Общая психология

Эмоции и чувства

Эмоции - это субъективные реакции человека (или животных) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Эмоции связаны с оценкой значимости происходящих событий и явлений.

Основные (фундаментальные) эмоции (по К. Изарду)

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

Детальная классификация разновидностей отдельных эмоций (на примере страха)

Все страхи можно разбить на три группы:

    1. Биологические,
    2. Социальные
    3. Экзистенциальные.

Биологический страх связан с угрозой жизни человека.
Социальный страх представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса.
Экзистенциальный страх связан с самой сущностью человека, характерен для всех людей.

Например, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей. Также имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Такой страх, как страх потери близких относится и к социальной, и экзистенциальной группе.

Классификация страхов

Чувства - это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине). Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).

Функции чувств

    1. Отражательная – оценка событий.
    2. Побудительная или стимулирующая – побуждение к действию.
    3. Подкрепляющая – значимые события сохраняются в памяти. Например, эмоции успеха или неуспеха могут привить или отбить желание учиться.
    4. Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов (например, между страхом и чувством долга).
    5. Приспособительная – благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к изменившимся условиям.
    6. Коммуникативная – эмоции и чувства имеют внешнее проявление (покраснение, побледнение, изменение голоса, характерная мимика, жесты, движения), которое является сигналом, какие чувства человек переживает, помогает передать свои переживания другим людям.

Стереотип эмоционального поведения

Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием.

Стереотип эмоционального поведения отражает специфику эмоций, свойственных данной личности. У одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого – отрицательные, для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они слабые, невыразительные или неопределенные, люди различаются репертуаром эмоций – у одних он многообразный, у других – ограниченный.

Стереотип предопределяет выразительность телодвижений и особенности «выхода» энергии вовне.

Стереотип эмоционального поведения – механизм эмоциональных разрядок, действующий в рамках природы и психофизического статуса индивида.

Формы протекания чувств

Чувственный тон – это эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъекта к его сохранению или устранению.

Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Оно зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.

Эмоции - это временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмоции делятся на:

    1. Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают энергию.
    2. Астенические – вызывают скованность, пассивность.

Чувство – одна из основных форм переживания своего отношения к предметам или явлениям действительности.
Понятие «амбивалентность чувств».
Амбивалентность чувств – это внутреннее противоречивое эмоциональное переживание по отношению к предмету, объекту, человеку и т.д. Например, гнев и раздражение на ребенка за совершенный проступок может сочетаться с любовью к нему.

Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением жизненно важных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функционировании внутренних органов.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Впервые о стрессе заговорил канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982). Он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»).
Иными словами, стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни.

Селье выделил три стадии этого процесса:

    1. Тревога;
    2. Адаптация;
    3. Истощение.

На первом этапе стресса организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, на втором этапе происходит адаптация к новым условиям, но если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью.

Физиологический стресс заключается в острой реакции тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса также относятся чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием, болевые ощущения, вызванные медицинскими процедурами или действием болезни.

Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе.

Наиболее распространенные разновидности информационного стресса:

    1. Дефицит информации;
    2. Противоречивость информации;
    3. Избыточность информации;
    4. Объективная или субъективная сложность задачи;
    5. Дефицит времени при осмыслении поступающей информации;
    6. Технические неполадки систем, обеспечивающих передачу и сбор информации (отказ телефонной, мобильной связи, блокировка компьютера и т.п.).

Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к достижению цели.

Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности страсть близка к аффекту, а по длительности – к настроению.
Страсть всегда предметна: страсть к конкретному человеку, страсть к науке, к музыке и т.д.

sdw33dre

Высшие чувства

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Разновидности высших чувств

    1. Нравственные (моральные – чувство вины, стыд, гордость, патриотизм, чувство долга, любовь; аморальные – жадность, эгоизм, жестокость, злорадство).
    2. Эстетические (восхищение, отвращение).
    3. интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство нового).
    4. праксические (отношение к деятельности – удовлетворенность, увлеченность, безразличие, чувство успеха, чувство неудачи).

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск