Общая психология

Женщина смотрит на своё отражение

Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.

Оглавление

 

Сравнение житейской и научной психологии

Все люди являются в какой-то мере психологами. Человек общается с разными людьми, сталкивается с проблемами, ищет решение, решает повседневные конфликты дома и на работе, преодолевает стресс, делится своим опытом, дает советы близким, друзьям, знакомым. Все это – житейская психология.

 Таблица 1 Сравнение житейской и научной психологии

Житейская психология Научная психология
Знания почерпнуты людьми из обыденной жизни, как правило стихийно. Устойчивые знания, полученные в результате специально организованных теоретических и экспериментальных исследований.
Источник знаний – конкретные люди, опыт общения с ближайшим окружением. Для исследования доступны многотысячные выборки испытуемых, большое количество опытов.
Знания получаются в результате непосредственного наблюдения за другими людьми. Доступен большой арсенал методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.
Знания непоследовательны и сумбурны. Передача знаний весьма ограничена от одного человека к другому, существует проблема недоверия между людьми. Знания упорядочены, зафиксированы в научных трудах. Существуют четкие формы передачи знаний: в учебных заведениях, через научную литературу.

 

Психология – «Наука о душе»

Термин образован из древнегреческих слов: «psyche» – душа, «logos» – учение, знание.
Истоки психологии – в работах античных философов. Долгое время психология развивалась в рамках философии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Предмет научного изучения психологии - это конкретные факты психической жизни и психологические законы.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.
Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма, прежде всего центральной нервной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире.

Значение слова– «Психология»

 Таблица 2. Значение слова психология.

Этимология слова Значение слова «психология»
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

В дословном своем значении психология — это знание о психи­ке, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной ре­альности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Термин «психология» образован от двух греческих слов: а)     psyche — душа, психика; б)     logos — знание, осмысление, изучение

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психо­логия» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

 

Значение слова– «Психология»Рисунок 1. Значение слова– «Психология».

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Особенности психологии как науки

  1. Это наука о самом сложном.
  2. Человек одновременно является и субъектом, и объектом исследования.
  3. Практические следствия уникальны: человек, познавая свою психику, учится управлять своими психическими процессами – а это грандиозная задача.
  4. Эта наука одновременно является и естественной, и гуманитарной.
  5. Единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, школы, имеющие свою специфику.

Предмет психологии в разные исторические эпохи

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)Демокрит (460-370 гг. до н.э.)Всё — даже растения и камни — имеет душу. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из различного сорта атомов, образующих его тело и душу. Самые подвижные из них - атомы огня, образующие душу. Душа – источник энергии тела. Мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Во время дыхания наша душа постоянно обновляется. Демокрит считал, что для души и для космоса существует закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они - неотвратимый результат столкновения непрерывно движущихся атомов. События кажутся случайными, птому что мы не знаем причины их возникновения.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)Платон (427-347 гг. до н.э.)Платон стал родоначальником философии идеализма. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное божественное, принадлежит идеальному миру, а тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы, оно раздираемо различными желаниями и страстями, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры, с точки зрения Платона, происходят из-за потребностей тела.
Платон, считал, что душа подобна колеснице, запряженной двумя конями (черным и белым). Возничий - разум - управляет колесницей, в которую впряжены два коня: один - дикий и неукрощенный, рвущийся идти собственным путём, а другой - породистый, благородный, поддающийся управлению. дикий конь символизирует низшую, необузданную часть души. а благородный - высшую, идеальную. Но обе эти части (низшая необузданная и высшая идиальная) неразумны, их движения призван согласовывать разум.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)Аристотель (384-322 гг. до н.э.)Аристотель по праву считается родоначальником психоогии. Его трактат "О душе" - многие века был главным руководством по психологии. Он считал, что телесное и духовное образуют нераздельную целостность. С точки зрения Аристотеля, душа - это не самостоятельная сущность, а способ, форма организации живого тела. Душа – энтелехия тела. Душа делает тело живым. Душа – это суть нашего тела, причина и цель всех действий нашего тела. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Entelecheia от греч. – осуществление.

 

Виды души

  1. Растительная. Способна к размножению и питанию.
  2. Животная. Обладает четырьмя функциями – стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью.

Растительная и животная души – смертны, они есть не только у человека, но также у растений и животных.
Человеческая – разумная душа. обладает еще и способностью к мышлению. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Предметом психологии в новое время стало сознание

Рене Декарт (1596-1650 гг.)

Рене Декарт (1596-1650 гг.)Рене Декарт (1596-1650 гг.)Декарт считается родоначальником рационалистической философии. 
Он ввел понятие рефлекса, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии.
В своих работах Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. Он считал, что человек с детства впитывает в себя многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Чтобы найти истину, нужно сначала всё подвергнуть сомнению.  С точки зрения Декарта, началом всех начал в науке является сомнение. Следует сомневаться во всем - естественном и сверхъестественном, можно подвергнуть сомнению существование неба, земли, собственного тела. Но что-то при этом обязательно останется. Останется наше сомнение - верный признак того, что мы мыслим. Никакой скепсис не устоит перед суждением: «Я мыслю». Отсюда следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно существую» Мышление единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях.
Первое, что человек обнаруживает в себе - это собственное сознание, поэтому основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния сознания.

Дж. Локк (1632-1704 гг.)

Дж. Локк (1632-1704 гг.)Дж. Локк (1632-1704 гг.)Известен благодаря понятию «tabula rasa» – «чистая доска». Человек рождается с сознанием чистым, как белый лист бумаги, и то, что наполняет его – результат прижизненного познания. Ввел в психологию метод интроспекции – «смотрение внутрь». Дж. Локк писал, чтоуществует два источника знаний:
1. Внешний мир. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления или идеи о внешних вещах.
2. Деятельность нашего ума – рефлексия (познание своего внутреннего мира). Сюда Локк относил мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания.

Рефлексии могут быть подвергнуты только состояния собственного сознания. Поэтому единственным методом исследования может быть только метод интроспекции.
С точки зрения Локка, душевная деятельность может протекать на двух уровнях: процессы первого уровня - восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня - наблюдение или созерцание этих восприятий, мыслей, желаний.
Деятельность души первого уровня есть у каждого человека, даже у ребенка, деятельность души второго уровня требует специальной организации.

Развитие психологии как самостоятельной науки

В. Вундт (1832 – 1920)В. Вундт

В. Вундт (1832 – 1920)

Главным предметом изучения является сознание, метод – интроспекция.
В 1879 г. психология была признана самостоятельной наукой.
Немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Вундт открыл первую научную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 г.

Дж. Уотсон (1878 – 1958)Дж. Уотсон

Дж. Уотсон (1878 – 1958)

Основатель бихевиоризма, считал главным предметом изучения – поведение.
Он считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и использовать научный объективный метод в своих исследованиях. Только поведение мы можем увидеть внешне, поэтому его и нужно изучать. Главная формула поведенческих реакций: St → R.

Основные задачи бихевиоризма

  1. Выявить и описать типы реакций.
  2. Исследовать процесс их образования.
  3. Изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения.
  4. Научиться подбирать те стимулы, которые вызовут нужную реакцию.

З.Фрейд (1856 – 1939)З.Фрейд

 З.Фрейд (1856 – 1939)

Основатель психоанализа.
Главный предмет изучения – бессознательное. В структуру бессознательного входят два инстинкта – «либидо» и «танатос». Либидо – инстинкт жизни, танатос – инстинкт смерти.

Бехтерев В.М. (1857 – 1927)Бехтерев В.М.

Бехтерев В.М. (1857 – 1927)

Выдающийся русский психиатр, физиолог, психолог. Открыл в 1885 г. первую в России научную психологическую лабораторию.

Сеченов И.М. (1829-1905)Сеченов И.М.

Сеченов И.М. (1829-1905)

Основоположник российской психологии.
В своем труде «Рефлексы головного мозга» показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы.

Основные отрасли психологии

Таблица 3. Отрасли психологии.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Общая психология Социальная психология
Психика человека, ее строение и виды, деятельность и сознание, потребности и мотивы, эмоции и воля, личность и характер, познавательн ые процессы. Социально-психологические закономерное ти общения и взаимодействя людей, психология группы, лидерство, конфликты.
Медицинская психология Возрастная психология
Психологическое и психическое здоровье личности, психосоматиче ские нарушения, взаимодейств ие медработника с пациентами, эмоционально е выгорание медработников. Особенности психического развития человека на различных возрастных этапах: от раннего детства до глубокой старости.
Психология труда Конфликтолигия
Психология трудового процесса, повышение профессионал ьной работоспособ ности, проблемы взаимоотноше ний в трудовом коллективе. Причины, виды, динамика и механизмы конфликтов, методы управления конфликтами, способы профилактики конфликтов.

 

Рисунок 2. Отрасли психологии


Методы психологии

Таблица 4. Методы психологии.

Основной метод Вариант метода
Наблюдение
  • Внешнее (наблюдение со стороны)
  • Внутреннее (самонаблюдение)
  • Свободное
  • Стандартизированное
  • Включенное
  • Стороннее
Опрос
  • Устный
  • Письменный
  • Свободный
  • Стандартизированный
Тесты
  • Тест-опросник
  • Тест-задание
  • Проективный тест
Эксперимент
  • Естественный
  • Лабораторный
Моделирование
  • Математическое
  • Логическое
  • Техническое
  • Кибернетическое

 

Используемая литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Скачать презентации

1. Скачать - презентацию "Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии" (1.54 Mb)


2. Скачать дополнение к данной лекции "История развития психологии от античности до XX века". 63 страницы (PDF - 526 Kb)   - в данном материале (История развития психологии от античности до XX века) приведено краткое описание основных исторических этапов развития психологии как науки. Данный документ содержит необходимую информацию по деятелям психологии – философам, психологам, ученым, описание их идей и теорий, их вклад в развитие психологии. Здесь вы найдете необходимую информацию для выполнения домашнего задания по всем ученым: Гераклит (6-5 вв. до н. э.), Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Рене Декарт (1596-1650), Г.В. Лейбниц (1646-1716), Ч. Дарвин (1809-1882), Г. Эббингауз (1850-1909), Э. Торндайк (1874-1949), В. Джемс (1842-1910), Дж. Уотсон (1878-1958), З. Фрейд (1856-1939), К. Роджерс (1902-1987), Б. Скиннер (1904-1990), И.П. Павлов (1849-1936), И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), Л.С. Выготский (1896-1934), А.Р. Лурия (1902-1977), А.Н. Леонтьев (1903-1979).


Аудиолекция

Слушать аудиолекцию - "Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии".


Скачать аудиолекцию (66 Мб.)


Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Поделитесь информацией с друзьями.

 

Другие лекции в разделе "Общая психология"

  1. Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
  2. Происхождение и развитие психики
  3. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
  4. Человек как субъект деятельности
  5. Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.
  6. Понятие о личности в психологии
  7. Механизмы формирования личности
  8. Аспекты возрастной психологии
  9. Механизмы психологической защиты личности
  10. Способности
  11. Темперамент
  12. Характер. Акцентуации характера.
  13. Эмоции и чувства
  14. Воля
  15. Познавательные процессы. Внимание.
  16. Ощущение и восприятие
  17. Познавательные процессы: память
  18. Мышление и интеллект
  19. Воображение

Просмотренные страницы

Человек поднимает гирю

Воля

Человек рисует на бумаге.

Воображение