Общая психология

 Выготский Лев Семёнович. Психолог.

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского

Оглавление

 

Высшие психические функции имеют социальную природу

Человек и природа

У человека возникает особый вид психических функций – высшие психические функции, которые полностью отсутствуют у животных Эти функции составляют высший уровень психики человека, который называется сознанием.

Животные могут только приспосабливаться к меняющимся условиям. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира.

С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал использовать орудия и воздействовать на природу, овладевать природой.

Человеку удалось сделать это (овладеть природой), благодаря использованию орудий труда: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

Человек и его собственная психика

Научившись овладевать природой, человек научился овладевать и своей психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

Высшие психические функции – это сложные самоорганизующиеся процессы в деятельности человека (мышление, речь, произвольное внимание, воля, воображение и др.), опосредованные знаками по своему строению и произвольные по способу своего осуществления.

Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой?

Научившись овладевать природой, человек научился овладевать и своей психикой. Меняя природу, он действует по определенному плану, имеет цель. У него появляются внутренние цели, он учится управлять собой. Человек овладевает собственным поведением при помощи знаков (зарубки, узелки – это зачатки письменности).

Таким образом здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Так вот, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т. е. научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических.
Что же такое психологические орудия? Краткий ответ Л. С. Выготского звучит так: это знаки.

Генетические аспекты

Откуда берутся эти средства - знаки? Люди живут сообща, вместе трудятся, добывают пищу. Возникла потребность как-то договариваться. Первые слова-приказы появились в совместном труде: дай, сделай, принеси и т.п.
В дальнейшем человек научился приказывать самому себе: я принесу, я сделаю и.т.п.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.

Сначала процесс психического развития был межличностным - интерпсихологическим.

Затем эти отношения перешли во внутренний план – интрапсихологический.
Процесс перехода интерпсихологических отношений в интраписхологические называется интериоризацией.

Интериоризация - это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Документальный фильм «Гении и злодеи». Лев Выготский. Неклассический психолог.

Лев Выготский выдающийся психолог, создатель культурно-исторической теории. Он совершил переворот в дефектологии, подарил надежду на полноценную жизнь людям с ограниченными возможностями, добился блестящих результатов во всем, чем бы ни занимался. Год созданиядок.фильма 2015 год. Страна Россия. ООО "Цивилизация". Режиссёр: Татьяна Малова.

Стадии интериоризации в онтогенезе

Взрослый действует словом на ребенка.

Ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.

Ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Л.С. Выготский описывает в своих исследованиях одну из форм детской речи, которая наблюдается в возрасте 3-5 лет и концу дошкольного возраста исчезает. Эта речь называется эгоцентрической. Состоит она в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь.

Дети озвучивают процесс какой-либо деятельности – рисования, игры, объясняют что-то сами себе, меняют на ходу сюжет игры, проговаривая вслух и т.д.

По наблюдениям Л. С. Выготского, подобное «озвучивание» процесса собственной работы возникает у ребенка особенно часто при затруднениях, т. е. в моменты, когда повышаются требования к организации его собственных действий.

Исследования детской речи служат доказательством того, что речь – главное средство саморегуляции. Эгоцентрическая речь отражает уже продвинутую стадию интериоризации этого средства.

Используемая литература

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Скачать презентацию

 Скачать - презентацию "Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского".

 

Тест для проверки знаний по данной теме

Ответьте на 10 вопросов в тесте по теме "Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского". После прохождения теста вы получите оценку, после чего можете посмотреть правильные ответы. Чтобы получить результаты теста после прохождения, нужно нажать на кнопку «Отправить». Ф.И.О заполнять не обязательно (заполняют только студенты). Тест можно проходить не один раз. Тест оценивается: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

 

Другие лекции в разделе "Общая психология"

  1. Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
  2. Происхождение и развитие психики
  3. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского
  4. Человек как субъект деятельности
  5. Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.
  6. Понятие о личности в психологии
  7. Механизмы формирования личности
  8. Аспекты возрастной психологии
  9. Механизмы психологической защиты личности
  10. Способности
  11. Темперамент
  12. Характер. Акцентуации характера.
  13. Эмоции и чувства
  14. Воля
  15. Познавательные процессы. Внимание.
  16. Ощущение и восприятие
  17. Познавательные процессы: память
  18. Мышление и интеллект
  19. Воображение

Похожие статьи

Человек поднимает гирю

Воля

Человек рисует на бумаге.

Воображение