Медицинская психология

Психология аномального развития

Аномальное развитие

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающие необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.

Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в сфере детской патопсихологии, дефектологии (специальной психологии и специальной педагогики) и детской психиатрии.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Нормальное развитие

Аномальное развитие

˜  наличие здоровой нервной системы (головного мозга);

˜  постепенное увеличение требований социума к индивиду (не сильно превышающим его возможности);

˜  наличие постоянной внутренней поисковой активности (от нее зависит устойчивость к стрессу).

  • патология ЦНС;
  • отсутствие общения с человеческим обществом в младенческом возрасте;
  • социум предъявляет слишком высокие требования к человеку;
  • отсутствует или снижена поисковая активность.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Дизонтогенез – это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.

Впервые термин «дизонтогения» употребил Швальбе в 1927 г., обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости

Психический дизонтогенез – нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме

Явления регресса надо отличать от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Ретардация – это запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Причины нарушений развития

  • Наследственная патология
  • Пренатальное неблагополучие
  • Натальное неблагополучие
  • Постнатальные вредности

Классификация психического дизонтогенеза

Аномалия

Чем вызвана

Пример нарушения

Недоразвитие

Отставание в развитии

Олигофрения

Задержанное развитие

ЗПР конституциональная

Соматогенная

Психогенная

Цереброорагническая

Поврежденное развитие

Поломка в развитии

Органические деменции

Дефицитарное развитие

Нарушения слуха, зрения, двигательной сферы

Искаженное развитие

Асинхрония развития

Ранний детский аутизм (РДА)

Дисгармоничное развитие

Психопатии

Недоразвитие

Общее психическое недоразвитие – это общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем.

Особенно нарушены высшие психические функции – интеллект и речь.

Умственная отсталость (Олигофрения)

В переводе с греческого, олигофрения означает «малоумие», или психическое недоразвитие. Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы. Чем более выражена умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, менее нюансированы переживания, и тем в большей степени эмоциональные переживания отличаются неустойчивостью, поверхностностью, кратковременностью и случайностью.

Причины олигофрении:

  • Фенилкетонурия (генное заболевание);
  • Хромосомные болезни
  • Инфекционные заболевания внутриутробного периода и первых месяцев жизни;
  • Родовые травмы;
  • Алкоголизм родителей;
  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Эндокринная патология у новорожденного.

Три группы олигофрении

  1. Глубокая умственная отсталость (идиотия) – интеллект ниже трехлетнего возраста. Дети не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. В моторике наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону
  2. Тяжелая и умеренная умственная отсталость (имбецильность) – интеллект соответствует 3-6 и 6-9 годам соответственно. Дети обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода.
  3. Легкая умственная отсталость (дебильность) – интеллект соответствует 9-12 годам. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют этим детям овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма.

В МКБ 10 термины «олигофрения», «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» отсутствуют.

Вместо трех в настоящее время рассматривается 4 степени умственной отсталости:

  • Легкая
  • Умеренная
  • Тяжелая
  • Глубокая

F70. Умственная отсталость легкой степени. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

F71. Умственная отсталость умеренная. Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

F72. Умственная отсталость тяжелая. Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

F73. Умственная отсталость глубокая. Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития:

  • моторики, речи,
  • внимания, памяти, мышления,
  • регуляции и саморе­гуляции поведения,
  • примитив­ностью и неустойчивостью эмоций,
  • плохой успеваемостью в школе.

 В исследованиях Певзнер и Власовой выделены две основные формы задержки психического развития:

1) задержка психического развития, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом - неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

2) задержка, возникшая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах.

Типы ЗПР

  • ЗПР конституционального происхождения – отставание в развитии обусловлено наследственностью. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий. Особенно быстро детям надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном интеллекте отмечаются недостаточно выраженные интересы к занятиям по письму, чтению, счету. Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. Они могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или что-то, доставляющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – отставание в развитии обусловлено патологиями беременности и родов, инфекциями во время беременности и пр. При задержке психического развития церебрально-органического генеза необходимы срочные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причины этой формы задержки психического развития сходны с причинами, приводящими к олигофрении.
  • ЗПР соматогенного происхождения – обусловлена длительным заболеванием – хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, заболеваниями пищеварительной системы и пр. Характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными нарушениями соматической сферы, в первую очередь, пороками сердца. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, как соматической, так и психической.
  • ЗПР психогенного происхождения – связана с психическим травмами, неблагоприятными условиями воспитания ребенка, а также в семьях, где растет лишь один ребенок, которого опекают сразу несколько взрослых, что часто препятствует развитию у ребенка самостоятельности, воли, умения, а, в последующем, и желания преодолевать жизненные трудности. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет самостоятельно выполнять задания. Адаптация, как правило, затруднена из-за таких черт, как эгоизм, противопоставление собственных интересов интересам окружающих. Д ети имеют недостаточный уровень развития навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы вследствие длительного нахождения в условиях дефицита информации, не только интеллектуальной, но часто и эмоциональной депривации. Неблагоприятные условия воспитания (например, при алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности) обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте.

Поврежденное развитие

Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга.

Возникает или начинает прогрессировать после 2-3 лет.

Нарушения слуха и зрения

Дефицитарность развития у лиц с нарушениями зрения главным образом проявляется в вербализме мышления, нарушениях пространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы.

Дефицитарность развития при нарушениях слуха определяется прежде всего нарушением речевого развития и, вследствие этого, вторичной задержкой психического развития.

Органическая деменция

Органическая деменция – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Сюда относят:

  • болезнь Альцгеймера,
  • болезнь Пика,
  • деменция с тельцами Леви

Органические психические расстройства вызваны различными поражениями или повреждениями мозга, которые приводят к церебральной дисфункции.

Деменция (лат. dementia – безумие) – синдром, обусловленный заболеванием или повреждением головного мозга, имеющим, как правило, хронический или прогрессирующий характер, при котором наблюдаются нарушения ряда высших корковых функций: память, внимание, мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждение; сознание обычно не изменено.

В отличие от умственной отсталости (олигофрении), деменция – это распад психических функций, происходящий в результате поражения мозга. Наиболее часто деменции встречаются в пожилом и старческом возрасте.

По локализации поражения в головном мозге выделяют:

  • корковую деменцию с преимущественным поражением коры головного мозга: болезнь Альцгеймера, лобно-височная деменция, алкогольная энцефалопатия;
  • подкорковую деменцию с преимущественным поражением подкорковых структур: прогрессирующий надъядерный паралич, Болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона, мультифакторная деменция (поражение белого вещества);
  • корково-подкорковую: деменция с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция;
  • мультифокальную деменцию с множественными очаговыми поражениями: болезнь Крейцфельдта-Якоба.

В зависимости от выраженности симптомов деменции делят на три степени тяжести.

Деменция легкой степени. У больных снижается способность к запоминанию; они начинают делать ошибки в профессиональных и социальных ситуациях, заметные для окружающих. Нарушения памяти, интеллекта, внимания в это время могут обнаружиться лишь при прицельном обследовании психиатром или психологом. Больные уже не могут выполнять сложные задания и финансовые операции. Дальние поездки и поездки в незнакомые места не могут осуществляться без сопровождающих лиц. Ориентировка во времени может быть приблизительной. Сохраняется ориентировка в месте, в собственной личности, способность к самообслуживанию.

Деменция средней степени. Больные не могут проживать без посторонней помощи. При обследовании они не в состоянии вспомнить ряд существенных фактов собственной жизни, также не могут вспомнить хронологическую последовательность некоторых важных событий личной и общественной жизни. Однако больные имеют представление о многих фактах настоящего и прошлого. Им не требуется помощь во время приема пищи, туалета, но они испытывают затруднения при выборе правильной одежды, а также при выполнении сложных операция при одевании.

Деменция тяжёлой степени. Больные постоянно нуждаются в уходе и надзоре, в большинстве случаев пациентам требуется опека. Они имеют представление лишь об отдельных фактах настоящего или прошлого или же эти представления утрачены полностью. Им необходима помощь во всех видах элементарного самообслуживания или полный уход. Резко нарушаются или утрачиваются способности ходить, садиться, есть одеваться и т.д.

Болезнь Альцгеймера — хроническое дегенеративное заболевание головного мозга, характеризующееся резким снижением интеллектуальных способностей вплоть до тотального распада интеллекта и психической деятельности. Болезнь получила свое название по имени доктора Алоиса Альцгеймера, который в 1906 году впервые описал это заболевание.

Современная классификация выделяет два вида болезни Альцгеймера – с ранним началом (в возрасте 45-65 лет) и с поздним началом (старше 65 лет).

Объяснение возможных причин заболевания предложено в трех основных конкурирующих гипотезах:

  • холинергическая гипотеза – болезнь вызывается сниженным синтезом нейромедиатора ацетилхолина;
  • амилоидная гипотеза – базовой причиной болезни являются отложения бета-амилоида (отложение в тканях мозга фибриллярных амилоидных бляшек);
  • тау-гипотеза – каскад нарушений запускается отклонениями в структуре тау-белка (образуются нейрофибриллярные клубки внутри нервных клеток)

Особенности ухода за пациентами с болезнью Альцгеймера

Необходимо относиться к пациенту с уважением, не унижать его, исправлять его ошибки незаметно для него. Очень важно создать больному спокойную и четко организованную жизнь, стараться не вносить никаких изменений, организовать пациенту достаточную физическую активность.

Разговаривая с пациентом, нужно использовать прямые выражения. Например, «пойдем завтракать», «пора мыться» и т.п. Задавая вопрос, необходимо дать время на его осознание и ответ. Бессмысленно спорить с пациентом, обвинять его, пытаться добиться «правды». Необходимо избегать высказываний, которые могут расстроить или рассердить пациента

В силу недуга, больной может быть опасен для себя и окружающих, поэтому нельзя его оставлять одного без присмотра, следует убрать утюг и другие пожароопасные приборы, колюще-режущие предметы, медикаменты и пр. Если пациент самостоятельно выходит из дома, в его кармане должна быть записка с телефоном и адресом его самого или родственников.

Сосудистая деменция

Сосудистая деменция – приобретенное психическое расстройство, характеризующееся ухудшением умственных возможностей и практико-поведенческих способностей человека в результате поражения сосудов головного мозга. У человека происходит полный или частичный распад психических функций. Основной причиной развития является перенесенный инсульт, который возникает из-за перекрытия протока кровеносного сосуда тромбом или вследствие атеросклероза сосудов.

Особенности общения при сосудистой деменции

Пациенты охотно идут на контакт, но беседы с ними затягивать не стоит из-за их утомляемости. Беседу нужно проводить в максимально мягкой манере, учитывая эмоциональную неустойчивость пациентов и их склонность к слезам. Не следует фиксировать внимание больных на проявляющихся расстройствах памяти и мышления.

Болезнь Пика

Болезнь Пика – редкое, как правило хроническое и прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, встречающееся обычно в возрасте 50-60 лет и характеризующееся деструкцией и атрофией коры головного мозга преимущественно в области височных и лобных долей. Средняя продолжительность жизни с начала наступления болезни примерно 6-10 лет.

Заболевание названо по имени немецкого психиатра Арнольда Пика, описавшего симптомы в 1892 г. Болезнь Пика сходна с болезнью Альцгеймера, но протекает более злокачественно, быстро приводит к распаду личности.

Деменция с тельцами Леви

Деменция с тельцами Леви — дегенеративное прогрессирующее церебральное поражение, отличающееся наличием большого количества интранейрональных патологических включений. Клинически проявляется сочетанием нарастающего слабоумия и психических отклонений с симптомами паркинсонизма, расстройствами сна, вегетативной дисрегуляцией.

Болезнь Крейтцфельдта-Якоба

Болезнь Крейтцфельдта-Якоба — редко встречающееся дегенеративное заболевание головного мозга, связанное с накоплением в нейронах патологического белка приона. Клинически болезнь Крейтцфельдта-Якоба проявляется слабоумием, пирамидными и экстрапирамидными нарушениями, миоклониями, симптомами поражения мозжечка и нарушением зрения.

Болезнь Паркинсона

Болезнь Паркинсона — медленно прогрессирующее дегенеративное заболевание центральной нервной системы, основными проявлениями которого являются такие двигательные нарушения, как гипокинезия, ригидность мышц, тремор покоя, постуральные расстройства. При болезни Паркинсона развиваются вегетативные, аффективные и другие расстройства. Различают истинный паркинсонизм (болезнь Паркинсона) и синдром паркинсонизма, который может сопровождать многие неврологические заболевания (черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, инсульты, энцефалиты и пр.).

Остается неизвестной истинная этиология спорадических форм болезни Паркинсона. Большое значение имеют генетическая предрасположенность и факторы внешней среды (пестициды, гербициды и соли тяжелых металлов). Сочетание и взаимодействие этих двух факторов инициируют процесс дегенерации в пигментсодержащих, а впоследствии и других нейронах ствола головного мозга. Такой процесс, однажды возникнув, становится необратимым и начинает экспансивное распространение по всему мозгу.

Существует тетрада двигательных симптомов болезни Паркинсона: тремор, ригидность, гипокинезия, нарушения постуральной регуляции.

Тремор - непроизвольные ритмичные колебания, различных уастков тела.
Наиболее типичен тремор покоя, однако возможны и другие виды тремора, например: постуральный тремор (при удержании статичной позы), интенционный тремор (при движении). 

Мышечная ригидность - постоянное тоническое напряжение.
Может быть малозаметной на начальных стадиях, встречается чаще при дрожательной форме болезни Паркинсона.

Гипокинезия - пониженная двигательная активность.
Ранние проявления гипокинезии можно наблюдать в элементарных действиях, направленных на самообслуживание - бритье, чистка зубов, застегивание мелких пуговиц и др.

Постуральная неустойчивость - это неспособность удержания равновесия, потеря контроля над балансом тела и, как следствие, развитие падений.
Проявляется довольно рано, например, ассиметрия вытянутых вперед рук.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Причины ДЦП

  1. различные хронические заболевания будущей матери;
  2. перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;
  3. несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
  4. ушибы во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода. В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

  1. акушерский травматизм;
  2. затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;
  3. иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней,

Формы ДЦП

  • Гиперкинетическая форма – насильственные непроизвольные движения (гиперкинезы).
  • Атонически-астатическая форма – низкий тонус мышц, нарушения координации и равновесия.
  • Гемипаретическая форма – поражения рук и ног только с одной стороны (левой или правой)

Постуральная неустойчивость - это неспособность удержания равновесия, потеря контроля над балансом тела и, как следствие, развитие падений.
Проявляется довольно рано, например, ассиметрия вытянутых вперед рук.

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич может иметь разнообразные проявления с различной степенью выраженности. Клиническая картина ДЦП и его тяжесть зависят от локализации и глубины поражения мозговых структур. В отдельных случаях детский церебральный паралич заметен уже в первые часы жизни ребенка. Но чаще симптомы ДЦП становятся очевидными спустя несколько месяцев, когда ребенок начинает существенно отставать в нервно-психическом развитии от принятых в педиатрии норм. Первым симптомом ДЦП может быть задержка в формировании двигательных навыков. Ребенок с детским церебральным параличом долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не может осознанно двигать конечностями, не удерживает игрушки. При попытке поставить ребенка с ДЦП на ноги он не ставит ногу на полную стопу, а встает на цыпочки.

Синдром детского аутизма

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.

Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характеризуется следующими признаками:

1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем;

3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.

Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один. Обращает на себя внимание эмоциональная холодность и безразличие к близким, часто с повышенной ранимостью, чувствительностью к критике и малейшим замечаниям в свой адрес. Поскольку человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, аутичные дети избегают взгляда, прямого зрительного контакта. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи аутичных детей. Уже начав ходить, они еще долго сохраняют неуклюжесть движений, испытывают трудности в овладении бегом, прыжками. Одним из основных признаков раннего детского аутизма являются характерные особенности речи. Нередко при большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения. Характерно неупотребление личных местоимений: аутичный ребенок говорит о себе во втором или третьем лице. При недоразвитии коммуникативной функции речи может наблюдаться повышенное стремление к словотворчеству.

Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. За помощью к старшим обращаются чрезвычайно редко. Ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и другие. Наиболее отчетливо при аутизме проявляются асинхронии формирования отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Искаженность развития аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании высокого уровня развития мыслительных операций, опережающем возрастные нормы, в характерных односторонних способностях (математических, конструктивных и других) и интересах. В то же время отмечается несостоятельность в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особые трудности в установлении взаимоотношений с окружающими. При поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Особую трудность составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение. Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы, в которой выделяют следующие основные этапы.

1. Психологическая коррекция:

а) установление контакта со взрослыми;

б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

г) формирование целенаправленного поведения;

д) преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

2. Педагогическая коррекция раннего детского аутизма:

а) формирование активного взаимодействия с педагогом;

б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).

3. Медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.

4. Работа с семьей:

а) психотерапевтическая работа с членами семьи;

б) ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка;

в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Факторы, способствующие развитию аутизма

  • ДЦП;
  • кислородное голодание, перенесенное во время беременности или родов;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегаловирус);
  • ожирение у матери, нарушение обмена веществ;
  • наследственная предрасположенность.

В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС:

  • детский аутизм – самая тяжелая форма,
  • атипичный аутизм – умеренные симптомы,
  • синдром Аспергера – самая легкая форма.

Психопатия

Психопатия - аномалия характера человека, обычно обусловленная врожденной неполноценностью нервной системы.

Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, вплоть до социальной опасности для окружающих.

Психопатия может возникать у лиц, перенесших в молодом возрасте энцефалит, травму головы, а также в результате неправильного воспитания.

Характерна склонность к странному и необычному поведению, к резкой смене настроения без особых причин

Акцентуация характера – это такая особенность характера человека, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены и мешают взаимопониманию и нормальному взаимодействию с окружающими.

Важно помнить, что акцентуации характера относят к нормальным проявлениям, явно акцентуированное поведение относится к крайнему варианту нормы, за этим краем начинается психопатические нарушение.

Причины возникновения психопатий

  1. Конституциональные. В их возникновении решающий фактор принадлежит наследственности. К ним относятся такие типы психопатий: циклоидная, шизоидная, психастеническая, эпилептоидная.
  1. Приобретенные (психопатическое, или патохарактерологическое развитие). Главная причина – неправильное воспитание, негативное влияние среды. В данном случае выявляются возбудимая, истероидная, неустойчивая психопатия.
  2. Органические. Развиваются вследствие действия на мозг пренатальных, натальных и ранних постнатальных (первые 2-3 года) патологических факторов (интоксикации, инфекции, черепно-мозговые травмы и т.д.). После органического поражения головного мозга чаще отмечаются возбудимая и неустойчивая психопатия.

МКБ 10 психопатические расстройства отображены в виде специфических расстройств личности (F60)

F60.0 Параноидное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к неудачам, невозможностью прощать обиды, подозрительностью и склонностью к извращению действительности путем истолкования нейтральных или дружеских действий окружающих как враждебных или пренебрежительных.

F60.1 Шизоидное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся слабостью привязанностей, социальных и других контактов, склонностью к фантазиям, отшельничеству и самоанализу.

F60.2 Диссоциальное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязанностям и черствым равнодушием к окружающим.

F60.3 Эмоционально неустойчивое расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся определенной склонностью к импульсивным действиям без учета последствий.

F60.4 Истерическое расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся поверхностной и неустойчивой возбудимостью, склонностью к драматизированию, театральности, а также к преувеличенному выражению эмоций, внушаемостью, эгоцентризмом, потаканием своим желаниям, отсутствием внимания к окружающим, легко ранимыми ощущениями и постоянным желанием иметь успех и внимание.

F60.5 Ананкастное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся чувством неуверенности в себе, чрезмерной щепетильностью, сдержанностью и озабоченностью деталями, упрямством, осторожностью и непреклонностью

F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся ощущением внутренней напряженности, наличием мрачных предчувствий, отсутствием ощущения безопасности и комплексом неполноценности.

F60.7 Расстройство типа зависимой личности Расстройство личности, характеризующееся глубоким пассивным подчинением окружающим людям в принятии больших и малых жизненных решений, выраженным страхом перед одиночеством, ощущением беспомощности и некомпетентности, пассивным согласием с желанием старших и окружающих и слабой реакцией на требования повседневной жизни.

F60.8 Другие специфические расстройства личности Личность (расстройство):

  • эксцентричная
  • расторможенная ("безудержная")
  • незрелая
  • самовлюбленная (нарциссическая)
  • пассивно-агрессивная
  • психоневротическая

F60.9 Расстройство личности неуточненное.

Используемая литература

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология, Учебник [Электронный ресурс] / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2004. — 553 с.
  4. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  5. Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  6. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  7. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  8. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  9. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  10. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  11. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск