Общая психология

Врачи

Человек как субъект деятельности

Оглавление

 

 

Структура деятельности

Важнейшая функция психики - регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Таблица 1. Структура деятельности.

Структура деятельности

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение

Уровень особых видов деятельности

1. Деятельность – совокупность действий, вызванных одним мотивом.

Уровень действий

2. Действие – это, процесс, направленный на реализацию цели. Цель - образ желаемого результата. Цель всегда сознательна.

Уровень операций

3. Операция - способ выполнения действия.

Уровень психофизиологических функций

4. Психофизиологические функции - физиологическое обеспечение психических процессов.

 

Рис.1 Структура деятельностиРис.1 Структура деятельности

Потребности и мотивы

Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим миром огромным, бесконечным многообразием отношений, которые определяют его жизнь, условия его социального бытия. Эта взаимосвязь выражается в наличии у человека большого множества потребностей и мотивов.

Потребности – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Мотив – это материальный или идеальный предмет, побуждающий и направляющий деятельность человека на удовлетворение потребности.

Мотивы могут быть неосознаваемыми.

Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые - к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного - мотив избегания неудач. По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).

Различные подходы к пониманию потребностей

 Таблица 2. Различные подходы к пониманию потребностей.

Подход/Представители

Суть подхода

Потребность как нужда

С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А. Пьерон, Л.И. Божович и др.

Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов

Потребность как зависимость

В.А. Василенко, Б.И. Додонов и др.

Это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. Однако зависимость показывает, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей

Потребность как отношение

Д.А. Леонтьев и др.

В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром

Потребность как отклонение от уровня адаптации

Д.К. Макклелланд

Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности

Потребность как состояние

И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев и др.

Переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности

Потребность как динамическое состояние

К. Левин и др.

Под потребностью понимается динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Следовательно, потребность — это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению)

 

Классификация потребностей

Таблица 3. Классификация потребностей.

По происхождению
  • Биогенные
  • Психогенные
  • Социогенные
По субъекту
  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Общественные
  • Общечеловеческие
По объекту
  • Материальные
  • Духовные

 

Рис.3 Классификация потребностейРис.3 Классификация потребностей

 

Классификация и виды потребностей

Таблица 3. Классификация и виды потребностей.

Классификация потребностей

Биологические (материальные) в пище
в одежде
в сне
в жилище
в безопасности
в сексе
в экономии сил
Социальные принадлежать к какой-либо группе
в признании
в доминировании
в лидерстве
в самоутверждении
во внимании
Идеальные (духовные) познания окружающего мира
познания смысла своего существования
самоуважения и самореализации
собственно познавательные потребности

 

Рис.4 Классификация и виды потребностейРис.4 Классификация и виды потребностей

 

Различные подходы к пониманию мотивов

 Таблица 4. Различные подходы к пониманию мотивов.

Подход/Представители

Суть подхода

Мотив как цель (предмет)

А.Н. Леонтьев и др.

Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека

Мотив как потребность

С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А. Г. Ковалев, К.К. Платонов и др.

Эта точка зрения на мотив дает ответ на вопрос, «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды

Мотив как намерение

Д.А. Леонтьев и др.

Намерения тогда выступают в качестве мотива, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели

Мотив как устойчивое свойство личности

М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин и др.

Сторонники этого подхода считают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что и внешние стимулы. К мотивационным чертам личности обычно относится тревожность, агрессивность, уровень притязаний, сопротивляемость фрустрации и др.

Мотив как побуждение

И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев и др

Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство сторонников этого подхода считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку

 

 

Используемая литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

 

Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Человек как субъект деятельности". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Поделитесь информацией с друзьями.

 

Другие лекции в разделе "Общая психология"

  1. Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
  2. Происхождение и развитие психики
  3. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
  4. Человек как субъект деятельности
  5. Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.
  6. Понятие о личности в психологии
  7. Механизмы формирования личности
  8. Аспекты возрастной психологии
  9. Механизмы психологической защиты личности
  10. Способности
  11. Темперамент
  12. Характер. Акцентуации характера.
  13. Эмоции и чувства
  14. Воля
  15. Познавательные процессы. Внимание.
  16. Ощущение и восприятие
  17. Познавательные процессы: память
  18. Мышление и интеллект
  19. Воображение

Просмотренные страницы

Человек поднимает гирю

Воля

Человек рисует на бумаге.

Воображение