Общая психология

Мужчина поправляет галстук

Понятие о личности в психологии

Оглавление

  1. Структура личности
    1. Индивид
    2. Индивидуальность
    3. Личность
  2. Психодинамическое направление в теории личности
  3. Структура личности с точки зрения психоанализа
    1. Ид (Оно)
    2. Эго (Я)
    3. Суперэго (Сверх-Я)
    4. Инстинкты – движущая сила поведения.
  4. Структура личности с точки зрения К. Юнга
  5. Архетипы
  6. Эго-направленность
  7. Четыре психологических типа по К.Г. Юнгу
  8. Гуманистическая психология – Абрахам Маслоу (1908-1970)
    1. Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу
  9. Транзакционный анализ Эрика Берна (1910-1970)
  10. Теория типов личности Ганса Айзенка (1916-1997)
  11. Отечественный подход к пониманию личности
    1. Структура личности по К.К. Платонову (1906-1984)
  12. Используемая литература.
  13. Скачать презентацию
  14. Тест для проверки знаний по данной теме

 

Структура личности

Понятия: индивид, индивидуальность, личность.

Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид

Индивид – человек, как представитель hominis sapientis, единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуальность

Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Осознание собственной уникальности, неповторимости, которое приходит вследствие рефлексии, внутреннего диалога с самим собой.

Личность

Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

С точки зрения отечественного психолога Б.С. Братуся, стать личностью - это:

  1. Во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию,
  2. Во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность,
  3. В-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни».

Психодинамическое направление в теории личности

Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд

Основателем этого направления является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он разработал радикально новый подход к изучению психики человека – психоанализ.

Психоанализ – это:

  1. Теория личности и психопатологии.
  2. Метод терапии личностных расстройств.
  3. Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

 Таблица 1. Основные направления психоанализа.

Основные направления психоанализа
Индивидуальная психология (А. Адлер). Исходит из понимания человеческого существования как основанного на чувстве коллективности, социальности, яв¬ляющегося главным в человеческой жизни. Главной мотиви¬рующей силой человеческого поведения является стремле¬ние компенсировать возникшее в детстве под влиянием не¬благоприятных факторов чувство неполноценности, само¬утвердиться в обществе. Бессознательное трактуется не как биопсихическое, а как социальное, как бессознательный стиль жизни, обусловленный характером компенсации чув¬ства неполноценности.
Аналитическая психология (К. Юнг). Исходит из постулирования наличия коллективного бессоз¬нательного, репрезентирующего в индивидуальной психике наследие опыта всех предыдущих поколений. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы — врожденные предрасположения к формированию неких уни¬версальных символических форм. К. Юнг связывал с прояв¬лением архетипов сновидения и культурные формы (мифы, искусство, религию).
Неофрейдизм (К. Хорни, Г. Салли-ван, Э. Фромм и др.). Представители этого направления обращаются к осмысле¬нию социокультурной детерминации человеческой природы, невротических расстройств, базовых моделей человеческо¬го поведения.
Структурный психоанализ (Лакан и др.). Постулируется языковая природа бессознательного.
Экзистенциальный психоанализ (Ж.П. Сартр, Бинс¬вангер и др.). Обращается к проблемам реализации человеком свой «са-мости», своего подлинного существования.
Психоистория (Э. Эриксон). Связывает стадии формирования «групповой идентичности» с 8 этапами жизненного цикла человека, стремится объяс¬нить исторический процесс динамикой этой взаимосвязи.

 

 

Структура личности с точки зрения психоанализа

Структура личностиРисунок 2. Структура личности

  1. Сознание – состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени.
  2. Предсознательное – включает в себя опыт, который не осознается в данный момент времени, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.
  3. Бессознательное – хранилище примитивных инстинктов побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Ид (Оно)

Ид (Оно) – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Оно включает примитивные инстинкты и врожденные аспекты личности. Функционирует в бессознательном и связано с инстинктивными биологическими побуждениями.

Эго (Я)

Эго (Я) – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.

Суперэго (Сверх-Я)

Суперэго (Сверх-Я) – система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении человека. Суперэго это интернализованная система общественных норм и стандартов поведения. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Сверх-Я.

Инстинкты – движущая сила поведения.

  1. Инстинкт жизни (либидо) – включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.
  2. Инстинкт смерти (танатос) – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Структура личности с точки зрения К. Юнга

Карл Густав ЮнгКарл Густав ЮнгКарл Густав Юнг (1875-1961) – ученик З. Фрейда, основатель аналитической теории личности.

Эго – центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы ощущаем себя целостно и воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые, когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты.

Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже человекообразных предков.

 

Структура личности по К.Г.ЮнгуРисунок 3. Структура личности по К.Г.Юнгу.

Архетипы

 Таблица 2. Архетипы.

Архетип

Определение

Символ

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария,
Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Персона (маска)

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий

Театральная маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер

Самость

Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

 

Эго-направленность

У человека есть две жизненные установки (направленности), которые сосуществуют одновременно, но одна из них является доминантной:

  1. Экстраверсия - направленность интереса к внешнему миру, другим людям, предметам.
  2. Интроверсия - погруженность во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.

Экстраверт - подвижен, разговорчив, легко устанавливает знакомства и привязанности.

Интроверт - сдержан, созерцателен, стремится к уединению.

Четыре психологических типа по К.Г. Юнгу

  1. Ощущающий. Развиты все процессы, связанные с сенсорными системами – слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения. Отличается быстрой ориентировкой в новой ситуации. Его не интересуют внутренние переживания и чувства других людей, он слушает и смотрит на поступки.
  2. Интуитивный. Руководствуется своим предчувствием. Занимается прогнозированием будущего, живет в мире фантазий и предположений. Умеет легко находить новое и необычное. Может реализовать представившуюся возможность.
  3. Эмоциональный тип. Такой человек зависит от влияния эмоций, сложно принимает решения, часто ошибается из-за чрезмерной эмоциональности.
  4. Мыслительный. Этот тип полагается на свой разум, а не на чувства. Хорошо управляет эмоциональной сферой, рационален. Детально обдумывает разные варианты решения.

 Таблица 3. Соотношение психологических типов по К.Г.Юнгу.

 

Рациональные

Иррациональные

Экстраверты

Экстравертный мыслительный тип

Экстравертный чувствующий тип

Экстравертный ощущающий тип

Экстравертный интуитивный тип

Интроверты

Интровертный мыслительный тип

Интровертный чувствующий тип

Интровертный

ощущающий тип

Интровертный интуитивный тип

 

Гуманистическая психология – Абрахам Маслоу (1908-1970)

Абрахам МаслоуАбрахам МаслоуЧеловека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. В каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и самосовершенствования.

Разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков.

Человек способен к самосовершенствованию.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека сама движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства его окружения не мешают этому.

А. Маслоу предполагал, что все потребности человека организованы в иерархическую систему.

Потребности в порядке очередности:

  1. физиологические потребности – 1 ступень;
  2. потребности в безопасности и защиты – 2 ступень;
  3. потребности в принадлежности и любви – 3 ступень;
  4. потребности в уважении – 4 ступень;
  5. познавательные потребности – 5 ступень;
  6. эстетические потребности – 6 ступень;
  7. потребность в самоактуализации (личного самосовершенствования) – 7 ступень.

Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу

Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по А.Маслоу)

Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по А.Маслоу)Рисунок 4. Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по А.Маслоу).

Потребности, расположенные внизу пирамиды, в основании, должны быть полностью удовлетворены, тогда у человека появиться мотив удовлетворять потребности более высокого порядка.

А. Маслоу допускал, что в этой иерархии могут быть исключения. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, то есть реализовывать потребности высокого порядка, при этом иметь большие материальные и социальные проблемы (нестабильный заработок, не всегда хватает денег даже на еду, неустроенность в бытовом отношении, нет своего жилья и пр.) Или героические личности, готовые пожертвовать своей жизнью, ради своих идеалов и ценностей.

Транзакционный анализ Эрика Берна (1910-1970)

Эрик БернЭрик БернБернВ основе транзакционного анализа лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Э. Берн присвоил названия «Родитель», «Взрослый» и «Дитя». Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность.

Все три состояния важны для межличностных взаимоотношений и выполняют определенные функции:

Задача ребенка — это созидание, создание эмоциональной картинки желаний, которая будет стимулом для дальнейшего развития. Ребенок действует спонтанно, творит, рождает идеи.

Задача родителя — опека, обучение, наставление. Контроль за соблюдением правил, оказание помощи, конструктивная критика.

Задача взрослого — приспособление к настоящей ситуации, поиск решения, конструктивный диалог. Другими словами он должен действовать в соответствии с объективной реальностью.

С точки зрения Э. Берна, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

Все наши взаимодействия (транзакции) проникнуты той или иной из этих ролей.

Таблица 4. Структура личности по Эрику Берну.

Структура личности по Э. Берну

Эго – состояние Родителя (Р)

Существо в голове человека, которое говорит ему, что он должен делать, как он должен себя вести, насколько он хорош или плох, и насколько лучше или хуже другие люди.

Эго – состояние Взрослого (В)

Голос разума. Он работает как компьютер, собирая информацию из внешнего мира и принимая решения на основании разумно рассмотренных вероятностей как пойдут дела, что и когда следует предпринять для разумного решения.

Эго – состояние Ребенка (Д)

Дитя - показывает, что у каждого мужчины внутри маленький мальчик, а у каждой женщины - маленькая девочка. Это детская и лучшая часть личности, дающая энергию нашему творчеству, фантазии, мечтам.

 

Теория типов личности Ганса Айзенка (1916-1997)

Ганс АйзенкГанс АйзенкПри разработке своей теории Г. Айзенк использовал факторный анализ (это многомерный статистический метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями  пременных).

Г. Айзенк был убежден, что для объяснения поведения человека нужно использовать не более трех суперчерт (которые он назвал типами).

Им были описаны четыре типа людей на основе выраженности двух независимых параметров.

  

 Таблица 5. Типология личности по Г. Айзенку.

Эмоционально нестабильные

Меланхолик

Холерик

Тревожный
Ранимый
Замкнутый
Тихий
Необщительный

Беспокойный
Агрессивный
Возбудимый
Импульсивный
Активный

Интроверты

Экстраверты

Спокойный
Уравновешенный
Надежный
Миролюбивый
Внимательный

Лидер
Беззаботный
Веселый
Общительный
Дружелюбный

Флегматик

Сангвиник

Эмоционально стабильные

 

 Структура личности по Г.АйзенкуРисунок 6. Структура личности по Г.Айзенку.

Отечественный подход к пониманию личности

Структура личности по К.К. Платонову (1906-1984)

К.К.ПлатоновК.К.Платонов

К.К.Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих внее элементов и связей между ними.

Таблица 6. Структура личности по К.К. Платонову.

Структура личности

Подструктура

Виды формирования

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, стремления, желания

Воспитание

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Обучение

Особенности психических процессов

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Упражнение

Биопсихические свойства

Темперамент, возрастные, половые свойства

Тренировка

 

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Скачать презентацию

Скачать - презентацию "Понятие о личности в психологии"


Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 15 вопросов в тесте по теме "Понятие о личности в психологии". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

 

Другие лекции в разделе "Общая психология"

  1. Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
  2. Происхождение и развитие психики
  3. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
  4. Человек как субъект деятельности
  5. Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.
  6. Понятие о личности в психологии
  7. Механизмы формирования личности
  8. Аспекты возрастной психологии
  9. Механизмы психологической защиты личности
  10. Способности
  11. Темперамент
  12. Характер. Акцентуации характера.
  13. Эмоции и чувства
  14. Воля
  15. Познавательные процессы. Внимание.
  16. Ощущение и восприятие
  17. Познавательные процессы: память
  18. Мышление и интеллект
  19. Воображение

Похожие статьи

Человек поднимает гирю

Воля

Человек рисует на бумаге.

Воображение