Оглавление
- Имидж
- Особенности имиджа
- Устойчивые стереотипы
- Виды имиджа
- Структура имиджа (по Шепелю В.М.)
- Структура имиджа по Змановской Е.В
- Глубинные характеристики имиджа
- Что делает харизматическая личность?
- Имидж медицинского работника
- Эффективный имидж
- Позитивный имидж
- Используемая литература
- Скачать презентацию
Имидж
Имидж – это искусство управлять впечатлением (Э. Гоффманн).
Это форма жизнепроявления человека, с помощью которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики (В.М. Шепель).
Это эмоционально-окрашенный публичный образ кого-либо, принимающий форму стереотипа (Е.В. Змановская).
Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств окружающими людьми, умение держаться в деловой и неофициальной обстановке (А. Пелих, Т. Кизилова).
Особенности имиджа
- формируется в процессе взаимодействия людей;
- требует специальных усилий со стороны носителя;
- имеет символическую форму;
- вариабельный;
- имеет характер стереотипа;
- включает ограниченное количество компонентов;
- эмоционально окрашенный;
- прагматичный.
Таблица 1. Имидж как социальный стереотип.
Имидж как социальный стереотип |
|
Достоинства |
Недостатки |
ускоряет восприятие; приобретает форму полезного знания; ориентирует в социальных ценностях |
сужает восприятие; формирует неточное или ложное мнение |
Устойчивые стереотипы
Устойчивые социальные стереотипы — это упрощённые, обобщённые и часто искажённые представления о группах людей, их характеристиках, поведении или ролях в обществе.
Стереотипы имеют следующие особенности: упрощение, обобщение, устойчивость (сохраняются долгое время), эмоциональная окраска (может быть отрицательной и положительной), автоматичность (стереотипы включаются бессознательно, без критического анализа).
Некоторые виды социальных стереотипов:
Гендерные – упрощенное представление о мужчинах и женщинах (мужчины не плачут, все женщины хотят выйти замуж и пр.).
Этнические и расовые – упрощенные обобщения о представителях тех или иных культур и национальностей.
Возрастные – упрощенные представления о людях разного возраста (молодежь – безответственная, все пожилые люди – ворчуны и пр.).
Профессиональные – упрощенные представления о специалистах (все врачи – циники, все учителя – скучные и пр.).
Все люди сталкиваются со стереотипами в свой адрес, а также используют некоторые стереотипы в адрес других.
Рисунок 1. С какими стереотипами вы сталкивались?
Виды имиджа
- Личный - имидж конкретного человека.
- Товарный - имидж товара, услуги.
- Групповой - организационный, корпоративный, национальный имидж.
Структура имиджа (по Шепелю В.М.)
В структуру имиджа, с точки зрения Шепеля В.М., входят природные качества, составляющие личное обаяние:
коммуникабельность;
эмпатичность;
рефлексивность;
красноречивость.
Также в структуру имиджа входят характеристики личности, как следствие ее образования и воспитания:
нравственные ценности;
психическое здоровье;
жизненный и профессиональный опыт;
эрудиция.
По Шепелю В.М., компонентом имиджа является биоэнергетика (флюидное излучение) - это энергетика индивида, которая напрямую отражается в его самочувствии, эмоциональном состоянии. Биоэнергетика тесно свзяна со здоровьем и благополучием организма.
Структура имиджа по Змановской Е.В
Внешний облик
- физические данные;
- костюм (одежда, обувь);
- манера поведения, жесты, взгляд, мимика;
- особенности голоса;
- запах.
Имиджевая символика
- личные символы (имя, цвет);
- личная атрибутика;
- социальные символы (деньги, марка машины).
Социально-ролевые характеристики
- репутация, амплуа (разыгрываемая социальная роль);
- миссия (полезность для общества)
Индивидуально-личностные свойства
- профессионально-важные качества;
- стиль взаимоотношения с людьми;
- пропагандируемые идеи и базовые ценности.
Глубинные характеристики имиджа
Глубинные составляющие имиджа носят эмоционально-образный характер и с трудом поддаются словесному описанию.
Имаго — это бессознательный прообраз, избирательно направляющий восприятие одним субъектом другого (Карл Юнг).
К глубинным характеристикам имиджа относятся:
- Близость: доступность образа, его способность вызывать ощущение «свой».
- Экспрессивность: пылкость, динамичность, эмоциональность, яркость образа.
- Сексуальность (эротичность): чувственность образа, способность притягивать и стимулировать возбуждение.
- Доминантность: властность, сила образа, его способность вызывать желание подчиняться и следовать за прототипом.
- Агрессивность: разрушительный потенциал, способность имиджа вызывать страх или провоцировать гнев.
- Архетипичность: отражение в образе древнейших представлений и импульсов.
- Эталонность: воплощение в имидже родительских предписаний, доминирующих социальных ценностей и установок, способность вызывать ощущение «хороший».
Имидж, наполненный энергией нескольких из перечисленных свойств, обретает харизму.
Харизматический имидж — это образ, притягивающий к себе окружающих людей благодаря огромной внутренней энергии и содержательной мощи. Харизматический имидж вызывает сильные иррациональные переживания людей, сравнимые со священным трепетом. На осознаваемом уровне это проявляется как: восторг, уважение, страстная приверженность, страх или прилив энергии.
Что делает харизматическая личность?
- Привлекает внимание.
- Вызывает сильные чувства.
- Удовлетворяет явные и скрытые потребности людей.
- Предлагает идеи.
- Убеждает.
- Демонстрирует уверенность.
- Ведет за собой.
Современный исследователь харизмы Н. Энкельман дает следующее красочное определение: «Харизматическая личность наделена властью — она оказывает мощнейшее влияние на мысли, чувства и действия других людей. Харизматические личности прочно стоят на земле, у них уверенная походка, открытый дружелюбный взгляд, крепкое рукопожатие, глубокий и полнозвучный голос».
Имидж медицинского работника
«Габитарный имидж – внешний облик»
Фото 1. «Габитарный имидж – внешний облик».
«Кинетический имидж – невербальная коммуникация»
Фото 2. «Кинетический имидж – невербальная коммуникация».
«Коммуникативный имидж»
Фото 3. «Коммуникативный имидж».
«Ментальный имидж – внутренний мир, этические установки»
Фото 4. «Ментальный имидж – внутренний мир, этические установки».
«Средовой имидж»
Эффективный имидж
- это управляемый имидж;
- это имидж, позволяющий более успешно решать социальные и профессиональные задачи;
- это позитивный имидж;
- это тот имидж, в котором человек себя чувствует наиболее комфортно.
Позитивный имидж
Позитивный имидж – это положительная репутация, построенная на доверии, авторитете и профессионализме.
Таблица 2. Позитивный имидж.
Позитивный имидж |
|
Аттракция |
Это положительная социальная установка при восприятии человека, проявляющаяся как влечение, интерес, симпатия к нему. |
Фасцинация |
Это специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. |
Ассертивность |
Это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не ущемляя прав других людей. Это открытое, прямое поведение. |
Используемая литература
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
- Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
- Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
- УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.
Скачать презентацию
Скачать - презентацию "Имидж медицинского работника"
Другие лекции в разделе "Социальная психология"
- Введение в социальную психологию
- Проблема личности в социальной психологии. Социализация личности.
- Социальная психология групп
- Психологические аспекты работы в команде
- Психология общения
- Коммуникативная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Интерактивная сторона общения
- Невербальное общение
- Приемы преодоления барьеров в общении
- Психология публичного выступления
- Психология делового общения
- Проблемы межкультурного диалога в деловой коммуникации
- Имидж медицинского работника
- Психология семьи