Общая психология

Происхождение и развитие психики

Ученые разных эпох задумывались над вопросом: у кого есть психика (душа), у кого ее нет? У всех ли живых существ есть психика?

Подходы к пониманию психики

Антропопсихизм - сущность этого подхода в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, т.к. только человек может дать отчет о своем состоянии (психика есть только у человека). Представитель этого подхода – Р. Декарт.
Панпсихизм – представление о всеобщей одухотворенности природы, всему миру присуща психика (даже камням). Представители подхода: Г.В. Лейбниц, Т.В. Фехнер.
Нейропсихизм – психика присуща только организмам, имеющим нервную систему. (Ч. Дарвин)
Мозгопсихизм - психика есть у организмов, имеющих головной мозг (К.К. Платонов)
Биопсихизм - психика является свойством только живой материи. Психика есть и у растений. Представитель подхода: Аристотель.

Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики

Для того, чтобы определить наличие психики необходим объективный критерий. Рассуждения А.Н. Леонтьева опираются на эволюционный подход.

Основным условием появления жизни на земле является возникновение сложных белковых молекул (коацерватов), которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Эти сложнейшие белковые молекулы обладают особыми свойствами, позволяющими отвечать на воздействие полезных веществ и благоприятных условий или реагировать на вредные воздействия, грозящие дальнейшему существованию.

Коацерваты реагируют на значимые для обмена веществ воздействия окружающей среды и игнорируют нейтральные . Это свойство называется раздражимостью. Она появляется при переходе от неорганической материи к органической.

Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм.

Раздражимость – это способность живого организма реагировать на биологически значимые воздействия. Это свойство растительной жизни.

На следующем этапе эволюции в ходе развития раздражимости возникает чувствительность. У каждого животного организма, начиная с простейших, есть способность реагировать не только на биологически значимые воздействия, но и на нейтральные, если они сигнализируют о появлении важных раздражителей.

Способность живых организмов реагировать на биологически незначимые, нейтральные раздражители, если они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий, называется чувствительностью.

Наличие чувствительности является объективным критерием психики.

Эксперименты Ф. Брамштедта

Пример выработки индивидуально меняющегося поведения дан в экспериментах, проведенных немецким ученым Ф. Брамштедтом с одноклеточными.

Одноклеточные чувствительны к теплу, но не чувствительны к свету. Поэтому если их поместить в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то время как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредоточиваются в нагретом конце камеры.

В течение длительного времени Ф. Брамштедт освещал нагретый конец камеры и затемнял ненагретый. В этом случае одноклеточные становятся чувствительны к свету, который приобретает для них значение условного сигнала к повышению температуры.

Индивидуальное поведение простейших, отличающее их от растений, формируется относительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают.

Периодизация эволюционного развития психики

Филогенез психики – эволюционное развитие психики.
Онтогенез психики – индивидуальное развитие психики.

Главные тенденции филогенетического развития психики

    1. Усложнение форм поведения;
    2. Совершенствование способности к индивидуальному научению;
    3. Усложнение форм психического отражения.

А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания

Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются объективные устойчивые свойства этой действительности и которые не зависят от отношений к ней субъекта.

Сознательное отражение биологические беспристрастно, поэтому его можно назвать в некотором смысле объективным.

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.

Как коллективный труд сделал возможным и одновременно необходимым возникновение сознания?

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения.

Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву – получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности – совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий.

В условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка.

Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. У людей появилась необходимость говорить друг с другом: обозначать словом те или иные действия, предметы, отдавать своеобразные приказы партнеру по совместным действиям и т.д.

Слова стали не только обозначать конкретный предмет или действие, но и обобщать собой похожие действия, предметы и явления.
Усложнялся труд, сложнее становился язык.

Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.

Обсуждение происхождения сознания непосредственно подводит к вопросу о природе человеческой психики в целом. Этот вопрос решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения выражаются вопросами: «Что такое человек: существо биологическое – или социальное?» – или в другой формулировке: «Какому «царству» принадлежит человек: природы – или духа?».

Решение данной проблемы принадлежит Л.С. Выготскому, который разработал культурно-историческую теорию развития психики.

Работал Л. С. Выготский в очень многих областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем. Он занимался исследованием сознания и отдельных психических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка – нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Наконец, он внес существенный вклад в психологию искусства.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск