Общая психология

Отец и ребёнок

Способности

Оглавление

 

Что такое способности?

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.

Ребёнок играет в шахматыСпособности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.

Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания

Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не резвившись.

Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальные интересы — это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.

Задатки как природные предпосылки способностей

Врожденные дифференциальные особенности, заключенные в строении мозга, могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности (чаще группы, целого куста профессий, специальностей, видов трудовой активности и т.д.). Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

Классификация способностей

Таблица 1. Классификация способностей.

Классификация способностей

Природные или естественные способности

Специфические человеческие способности

В своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей

Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей

Общие
Специальные

Теоретические
Практические

Учебные
Творческие

Творческие способности в свою очередь делятся на:
Талант
Гениальность

 

Классификация способностейРисунок 1. Классификация способностей.

Виды способностей

Природные способности биологически обусловлены. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Например, человек с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора, человек с развитым обонянием может стать хорошим парфюмером.

Общие способности обслуживают наиболее важные требования со стороны многих видов деятельности и успешного общения с людьми. Например, точность движений, качество речи, высокий интеллект необходимы во многих видах деятельности.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.

Специальные способности обеспечивают требования отдельных видов деятельности за счет специальных качеств личности. Например, способности к музыке, к математике, педагогические способности и пр.

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором - в качестве физика-экспериментатора.

В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Учебные и творческие способности

По уровню развития способности подразделяют на:

Одаренность

Одаренность - это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений, навыков и благоприятной среды. Одаренным личностям обычно приписывают такие качества как любознательность, воображение, раскованность мышления, интуицию, уверенность в себе.

Талант

Талант - одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности. Понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей деятельностью (в сфере математики, музыки, искусства и пр.)

Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Гениальность

Гениальность (лат. genius - дух) - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Де-карта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности

Таблица 2. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Признаки наличия способностей

1.

Высокий темп обучения соответствующей деятельности.

2.

Широта переноса навыка, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях

3.

Энергетическая экономность выполнения данной деятельности.

4.

Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности.

5.

Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности

 

Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельностиРисунок 2. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Особенности индивидуального стиля деятельности

  1. Устойчивая система приемов и способов деятельности.
  2. Эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами.
  3. Эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
  4. Это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Особенности индивидуального стиля деятельностиРисунок 3. Особенности индивидуального стиля деятельности.

Интеллект

Интеллект – (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

      Умственный возраст
IQ = ---------------------------- * 100%
     Хронологический возраст

Структура интеллекта:

  1. Вербальный интеллект – запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное.
  2. Способность решать проблемы.
  3. Практический интеллект – умение добиваться поставленных целей.

Используемая литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Скачать презентацию

Скачать - презентацию "Способности"

 

Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Способности". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

 

Другие лекции в разделе "Общая психология"

  1. Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
  2. Происхождение и развитие психики
  3. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
  4. Человек как субъект деятельности
  5. Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.
  6. Понятие о личности в психологии
  7. Механизмы формирования личности
  8. Аспекты возрастной психологии
  9. Механизмы психологической защиты личности
  10. Способности
  11. Темперамент
  12. Характер. Акцентуации характера.
  13. Эмоции и чувства
  14. Воля
  15. Познавательные процессы. Внимание.
  16. Ощущение и восприятие
  17. Познавательные процессы: память
  18. Мышление и интеллект
  19. Воображение

Похожие статьи

Человек поднимает гирю

Воля

Человек рисует на бумаге.

Воображение