Медицинская психология

Психологические аспекты охраны здоровья женщин

Основы перинатальной психологии

Перинатология (греч. peri – вокруг, около; лат. natus – рождение, logos – наука, учение) определяется как «раздел акушерства и педиатрии, изучающий развитие и охрану здоровья плода и новорожденного в перинатальном периоде».

Инициатор создания психоаналитик Густав Ханс Грабер в 1971 г.

В России первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины зарегистрирована в Иванове в 1994г. (Г.И.Брехман)

С 2004г. издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства» Г.Г.Филиппова

Перинатальная психология - наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.

Основные исследования

З.Фрейд: внутриутробный период и переживания при рождении влияют на последующих этапах развития тревоги, невротических симптомов.

О.Ранк:  рождение ребенка является психической травмой, создающей у него высокий уровень тревоги, имеющей тенденцию вновь возникать у взрослого человека в критических ситуациях, проявляться в невротических симптомах.

А.Фрейд: важнейший фактор, влияющий на формирование психики – это отношения матери и младенца.

Д.Винникотт: психическое здоровье младенца зависит от качества заботы о нем матери.

М.Кляйн: лишь исследуя психическую деятельность младенца, можно понять болезни, возникающие в старшем возрасте.

В настоящее время господствующие в перинатальной психологии теоретические взгляды можно разбить на четыре большие группы:

  • эклектически-дилетантский подход;
  • медико-редукционистский подход;
  • психолого-редукционистский подход;
  • интегративный биопсихосоциальный подход.

Дилетантский – отрицание медицинской помощи, «духовность», безапелляционные призывы рожать в воду, на дому (снизить тревогу, вызвать эйфорию).

Медицинский – врачи не склонны что-то объяснять, дефицит или избыток информации, тревога, ятрогении.

Психологический – минимизация или игнорирование биологически обусловленных проблем. Склонность к религиозно-мистическому образу мысли. Недостаток знаний в физиологии.

Интегративный биопсихосоциальный подход

Теоретики и практики данной группы склонны объединять биологические, психологические и социальные компонентов жизнедеятельности человека.

Проблема материнства – одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки, но, несмотря на это, последнее время у нас в стране отмечается рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов, к готовности к материнству, материнства в целом. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию данной проблемы.

Исследователи выделяют материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы:

Культурно-исторический аспект:

Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. «Лучшая или худшая мать зависит от того, что на данный период ценится в обществе».

Биологические аспекты материнства

В это направление можно объединить исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка.

Физиологические и психофизиологические аспекты материнства

Спектр этих исследований необычайно велик, в основном они направлены на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения беременности и лактации. Изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний, их роль в развитии материнства, обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации.

Гестационная доминанта

При каждом физиологическом процессе, чем бы он ни был вызван, возникает определенная доминанта – очаг более или менее устойчивой повышенной возбудимости центров, временно господствующий рефлекс, тогда как в других отделах центральной нервной системы отмечаются явления торможения. Сформированная доминанта представляет собой комплекс центров с повышенной возбудимостью на различных уровнях центральной нервной системы, что находит отражение во всех других системах организма (в сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной и др.).

И. А. Аршавский обратил внимание на то, что все физиологические и нервно-психические изменения, происходящие в организме женщины в период беременности направлены на обеспечение максимально благоприятных условий для нормального развития пренейта и носят явно доминантный характер. Развивая идеи А. А. Ухтомского, он предложил термин «гестационная доминанта».

Гестационная доминанта включает: физиологический и психологический компоненты.

  • физиологический компонент определяется биологическими изменениями
  • психологический компонент определяется психическими изменениями

Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, меняющих отношение беременной к себе и к окружающим, направленных на сохранение и создание условий для развития будущего ребенка.

Доминанты по И.В.Добрякову

Оптимальный тип

Ответственное отношение к беременности. Ребенок желанный, отношения супругов гармоничные.

Гипогестогнозический тип

Встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченно работающих. У первых - беременность часто незапланированная, у вторых – поздняя. Женщины часто игнорируют и забывают рекомендации медработников, так хотят вести прежний образ жизни.

Эйфорический тип

Такой тип бывает у женщин с истерическими чертами или длительно лечившимися от бесплодия. Беременность становится средством манипулирования окружающими. Женщины требуют повышенного внимания к себе. Поведение наигранное.

Тревожный тип

Высокий уровень тревоги может осложнить ход течения беременности. Такой тип бывает у женщин, имеющих в прошлом неблагоприятный исход беременности. Также тревожность повышается, если есть острые или хронические заболевания, материальные трудности, дисгармония в семье.

Депрессивный тип

Резкое изменение настроения, частый плач, женщины боятся умереть в родах. Возникают психические нарушения, женщины считают, что беременность «изуродовала» их, высказывают мысли о том, что их жизнь не имеет смысла.

Это сигнал развития депрессии. Важно направить женщину к психотерапевту или психиатру.

Психосоматические заболевания детей от нежеланной беременности

  • нежеланный ребенок - пренатальная дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка;
  • поздняя диагностика возможных патологий;
  • девиантное материнство.

Мать в послеродовом периоде

В родах и послеродовом периоде происходит образование эмоциональной взаимосвязи матери и ребенка. Для матери эти условия возникают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка и прикладывания к груди. Стимуляция от новорожденного в этих условиях, сопровождается физиологически положительным эмоциональным состоянием, закрепляется психологически успешным достижением цели после необыкновенно трудной и важной деятельности родов и долгожданной встречей с ребенком.

Женщины в течение долгих лет помнят момент родов, ребенка, детали послеродового периода.

Стадии разъединения с матерью

  • протеста
  • отчаяния
  • отрешенности

Психологические аспекты грудного вскармливания

  • интеллектуальное развитие;
  • эмоционально-волевое развитие;
  • при свободном режиме вскармливания мать более уверена в достаточном количестве у нее молока и дольше кормит ребенка грудью;
  • неразрывный телесный, зрительный, речевой и психический контакт «мать – дитя», приносящим радость и успокоение обоим.

Психологическое состояние новорожденного

  • для него все – впервые, все является первоначальным опытом;
  • повышенная чувствительность кожи и обоняния;
  • младенец является полностью зависимым и не может организовать защиту ни на физическом, ни на психическом уровне.

Телесные потребности новорожденного

  • кормление и потребность в сосании;
  • мочеиспускание и дефекация;
  • потребность в физическом контакте с матерью;
  • потребность в тепле;
  • потребность в телесном комфорте и отсутствии боли (неудобное положение, колючая ткань или жесткая складка в одежде);
  • потребность в защите от сильных воздействий (громкие шумы, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение).

Психоэмоциональные потребности новорожденного

  • потребность в контакте с матерью
  • потребность в положительных эмоциях
  • потребность в познании
  • потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы, тактильные ощущения)
  • потребность в общении

Бондинг и холдинг

Бондинг в переводе с английского – воссоединение.

Бондингом называется интуитивная незримая связь между ребенком и матерью, возникающая после рождения, благодаря которой они продолжают оставаться единым целым. При этом мать способна понимать невербальные сигналы ребенка, удовлетворять его потребности, снижать его сепарационную тревогу и помогать адаптироваться в новых условиях. Проявления бондинга разнообразны:

  • младенцы, физически контактирующие с матерью в течение критического периода и далее разлученные с ней, положительно реагируют на ее запах и достоверно предпо­читают в условиях выбора запах ее молока
  • младенец в первые минуты жизни может фиксировать взгляд на лице матери и устанавливать с ней визуальный контакт в течение 10-15 секунд
  • новорожденный следит за лицом разговаривающей с ним мамы, отличает ее голос от других
  • женщины, проведшие со своими новорожденными не менее часа после родов, также способны узнавать их по запаху, узнают своих детей по крику. Крик новорожденного – важная характеристика для дальнейшего взаимодействия и ухода матери за ребенком. Новорожденный выражает криком разные потребности: голода, боли, общения. Желательно, чтобы мама различала эти потребности по различному крику. Женщины, которым довелось провести со своим ребенком 1 час и больше после родов отличаются большей способностью к дифференциации крика малыша.

Холдинг является продолжением симбиотического единства мамы и ребенка. В переводе с английского это слово означает «удерживание».

Общение и забота, начинающиеся с держания ребенка на руках, в будущем сыграют ключевую роль в развитии гармоничной, незакомплексованной личности.

Правильный холдинг помогает детям и в прямом, и в переносном смыслах встать на ноги. Физический контакт с мамой помогает ребенку с самого раннего возраста адаптироваться к окружающей реальности.

Материнский тактильный контакт может выражаться как в поглаживаниях, поцелуях, так и в более веселых и смелых тисканьях. Все это очень нужно и новорожденным малышам, и детям старшего возраста. Материнские прикосновения стимулируют не только кровообращение ребенка, они обеспечивают развитие его эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Перинатальные потери

Стадии горевания Э. Кюблер-Росс.

679856795

Перинатальные и другие потери

  • На переживание горя не влияет срок, на котором произошла потеря.
  • Диагноз бесплодие, потеря репродуктивных органов переживаются также как потеря, женщина проходит через такие же этапы горевания.
  • Неудачная попытка ЭКО тоже может восприниматься женщиной как потеря (часто это стресс, надолго растянутый по времени, сильная усталость).
  • Потеря репродуктивных органов может привести к восприятию женщиной себя как инвалида, высокий риск развития депрессии.

Что важно услышать женщине:

  • Что она не одна такая, такое случается
  • Что она сделала все возможное, но это было непредотвратимое событие
  • Что ей оказывают и окажут всю возможную медицинскую помощь
  • Что специалист, который ей помогает, понимает, что ей тяжело
  • Что врачи сделают все возможное, чтобы найти причину происшедшего

Отрицание

Возможные реакции пациентки:

  • Этого не может быть…
  • Еще вчера все было хорошо…
  • Он просто неправильно лежит…
  • Проверьте все еще раз…
  • У вас аппаратура сломана…
  • Только не это …

Что можно сделать:

  • Объяснять все понятным языком, без терминов
  • Возможно, повторить все еще раз
  • Если просит перепроверить, позвать другого специалиста и перепроверить

Агрессия

Возможные реакции пациентки:

  • Это вы его убили…
  • Почему мне никто ничего не сказал…
  • Почему наркоманки спокойно рожают, а я не могу…
  • Это я виновата… Почему я не пила это лекарство…

Что можно сделать:

  • Не спорить и не оправдываться
  • Признать право пациента на его чувство
  • Разговаривать спокойно, с сочувствием
  • Если есть угроза физической агрессии со стороны пациента (чаще всего отца) – не оставаться наедине, перевести разговор в помещение с другими людьми

Торг

Возможные реакции пациентки:

  • Если бы я не полетела на самолете, то он бы не умер…
  • Если бы я родила неделю назад, то ничего такого не произошло бы…
  • Вот моей соседке еще хуже, у нее ребенок умер через несколько недель…

Что можно сделать:

  • Не спорить
  • Можно сказать: мы не знаем, как могло бы быть
  • Не произносить фразы торга самому, такие как: в следующий раз родишь здорового
  • Не давать гарантий, что в следующий раз все получится (мы не знаем, как сложится будущее пациентки, если опять не будет благоприятного исхода, то она может считать, что ее медработники обманули)

Депрессия

Возможные реакции пациентки:

  • Я больше ничего не хочу (не могу)…
  • Все потеряло смысл…
  • Зачем мне теперь жить…
  • Я хочу уйти со своим малышом…
  • Впереди ничего нет…

Что можно сделать:

Оказывать поддержку, сочувствовать

Рассказать о возможности получить психологическую и психотерапевтическую помощь

Напомнить о заботе о самой себе, о простых ресурсах - сон, еда, отдых, прогулка (часто пациентки не могут нормально спать и есть из-за случившегося)

Что может осложнить принятие

  • Токсичное окружение
  • Отсутствие поддержки окружающих, партнера и врачей
  • Социальный стереотип - «часики тикают»
  • Двойные стандарты социума
  • Обвинения от врачей (строила карьеру, не выполняет предписаний, поздно пришла и так далее)
  • Кто из партнеров с бесплодием? Как «здоровый» партнер к этому относится?
  • Сложности взаимоотношений или отсутствие партнера

Прерывание беременности

  • Дать информацию о возможных способах прерывания беременности
  • Проинформировать о том, что понадобится пациентке для госпитализации
  • Важно предоставить пациентке самостоятельно принять решение
  • Важно сообщить, сколько времени есть у пациентки на принятие решения
  • Не следует обсуждать свои личные взгляды на ситуацию
  • Ни тяжесть патологии, ни степень риска ее возникновения не могут являться индикаторами того, как родители отреагируют, и какое решение они примут
  • Самое сложное решение – прерывание беременности при пороках совместимых с жизнью
  • Любое решение пациентки должно быть принято с уважением.

Используемая литература.

  1. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
  2. Иванюшкин А.Я. Биомедицинская этика. Учебное пособие. М., «Авторская Академия», 2010 г.
  3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. –(Справочник практического психолога).
  4. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений /А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. 2е изд., испр.и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 447 с. : ил.
  5. Менделевич В.Д. Медицинская психология. Учебник - Издательство: "Феникс" – 2018 – 460 с.
  6. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 480 с.
  7. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений /Н.Н.Петрова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  8. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие/О.И. Полянцева. – Изд. 6-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2015. – 432 с.
  9. Психиатрия: учебник для средних медицинских учебных заведений/ Спринц.А.М., Семенова Н.В., Ерышев О.Ф. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Спецлит 2016. – 416 с.: ил.
  10. Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей: учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н / Д : Феникс, 2013. – 383 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск