Психология конфликта

Классификация конфликтов

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

I. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
а) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);
б) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.).

II. В зависимости от природы возникновения конфликты делятся:
а) на социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные;
б) организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязанностей, внедрения формальных структур управления, распределительных отношений в организациях и т.д.);
в) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов).

III. В зависимости от направления воздействия конфликты делятся:
а) на вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель—подчиненный, предприятие—вышестоящая организация);
б) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).

IV. В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:
а) конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.);
б) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят).

V. В зависимости от степени выраженности делятся:
а) на открытые (характеризуются открытым столкновением оппонентов);
б) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия);
в) потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие).

VI. В зависимости от количества участников конфликты бывают:
а) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов);
б) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой);
в) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям);
г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).

Межгрупповой конфликт – конфликт между микрогруппами в коллективе или между социальными группами, отстаивающими противоположные цели и интересы. Например, конфликты футбольных фанатов, межгосударственные конфликты – войны.
Конфликт между личностью и группой – вид социального конфликта, который заключается в противодействии одного человека и малой социальной группы. Например, конфликт между руководителем и его подчиненными.
Межличностный конфликт – деструктивный способ завершения значимых противоречий, возникающих в процессе межличностного взаимодействия.
Внутриличностный конфликт – это остро переживаемое психическое состояние, вызванное противоречивостью, чувств, мотивов, интересов, влечений.

Виды внутриличностных конфликтов

    • Мотивационный (между «хочу» и «хочу»). В этом конфликте у человека вступают в противоречие два одинаковых по силе желания, которые невозможно осуществить одновременно. Например, желание сделать карьеру и посвятить себя семье. Выбор карьеры вызовет сожаления и страдание по поводу семейной нереализованности.
    • Нравственный (между «хочу» и «надо»). Конфликт между желанием и нашим нравственным долгом. Например, медработник может лететь в отпуск в самолете, а кому-то стало плохо и просят подойти помочь. Противоречие возникает, если нет желания брать на себя ответственность, но в то же время внутренний моральный долг требует помочь тому, кто оказался в беде.
    • Нереализованное желание («хочу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт связан с тем, что наши желания не совпадают с возможностями. Например, женщина хочет быть матерью, но по состоянию здоровья не может родить ребенка.
    • Ролевой («надо» и «надо»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас противоречивых действий. Например, сотрудник полиции, узнал, что его друг – преступник и вор. С одной стороны – долг дружбы требует сохранять верность друзьям в любых ситуациях, а с другой стороны – долг служителя правопорядка – способствовать поимке и задержанию преступников.
    • Адаптационный («надо» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас действий в соответствии с нашим долгом, но нет моральных сил его выполнить. Например, новобранцу необходимо в условиях реального боя выполнить боевую задачу, но от страха он не может ничего сделать, впадает в ступор.
    • Неадекватная самооценка («могу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда человек неправильно оценивает свои возможности и ставит себе недостижимые цели, результатом чего может стать разочарование, стыд.

Конфликт как тип трудной ситуации

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривают конфликт в рамках трудных ситуаций в жизнедеятельности человека. Трудная ситуация характеризуется следующими обстоятельствами: сложной обстановкой, активностью мотивов личности, нарушением между профессиональными возможностями человека и требованиями, предъявляемыми к нему его деятельностью.

Трудная ситуация жизнедеятельности определяется разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», что вызывает психологическую напряженность у человека. Трудность ситуации зависит от степени рассогласования.
Основные виды трудных ситуаций – это ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана.

Признаки трудной ситуации:
- наличие трудности, осознание личностью угрозы;
- состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
- заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1. трудности, как потенциальная угроза;
2. трудность, как непосредственная угроза;
3. трудности, как реализующаяся угроза.

Наглядно трудные ситуации жизнедеятельности человека можно представить в виде следующей схемы.

В связи с вышесказанным трудные ситуации могут выступать на трех уровнях:

    1. потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);
    2. непосредственная угроза (аварийные ситуации в деятельности, предконфликтные в социальном взаимодействии, внутриличностныпе конфликты);
    3. реализующаяся угроза (экстремальные, боевые ситуации в деятельности, конфликтные ситуации в социальном взаимодействии, внутриличностные кризисы).

Трудные ситуации деятельности

Трудные бытийные ситуации

Трудные ситуации взаимодействия

Трудные внутриличностные ситуации

Используемая литература.

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособие Схемы и комментарии / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта : практическое руководство / Н. В. Гришина. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 544 с. - (Серия «Мастера психологии»).
  4. Емельянов, С. М. Конфликтология : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.
  5. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск