Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.
Абстракция – операция мышления, вычленение каких-либо отдельных свойств, признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных.
Агглютинация – прием воображения, соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов.
Адаптация - процесс приспособления человека к изменившимся условиям существования.
Адаптивный – соответствующий, полезный, помогающий приспособлению.
Акцентуация характера – это такая особенность характера человека, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены и мешают взаимопониманию и нормальному взаимодействию с окружающими.
Акцентуация характера – это такая особенность характера человека, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены и мешают взаимопониманию и нормальному взаимодействию с окружающими.
Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей.
Анализ – мысленное разложение целого на части, выявление составляющих элементов, сторон, моментов.
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его жизненного опыта.
Ассертивность - умение четко выражать свои права и эмоции, отвечать за свои поступки.
Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением жизненно важных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функционировании внутренних органов.
Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации
Влечение – биологическая форма направленности.
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо предмете, объекте (реальном или идеальном), событии, образе и т.д.
Возраст – это характеристика индивидуального развития, качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта (практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового).
Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Воспроизведение – процесс памяти, восстановление и реконструкция прошлого опыта.
Выдержка и самообладание – качества, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
Вытеснение – психологический защитный механизм, представляющий собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания («мотивированное забывание»).
Гениальность – высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.
Гиперболизация, или акцентирование – прием воображения, увеличение или уменьшение предмета, изменение качества или количества его частей.
Гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.
Длительность – свойство ощущения, время, в течение которого сохраняется ощущение после прекращения воздействия раздражителя.
Желание – осознанная потребность или влечение к кому-либо определенному.
Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей.
Замещение – психологический защитный механизм, при котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.
Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти.
Защитные механизмы - бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.
Идеал – предметная цель, конкретизируемая в образе или в представлении.
Избирательность – свойство восприятия, преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, в зависимости от потребностей и интересов человека.
Избирательность внимания – способность успешной настройки на восприятие информации при наличии помех.
Изоляция - один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс отделения психотравмирующей ситуации от связанных с нею эмоций. Все происходит как будто с другим человеком.
Иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.
Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, большая или меньшая сила их проявления (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).
Интерес – реализация познавательной потребности.
Интернальность – предрасположенность человека принимать ответственность за происходящие в его жизни события на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями.
Интроверсия – погруженность во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.
Качество – свойство ощущения, отличие одного вида ощущений от другого (например, зрительного от слухового).
Компетентность - психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Концентрация внимания – это степень и интенсивность сосредоточенности сознания.
Личность – это особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Меланхолик – тип темперамента, для которого характерны чувствительность, ранимость, обидчивость, тонкость и глубина переживаний.
Мировоззрение – система эстетических, этических, моральных, философских и др. взглядов на мир.
Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.
Мотивация - внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации. Характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами.
Настойчивость характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.
Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Обобщение – мысленное объединение предметов, их группировка по общим и существенным признакам.
Объем внимания – это количество объектов, которое человек способен охватить одновременно (V=5±2).
Одаренность - это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений, навыков и благоприятной среды.
Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отрицание – психологический защитный механизм, возникающий в ситуациях, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.
Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества, недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего.
Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, умений и навыков.
Паттерн – установившееся правило, шаблон поведения
Переключаемость внимания – способность быстрого перехода от одного объекта внимания к другому.
Потребность - состояние нужды организма в чем-либо, что находится вне его и является неотъемлемой частью его существования.
Проекция – психологический защитный механизм, представляющий собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению.
Пространственная локализация – сведения о нахождении раздражителя в пространстве, а также при контактных ощущениях – соотнесение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
Профессионал - специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в труде, вносящий свой творческий вклад в профессию, нашедший свое предназначение, стимулирующий интерес к результатам своей деятельности в обществе и повышающий престиж своей профессии.
Профессионально важные качества – свойства личности, совокупность которых представляет собой потенциальные или актуальные способности к той или иной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем - к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности.
Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Психика (от греч. psychikos — душевный) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – научная дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов человека и практическим применением получаемых данных.
века при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.
Распределение внимания – способность удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов.
Рассеянность внимания – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Рационализация – психологический защитный механизм, который имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и
Регрессия – психологический защитный механизм, для которого характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
Рефлексия – процесс самопознания индивидом своих внутренних психических актов и состояний.
Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений.
Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
Сангвиник – тип темперамента, для которого характерны уравновешенность, подвижность, преобладание хорошего настроения, общительность, открытость.
Сила воли – обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.
Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Склонность – реализация интереса с помощью волевого усилия.
Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как существу общественно-историческому.
Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Способности – это индивидуально-психологические устойчивые особенности человека, определяющие его успех в различных видах деятельности.
Сравнение – операция мышления, установление сходства или различия между разными объектами, явлениями.
Страдание - отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.
Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Страх - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.
Стремление – желание, удовлетворяемое с помощью волевого усилия.
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.
Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Стрессогенные факторы (стрессоры) - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические стрессоры: чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д. и психологические стрессоры - факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.
Стрессогенный фактор - любое воздействие из внешней среды или возникающее внутри организма, которое вызывает стрессовую реакцию.
Стрессор - фактор, вызывающий стресс.
Стыд - состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.
Сублимация – это защитный механизм, дающий возможность человеку изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий.
Схематизация – прием воображения, сглаживание различий предметов и выявление сходства между предметами.
Талант - одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности.
Темперамент – это индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в общей активности, поведении и преобладающих эмоциях.
Типизация – прием воображения, выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Убеждения – высшая форма направленности личности, побуждающая совершать поступки в соответствии со своими принципами, идеалами, мировоззрением.
Узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.
Уровень притязаний личности - это степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.
Устойчивость внимания – это степень и длительность сосредоточенности сознания.
Утомление - состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности.
Флегматик – тип темперамента, для которого характерны медлительность, уравновешенность, выдержанность, хладнокровность.
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к достижению цели.
Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности и общении.
Холерик – тип темперамента, для которого характерны порывистость, импульсивность, подвижность, возбудимость.
Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
Целостность восприятия – свойство восприятия, целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных качествах и свойствах этого предмета.
Чувства – это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.
Эйфория - патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идеомоторным возбуждением, окружающее воспринимается в радужных тонах.
Экстернальность – предрасположенность человека приписывать ответственность за происходящие в его жизни события другим людям, внешним обстоятельствам, судьбе или случаю.
Экстраверсия – направленность интереса к внешнему миру, другим людям, предметам.
Эмоции — это субъективные реакции человека (или животных) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.
Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-фантастическое и т.д.
Поделитесь информацией с друзьями