, нарушения мышления, нарушения волевой сферы.

796759589

Поведение на базе гиперспособностей связано с особой одаренностью (талантом, гениальностью) человека, которая часто сопровождается девиациями в обыденной, бытовой жизни. Такой человек не способен правильно оценивать поступки других людей, может быть наивным, неряшливым в быту. Часто его поступки выглядят чудаковатыми.

  • Человек не способен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни.
  • Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно.
  • Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как заказать обед в кафе. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными).

Формы девиантного поведения

  • Агрессия
  • Аутоагрессия
  • Злоупотребление веществами, вызывающими изменения психического состояния
  • Нарушения пищевого поведения
  • Аномалии сексуального поведения
  • Сверхценные психологические увлечения
  • Сверхценные психопатологические увлечения
  • Патохарактерологические реакции
  • Коммуникативные девиации
  • Безнравственное и аморальное поведение
  • Неэстетичное поведение

 

Агрессия физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо (нападение, побои, злые шутки, сплетни, зависть и ненависть, подозрительность, крики, визг, топанье ногами, угрозы, проклятия, ругань и пр.).

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность.

Основные формы агрессии:

Вербальная – отреагирование отрицательных эмоций с помощью определенных слов и интонаций, угроз, ругани, брани.

Физическая – использование физической силы, направленной против другого человека.

Косвенная – скрытное поведение, причинение вреда другому человеку таким образом, чтобы он не узнал, от кого исходит ущерб.

Реактивная – возникает как реакция на фрустрацию и сопровождается гневом, враждебностью, ненавистью и т.п.

Инструментальная – агрессивные действия являются средством достижения цели, при этом цель может быть вполне нейтральна.

Аутоагрессия – агрессия против самого себя.

Основные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения

а) стиль воспитания (гипер – и гипоопека );

б) проявления агрессии в семье;

в) повсеместная демонстрация сцен насилия;

г) нестабильная социально-экономическая обстановка;

д) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

е) социально-культурный статус окружения.

Категории агрессии по А. Бассу

№ п/п

ТИП АГРЕССИИ

ПРИМЕР

1

Физическая – активная – прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия

2

Физическая – активная – непрямая

Закладка мин – ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага

3

Физическая – пассивная – прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)

4

Физическая – пассивная – непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)

5

Вербальная – активная – прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека

6

Вербальная – активная – непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке

7

Вербальная – пассивная – прямая

Отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

8

Вербальная – пассивная – непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказать в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

Аутоагрессия – поведение, направленное на причинение вреда самому себе:

самоубийство (суицидальное поведение) и самоповреждения (парасуицидальное поведение).

Суицидальное поведение

Суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы:

  • индивидуальные психологические особенности человека
  • возраст, пол, образование и семейное положение, культурные ценности
  • психическое и соматическое здоровье.
  • уровень потребления психоактивных веществ
  • время года и т.д.

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте

867984686

Различают три типа суицидального поведения:

1) Аномическое – связано с кризисами, трудными ситуациями в жизни, личными трагедиями.

2) Альтруистическое – ради блага других людей.

3) Эгоистическое – ответ на завышенные требования к человеку со стороны окружающих.

 

Динамика суицидального поведения

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но без конкретизации в плане лишения себя жизни.

Суицидальные замыслы — это уже активизация проявления суицидальных мыслей, т.е. тенденции к самоубийству. Начинается разработка планов реализации суицида, продумываются способы, время и место акта.

Суицидальные намерения характеризуются принятым решением о самоубийстве и дело стоит только за претворением этих намерений в жизнь, что предполагают присоединение к замыслу и волевого компонента, переводящего внутреннее суицидальное поведение во внешнее.

К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.).

Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства.

Предсуицид-отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации.

Переходу в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравматизация, которая ещё более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы.

Само принятие решения о самоубийстве, даже в результате обдумывания, свидетельствует о переживаниях необычайной глубины и силы.

Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной охваченностью, суженностью сознания суицидента.

Суицид может быть

Истинным – осознанные действия, цель которых – лишение себя жизни.

Аффективным – импульсивное поведение, вызванное необычайно сильным аффектом, вследствие тяжелой психологической травмы.

Демонстративно-шантажным – манипулирование окружающими, оказание на них психологического давления.

 

К числу факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся:

  • тяжелая морально-психологическая обстановка в ближайшем социальном окружении - в коллективе, семье;
  • условия семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве;
  • «матриархальный» стиль отношений в семье;
  • эмоциональная депривация, отверженность в детстве;
  • воспитание в неблагополучной семье ("алкогольный климат" наличие психически больных, родственников с асоциальными формами поведения, отбывавшими или отбывающими уголовное наказание);
  • воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких;
  • возрастные особенности потенциального суицидента;
  • хронологические признаки: время года, дни недели, время суток;
  • частая смена места жительства, учебы, работы;
  • активное употребление алкоголя и других наркотических средств;
  • вовлеченность в ретристские группы (обычное занятие ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнитель­ные развлечения, токсикомания и наркомания),
  • совершение суицидальных попыток и пр.

 

 

Злоупотребление веществами, вызывающими изменения психического состояния (алкоголь, наркотики, лекарства, токсические вещества) – такое поведение одно из самых распространенных.

Приём медицинских препаратов для получения наркотического эффекта является серьёзной проблемой среди подростков и молодых людей.

Многие люди думают, что медицинские препараты безопасны, потому что их прописывают врачи. Но использование их не в лечебных целях, для того чтобы получить «кайф» или в целях самолечения, может быть настолько же опасным и так же вызвать зависимость, как и приём наркотиков.

При приёме медицинских препаратов существует очень серьёзная угроза здоровью. Вот почему их нужно принимать только под наблюдением врача. И даже в этом случае их использование нужно очень внимательно контролировать, чтобы избежать привыкания или других проблем.

Лекарства безопасно принимать только тем людям, которым они прописаны, и никому другому.

Виды медицинских препаратов, вызывающих зависимость

Медицинские препараты, которыми злоупотребляют, включают следующие основные категории:

1. Депрессанты: часто называемые депрессантами центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эти наркотики замедляют функции мозга. К ним относятся седативные препараты (используемые для того, чтобы сделать человека спокойным и сонливым) и транквилизаторы (предназначенные для того, чтобы ослабить напряжение или волнение).

2. Опиоиды и производные морфия: обычно называемые обезболивающими, эти наркотики содержат опиум или похожие вещества и используются для снятия боли.

3. Стимуляторы: класс препаратов, которые предназначены для повышения энергичности и внимательности, но которые также повышают кровяное давление, учащают сердцебиение и дыхание.

4. Антидепрессанты: психиатрические препараты, которые призваны справляться с депрессией.

Последствия приема

Депрессанты

Антидепрессанты

 

·            замедленная работа мозга;

·            замедленные пульс и дыхание;

·            пониженное кровяное давление;

·            плохая концентрация;

·            замешательство;

·            измождённость;

·            головокружение;

·            бессвязная речь;

·            жар;

·            медлительность;

·            зрительные расстройства;

·            расширенные зрачки;

·            дезориентация, нарушение координации;

·            депрессия;

·            проблемы с мочеиспусканием и неспособность к нему;

·            привыкание

·           бессонница;

·           раздражительность;

·           нервозность и беспокойство;

·           мысли о насилии и насилие;

·           взбудораженность;

·           мысли о самоубийстве или самоубийство;

·           дрожь;

·           враждебность;

·           потливость;

·           неровное сердцебиение;

·           агрессивность;

·           преступное поведение;

·           путанные и несвязные мысли;

·           паранойя;

·           галлюцинации;

·           психоз;

·           акатизия (синдром, характеризующийся неусидчивостью, дрожью в мышцах, чувством дискомфорта)

 

Нарушения пищевого поведения: анорексия – преднамеренное снижение веса, булимия – приступы переедания.

В происхождении нервной анорексии и нервной булимии имеют значение следующие факторы:

1. Расстройства личности детей (психопатии).

2. Семейная ситуация.

3. Тяжелое дисгармоничное протекание периода полового созревания.

4. Частые трудно поддающие лечению заболевания желудочно-кишечного тракта.

 

Причины нарушений пищевого поведения

  • Генетическая предрасположенность в семье к нарушениям пищевого поведения, ожирению, депрессии, алкоголизму;
  • Перфекционизм и завышенные стандарты;
  • Травмирующие переживания, пережитые в прошлом насмешки и обиды по поводу лишнего веса и внешнего вида;
  • Психотравма, связанная с физическим или сексуальным насилием в детстве или подростковом возрасте;
  • Низкая самооценка;
  • Атмосфера излишней озабоченности употреблением пищи и фигурой в семье.

Аномалии сексуального поведения

Половые извращения (перверсии) – болезненные нарушения направленности полового влечения и/или способов его удовлетворения.

Выделяют две группы перверсий:

1) связана с направленностью полового влечения;

2) связана со способом удовлетворения полового влечения.

Для перверсий характерно:

  • Имеют навязчивый характер;
  • Прогрессируют;
  • Затрудняют нормальные партнерские отношения;
  • Периодически вызывают нарастающее сексуальное беспокойство, тревогу, депрессивные состояния;
  • Приводят к социальной изоляции.

Сверхценные психологические увлечения относятся к акцентуациям личности: трудоголизм, коллекционирование, фанатизм – религиозный, футбольный, музыкальный и пр.

Виды:

Трудоголизм – стремление  человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия. Трудоголизм – погруженность в работу, скорее не ради результата, а ради процесса. Трудоголизм сродни аддиктивному поведению, так как погружение в работу позволяет уйти от реальности.

Гемблинг – игровая зависимость.

Фанатизм – спортивный, религиозный, музыкальный и т.п.

Сверхценные психопатологические увлечения – искажение нормального поведения, обусловленные бредовыми идеями: реформаторства, изобретательства, величия, сутяжничества. Сюда такдже относятся различные мании: клептомания, дромомания, пиромания и пр.

Разновидности сверхценных  психопатологических  увлечений

Синдром «философической интоксикации»  встречается, как правило, у подростков при шизофрении. В качестве своеобразного увлечения выступает повышенный интерес к философской, теософской и психологической литературе с настоятельной потребностью анализировать происходящие вокруг индивида события, а также собственный внутренний мир.

Доминирующие (сверхценные) или бредовые идеи. Например, идея своего высокого происхождения, идея чужих родителей, реформаторства и изобретательства и пр.

Патологическое увлечение сутяжнической деятельностью, кверулянтством. Характерным оказывается непреодолимое желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу. Кверулянт — это человек с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реальные негативные факты и способы борьбы с ними.

Расстройства влечений, которые проявляются выраженными отклонениями в поведении. К ним  относят клептоманию – непреодолимое влечение совершать кражи, пироманию - непреодолимое влечение совершать поджоги, дромоманию – к бродяжничеству, дипсоманию – к запоям.

Навязчивые ритуалы — это труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида, символически выражающие надежду предотвратить предполагаемое несчастье.

Патохарактерологические реакции возникают у индивидов с расстройствами личности. У лица с патологией характера формируется устойчивая модель поведения. Например, реакция отказа – отказ от каких-либо контактов с окружающими. Реакция оппозиции – нарочитая грубость, непослушание.

Варианты:

Реакция отказа от общения – вследствие страха или лишения привычной обстановки.

Реакция оппозиции – грубость, непослушание, брань, угрозы.

Реакция имитации – слепое подражание кому-либо.

Реакция группирования – поиск защиты и снятия ответственности в группе.

Реакция гиперкомпенсации – упорное стремление преодолеть несостоятельность в одной и той же области.

Реакция эмансипации – протест против установленных правил, присоединение к экстремистским движениям.

Коммуникативные девиации нарушения общения. Они сопровождают практически любой тип девиации. Сюда относят: гиперобщительность, полный отказ от общения, выбор одиночества, ревность, нигилизм, псевдология – неправдивые высказывания, льстивость и пр.

Гиперобщительность – повышенная разговорчивость, желание общаться одновременно со многими.

Аутистичность – полный отказ от общения, выбор одиночества.

Псевдология – стремление использовать неправдивые высказывания.

Ревность – может основываться на реальных фактах, может быть бредовой идеей.

Нигилизм – стремление критиковать всех и вся.

Безнравственное и аморальное поведение – нарушение норм этики и нравственных ценностей, принятых в обществе. Безнравственным считается поведение, которое противоречит нравственным устоям общества, независимо от того, как его оценивает сам субъект.

Неэстетичное поведение характеризуется равнодушием и неприятием красоты, гармонии, симметрии: неаккуратность, неряшливость, нечистоплотность, дурные манеры за столом, в общении, карикатурность движений и мимики, грубость стиля речи, циничность высказываний и пр.

Психокоррекция и психотерапия девиантного поведения

При исправлении различных форм девиантного поведения используются разнообразные методы, способы и средства:

  • консультативные;
  • коррекционные;
  • психотерапевтические;
  • психофармакологические.

Цель психологического консультирования – формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь.

Консультирование включает в себя три этапа:

  1. анализ состояния пациента;
  1. предоставление пациенту объективных данных о его состоянии, индивидуально-психологических особенностях;
  2. обучение пациента навыкам психологической защиты, аутотренинга и других способов нормализации эмоционального состояния.

Задачи психологической коррекции – выработка и овладение навыками оптимальной и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Направления психокоррекции:

  • психокоррекция отдельных психических функций – памяти, внимания, мышления, коррекция личности;
  • коррекция, направленная на оптимизацию отношений в семье;
  • психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

Задачи психотерапии – купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

Методы психотерапии могут быть использованы в индивидуальной или групповой форме:

  • суггестивные (гипноз и другие формы внушения);
  • психоаналитические;
  • гуманистические;
  • поведенческие.

Психофармакотерапия – это лечение психических расстройств и заболеваний, поведенческих девиаций с использованием психотропных лекарственных средств.

Группы психотропных препаратов:

  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • ноотропы;
  • нормотимики.

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск