Социальная психология

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения связана с организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.

В структуру взаимодействия входят:

  • субъекты взаимодействия;
  • взаимная связь;
  • взаимное воздействие друг на друга;
  • взаимные изменения субъектов общения.

Взаимодействие в общении – процесс, который складывается из:

  1. физического контакта;
  2. совместного перемещения;
  3. совместного группового действия;
  4. вербального контакта;
  5. невербального контакта.
Интерактивное общение

Разновидности взаимодействия

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

Кооперация это такой вид взаимодействия, который способствует организации совместной деятельности, участники достигают взаимного соглашения для достижения общих целей.

Конкуренция это такой вид взаимодействия, в котором каждый участник преследует только свои личные цели и интересы.

В процессе взаимодействия проявляются также следующие стратегии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Роли в общении

Роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид.

В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межличностные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.).

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).

 7975679

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт.

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Возможны следующие конфликты:

внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;

внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками ваимодействия;

личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

Понятие стратегии

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это:

  1. Способ осуществления определенных интересов.
  2. Образ действия по достижению целей.
  3. Манера общения.

 

Этапы выбора стратегии

  • Анализ конфликтной ситуации
  • Оценка собственных сил и сил оппонента
  • Четкое формулирование собственной цели
  • Анализ действий и мотивов оппонента
  • Принятие решения о выборе стратегии

 

Стратегии (К.Томас и Р.Килменн)

 

Соперничество (конкуренция)

Цель – получение одностороннего выигрыша.

Условия:

1. Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом.

2. Авторитарный стиль управления.

3. Безвыходная ситуация.

Соперничество – «Акула»

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Уклонение (уход)

Цель – уход из-за нежелания сотрудничать и общаться.

Условия:

  1. Объект конфликта несущественен.
  2. Отсутствие властных полномочий.
  3. Необходимость получения дополнительной информации.
  4. Оппонент – личность, трудная в общении.

Уклонение – «Черепаха»

 Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

 

Приспособление

Цель – получение результата при минимальных действиях.

Условия:

1. Объект конфликта несущественен.

2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности.

3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу.

Приспособление – «Плюшевый медведь»

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.

Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

 

Компромисс

Цель – получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок.

Условия:

  1. Одинаковые аргументы и равный объем власти у оппонентов.
  2. Необходимость сохранения положительного социально-психологического климата в коллективе.
  3. Принятие временного решения.

Компромисс – «Лиса»

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то жесамое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерьдля обеих сторон.

В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

 

Сотрудничество

Цель – поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша.

Условия:

  1. Подходы к решению важны, и нет возможности принять компромиссное решение.
  2. Обладание равной властью и авторитетом.
  3. Существуют прочные длительные взаимоотношения между оппонентами.

Сотрудничество – «Сова»

Человек с такимтипом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с такимтипом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.

Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Интерактивная сторона общения

Используемая литература.

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  3. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  6. Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
  7. УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
  8. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск