Оглавление
- Понятие возраста
- Периодизация возрастного развития человека
- Кризис новорожденности
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Кризис 1 года
- Ранее детство (1– 3 года)
- Кризис 3 лет
- Дошкольное детство (3-7 лет)
- Кризис 7 лет
- Младшее школьное детство (7-11 лет)
- Кризис 11 лет
- Подростковый возраст (11-15 лет)
- Ранняя юность (15-17 лет)
- Кризис 17 лет
- Юность (17 лет - 23 года)
- Молодость (23 года – 30 лет)
- Кризис 30 лет
- Зрелость (30 – 70 лет)
- Кризис 40 лет
- Кризис выхода на пенсию (60-65 лет)
- Поздняя зрелость (70 лет и более)
- Используемая литература
- Скачать презентации
- Тест для проверки знаний по данной теме
Понятие возраста
Возраст – это характеристика индивидуального развития, качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Различают:
- Хронологический возраст (по паспорту) – длительность существования человека от момента рождения.
- Физический возраст (биологический) отражает степень физиологического развития организма.
- Психологический возраст – это определенная качественно своеобразная ступень индивидуального развития, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.
- Социальный возраст – уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т.д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.
Возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
В процессе изучения возрастного развития человека были выявлены некоторые закономерности:
- Неравномерность психического развития. Разные психические функции и разные стороны личности формируются и наиболее интенсивно развиваются в разное время, не пропорционально.
- Интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую целостность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности.
- Сочетание процессов эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе отмирает и преобразует. Запаздывание процессов инволюции ведет к инфантилизму.
- Различные периоды психического развития.
Стабильные периоды характеризуются плавным течением развития, постепенными изменениями, которые накапливаясь длительное время, в конце дают качественный скачок – возникает возрастное новообразование.
Критические периоды, или кризисы, - переходные этапы от одного возрастного периода к другому, которые длятся несколько месяцев и представляют собой своеобразные переломные моменты развития. Для них характерны аффективные вспышки, конфликтность, негативизм.
Сенситивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности.
Периодизация возрастного развития человека
Таблица 1. Периодизация возрастного развития человека.
Негативизм - это немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
Упрямство - особенность поведения, а в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект волевой сферы индивида, кторый выражается в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других.
Строптивость - вид поведения или черта характера, проявляющаяся в непослушании, нежелании подчиняться принятым в обществе правилам и нормам поведения.
Своеволие - гипертрофированное стремление к самостоятельности, стремление принимать решения и действовать по своему разумению, вопреки здравому смыслу, против правил и норм поведения, в нарушение предписанных рекомендаций.
Протест-бунт - это открытое высказывание неудовлетворенности, недовольства, которое выражается в регулярном остром конфликте между ребенком и взрослым.
Деспотизм - это поведение или качество личности, котрое проявляется в стремлении к неограниченной власти, к подчинению себе других, не считаясь с их интересами и потребностями.
Ревность - это эмоциональное состояние и связанное с ним поведение, а также черта личности, которые проявляются в стремлении иметь безраздельную власть над другим, страхе потерять любовь другого человека.
Гедонизм (в психологии) - это направленность личности, система ценностей личности, для которой главным является получение собственного удовольствия и наслаждения, как физического, так и чувственного.
Эгоизм - это ценностная ориентация личности, черта характера, для которой свойственно преобладание собственных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и социальных групп.
Таблица 2. Виды развития человека.
Развитие человека |
|
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека |
|
Физическое развитие |
Физиологическое развитие |
Изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека |
Изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др. |
Психическое развитие |
Социальное развитие |
Усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций |
Постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения |
Духовное развитие |
|
Осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию |
Используемая литература
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Скачать презентации
Скачать - презентацию "Аспекты возрастн психологии".
Тест для проверки знаний по данной теме
Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Аспекты возрастной психологии". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Поделитесь информацией с друзьями.
Другие лекции в разделе "Общая психология"
- Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
- Происхождение и развитие психики
- Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
- Человек как субъект деятельности
- Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.
- Понятие о личности в психологии
- Механизмы формирования личности
- Аспекты возрастной психологии
- Механизмы психологической защиты личности
- Способности
- Темперамент
- Характер. Акцентуации характера.
- Эмоции и чувства
- Воля
- Познавательные процессы. Внимание.
- Ощущение и восприятие
- Познавательные процессы: память
- Мышление и интеллект
- Воображение