Медицинская психология

Профилактика профессионального выгорания медработника

Профессиональная деформация медработника

Синдром хронической усталости – постоянное чувство усталости и переутомления, упадок сил, не проходящий даже после длительного отдыха.

Симптомы:

  • снижение памяти и способности концентрироваться,
  • воспалённые лимфатические узлы на шее и в подмышечной области,
  • необъяснимая мышечная боль,
  • боль в суставах, при этом они не распухают, и кожа над ними не краснеет,
  • сильные головные боли,
  • проблемы со сном,
  • чрезвычайное изнеможение, которое длится более 24 ч. после обычного рабочего или учебного дня.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Проявляется в истощении физических, умственных и личностных ресурсов

Причины СЭВ

Личностные

Внешние

Трудоголизм;
Желание все контролировать;
Идеализированные ожидания от работы и жизни в целом;
Особенности характера;
Особенности темперамента.

Чрезмерный объем работы;
Монотонность труда;
Повышенная ответственность;
Ненормированный график;
Информационная перегрузка;
Межличностные конфликты;
Низкое моральное и материальное вознаграждение;
Необходимость работы с тяжелым контингентом пациентов;
Низкий статус в коллективе и обществе;
Отсутствие времени на отдых;
Постоянная критика.

 

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Выгорание сопровождается физическим, эмоциональным и психическим истощением.

Признаки синдрома выгорания

Изменения в поведении. Частые опоздания на работу, большие перерывы, нежелание идти на работу, выполнение обычных обязанностей требует больших усилий, избегание общения с больными, частые конфликты с коллегами, присваивание собственности учреждения, частые перекуры, злоупотребление психоактивными веществами, подверженность травмам и несчастным случаям.

Изменения в чувствах. Постоянное чувство неудачи, вины, обиды или зависти к другим. Часто испытывает гнев, раздражение, горечь, проявляемые как на работе, так и дома. Равнодушие, безразличие к другим, ощущение как будто к нему все придираются. Утрата чувства юмора или преобладание черного юмора, циничное отношение к больным. Подавленность, беспомощность, безнадежность.

Изменения в мышлении. Все чаще посещают мысли о том, чтобы оставить работу, плохая концентрация внимания, ригидность мышления, потеря творческого потенциала. Подозрительность и недоверчивость по отношению к окружающим, циничное, порицающее и негуманное отношение к больным.

Изменения в состоянии здоровья. Нарушения сна, аппетита, появление частых, длительно текущих незначительных недугов, повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Утомляемость, усталость и истощение в течение всего дня. Частые головные боли, боли в спине, тошнота, подверженность различным травмам. Зависимость от кофеина, никотина, алкоголя, лекарств.

Фазы развития синдрома профессионального выгорания

  1. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ФАЗА

a) Чрезмерное участие

  • Чрезмерная активность, чувство незаменимости.
  • Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований.

Ограничение социальных контактов.

b) Истощение

Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.

  1. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

a) По отношению к коллегам, пациентам и т. д.

  • Потеря положительного восприятия коллег.
  • Переход от помощи к надзору и контролю.
  • Приписывание другим вины за собственные неудачи

b) По отношению к остальным окружающим

Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.

c) По отношению к собственной деятельности

  • Нежелание выполнять свои обязанности.
  • Опоздания, ранний уход с работы, долгие перерывы.
  • Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

d) Возрастание требований

  • Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях.

Чувство переживания того, что другие тебя используют, зависть и пр.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

a) Депрессия

  • Постоянное чувство вины, снижение самооценки.

Безосновательные страхи, перепады настроения, апатия.

b) Агрессия

  • Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах.
  • Отсутствие толерантности и способности к компромиссу.

Подозрительность, конфликты с окружением.

  1. ФАЗА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

a) Сфера интеллекта

  • Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий.

Ригидность мышления, отсутствие воображения.

b) Мотивационная сфера

  • Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности.

Нарушения мотивации профессиональной деятельности.

c) Эмоционально-социальная сфера

  • Безразличие, избегание неформальных контактов.
  • Отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу.
  • Избегание тем, связанных с работой.

Одиночество, отказ от хобби, скука.

      5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

a) Снижение иммунитета

  • Неспособность к релаксации в свободное время.
  • Бессонница, сексуальные расстройства.
  • Повышенное давление, тахикардия, головные боли.
  • Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения.

Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

       6. РАЗОЧАРОВАНИЕ

  • Отрицательная жизненная установка.
  • Чувство беспомощности и бессмысленности жизни.

Экзистенциональное отчаяние.

Профилактика синдрома профессионального выгорания

  1. Информирование медработников о проблеме выгорания еще на этапе обучения.
  2. Создание комфортного психологического климата в учреждении.
  3. Повышение уровня коммуникативной компетенции медработников, обучение коммуникативным навыкам.
  4. Повышение самооценки, личностный рост.
  5. Беседы и психокоррекционные тренинги, проводимые психологами и психотерапевтами.
  6. Обучение техникам релаксации.
  7. Техники, направленные на укрепление личностного счастья человека.
  8. Творческое самовыражение.

Снижение стресса путем изменения отношения к ситуации

Психологический стресс всегда опосредован когнитивной оценкой человеком фактических требований, выдвигаемых в ситуации, и своих реальных возможностей. Чем больше расхождение между ними, тем сильнее стресс.

Велика вероятность того, что, воспринимая критическую ситуацию и мысленно оценивая, сколько неприятностей принесет тот или иной удар судьбы, каждый человек впадет в «панику», которая полностью лишит его возможности сосредоточиться на решении проблемы.

Можно согласиться с древним высказыванием философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Великий французский мыслитель Монтень говорил: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее». Такая оценка полностью зависит от самого человека. Чем менее трагично он воспринимает стрессовые ситуации, тем менее разрушительное действие окажет стресс.

Для уменьшения страха перед трудными обстоятельствами Д. Карнеги предлагает заставить себя мысленно принять самое худшее. Это помогает сбросить груз панического беспокойства, мешающего искать (и находить) правильный выход. Он указывает магическую формулу У. X. Кэрриеэра, которая содержит три правила:

1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?»

2. Приготовиться принять это как неизбежное.

3. Спокойно подумать, как изменить ситуацию.

С мирившись с самым худшим, говорит Карнеги, мы понимаем, что нам терять нечего, и тогда наши силы автоматически высвобождаются.

Среди общих рекомендаций профилактики стресса и выгорания можно назвать следующие:

  • не относиться к себе как к жертве обстоятельств – это снижает адаптационные возможности организма;
  • вырабатывать у себя определенное жизнерадостное умонастроение, положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации, какой бы она ни была;
  • не откладывать надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного дела» будет истощать ваши ресурсы;
  • формировать философское отношение к жизни и социуму: «Я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненные программы и потенциалы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить»;
  • проявлять заботу о своем настроении и положительном жизненном настрое, овладевать навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

12 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск