Словарь терминов

Словарь (глоссарий) по социальной психологии

Авторитарность — социально-психологическое качество и стиль поведения, отражающий стремление человека (группы) максимально подчинить своему влиянию партнеров или членов группы.

Агрессия — индивидуальное или групповое поведение или действия, направленные на нанесение физического или психологического ущерба другим людям и связанные с проявлениями гнева, враждебности, ненависти.

Адаптация — процесс приобретения человеком или группой определенного социального статуса, овладения теми или иными социально-психологическими волевыми функциями. Процесс адаптации связан с коррекцией и перестройкой отдельных функциональных систем психики или личности.

Аддиктивное поведение — один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, чрезмерное употребление крепкого кофе и т. д.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций. В социальной психологии данное понятие имеет значение для осмысления проблем социальной адаптации, социализации и социальной виктимологии.

Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Альтруизм (от лат. alter другой) — система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности.

Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Архетип — бессознательная форма восприятия базовых элементов социальной жизни людей: любви, счастья, туда, дружбы и т. д. К. Юнг считал архетипами структурные компоненты бессознательного, лежащие в основе сновидений, мифов, сказок, легенд. Архетипы способствуют социальной преемственности поколений.

Архетип социально-психологический — набор ценностных ориентаций и экспектаций представителей конкретных социальных общностей, вызывающих определенные чувства и способы поведения при воздействии на них предметов и явлений окружающего мира.

Атрибуция (каузальная)— механизм социального восприятия (социальной перцепции), выражающийся в причинной интерпретации поступков и чувств других людей на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. А. не всегда является точным и объективным процессом, поскольку существуют различные атрибутивные искажения, влияющие как на оценку собственного поведения, так и на оценку поведения других людей. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения: 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника; 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на которой было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Аттракция — механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личности.

Аффект (от лат. affectus душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Аффилиация — потребность человека в эмоциональных контактах, общении, естественная склонность искать подобных себе. Отсутствие этой возможности вызывает страдание и беспокойство у людей склонных к аффилиации.

Барьер общения — психологическое состояние, переживаемое человеком как неадекватная пассивность, препятствующая общению. Барьер может быть обусловлен как эмоциональным состоянием субъектов общения, так непониманием смысла высказываний, обращений и т. п.

Барьер смысловой (от франц. barriere преграда, препятствие) — взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл.

Барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Выделяют фонетический, семантический, стилистический, логический и другие барьеры.

Биографические методы — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Бихевиоризм — направление в психологии, ориентирующее исследователей на изучение различных форм поведения людей, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.

Вербальные средства общения — письменная или устная речь, используемые знаковые системы.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, переживания и совместную деятельность.

Взаимодействие межличностное — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Взаимоотношения — субъективные связи между людьми, возникающие в результате взаимодействия, основывающиеся на побуждениях (интересе, привлекательности, симпатии, притяжении) к познанию (восприятию) другого другим и общению с ним.

Взаимопонимание — уровень взаимодействия, при котором люди осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели.

Виктимность — «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но используется и в социально-психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и социализации личности.

Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним.

Вытеснение — один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания и переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т. п.

Группа неформальная (неофициальная) — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.

Группа референтная (от лат. referens сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Группа социальная — любая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения их какой-либо общности (возрастной, деятельностной, профессиональной и т. д.); форма объединения людей в процессе деятельности и общения (Т. Шибутани); относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Основной функцией социальной группы является регуляция поведения людей в целях реализации интересов группы. Социальная группа выступает в качестве функциональной единицы общества. Участие человека в общественной жизни обеспечивается посредством взаимодействия с другими людьми в социальных группах.

Групповая динамика — а) совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих в группе на всем протяжении ее существования от образования до распада; б) различные взаимодействия и взаимоотношения между членами группы, например, отношения лидерства и руководства, давление на людей или процедура совместного принятия решений. В более узком смысле, термин часто используется как показатель благополучия отношений в группе и эффективности совместной работы.

Групповые настроения — сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших ими в определенный период и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

Девиантное поведение — отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или группы, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

Диспозиция личности — предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, реакции на внешнюю среду и других людей. Примером диспозиции личности могут быть общая направленность, ценностные ориентации, смысл жизни, установка на диалогическое общение и добрые взаимоотношения, помощь другим людям. Диспозиция личности предопределяет зависимость ситуативного поведения как от ранее сформировавшейся устойчивой готовности к определенному реагированию, способу действий, так и от возникающих под влиянием восприятия обстановки временных установок.

Замещение — защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности.

Заражение — социально-психологические механизмы передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, учитывающие подверженности человека или группы внешнему психологическому влиянию.

Защита психологическая — бессознательные, спонтанные регулятивные механизмы устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций и любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Идентификация (от лат. identificare отождествлять) — 1) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. 2) процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком или группой..

Ингибиция социальная — тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен обычно возникает в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Сопровождается развитием патогенных психических состояний у одного или нескольких взаимодействующих и коммуникативными барьерами. Явление, противоположное фасилитации.

Индивид (от лат. idividuum неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальные различия — признание того факта, что люди различаются по своему генетическому составу, жизненному опыту, эмоциональному складу, интеллекту и т. д. Индивидуальные различия играют главную роль в изучение особенностей личности.

Интеракция — взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников и возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения.

Интервью (в психологии) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Интроверсия — направленность внимания личности на собственные интересы, свой внутренний мир.

Катарсис — душевная и социально-психологическая разрядка, испытываемая людьми в процессе сопереживания. Катарсис рассматривается как способ психологической защиты личности, облегчение после психического напряжения.

Классификация социальных групп — деление их на виды по разным критериям. Малые группы бывают условными и реальными, формальными и неформальными, референтными и нереферентными. Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д. Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения. Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Коллектив — высокоорганизованная просоциалъная группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами. Основы теории коллектива разработаны А. С. Макаренко. Он рассматривал коллектив как уникальное средство воспитания, среду, в которой должен развиваться и получать оптимальные условия самореализации взрослеющий человек. С точки зрения А. С. Макаренко, только коллектив способен обеспечить ребенку полноценный социальный опыт адаптации к сложным меняющимся жизненным ситуациям. В то же время коллектив является связующим звеном между человеком и обществом, обеспечивая установление социальных связей, разрыв которых ведет к деформации социального развития человека. Высокоорганизованная антисоциальная группа носит название корпорации.

Коллективизм — а) тип социального устройства, где благо группы людей или общества в целом считается более важным, чем благо отдельной личности; б) особое качество, которое присуще людям, объединенных в развитую малую группу. При сравнительном исследовании 53 национальных и региональных культур, американский ученый Н. Хофстейд обнаружил, что наиболее выраженные признаки коллективизма существуют в таких странах, как Гватемала, Эквадор и Панама, в то время странами с наиболее выраженными признаками индивидуализма являются Австралия, США и Великобритания.

Коллективистское самоопределение — особая форма самоопределения личности; избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредствующих факторов — оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т. п.

Коммуникатор — субъект общения, передающий информацию.

Коммуникация — а) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; б) линия или канал, соединяющее участников обмена информацией; в) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации. В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.

Коммуникация межгрупповая — взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.

Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конформизм — разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. Считается, что конформизм обусловлен двумя главными причинами: социальным воздействием — конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребностью в одобрении окружающих; личностным влиянием — конформизм вызван неуверенностью человека и его желанием поступать «правильно».

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. К. может характеризовать индивида и группу. Нормативная К. является следствием социального контроля и способствует социальной адаптации. Чрезмерная К. отрицательно влияет на человека, вынуждая его отказываться от своих взглядов в пользу большинства.

Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.

Лидер — человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений.

Лидерство — социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общности или общества (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.

Личность — а) социальная характеристика человека как феномена общественного развития; б) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознавший свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Термин обозначает также стабильные характеристики или черты человека, определяющие его мышление и поведение в разных ситуациях.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitudeдолгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и, индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Малая группа — немногочисленная по составу (3–40 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой в течение продолжительного времени объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии. Малой группе обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как наличие двух и более людей, осуществление определенных контактов и общение между ними, наличие общей цели и совместной деятельности, возникновение взаимных эмоциональных и других связей, проявление чувства принадлежности к данной группе, осознание членами группы себя как «Мы», а других как «Они», формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей, функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти), наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Межгрупповые отношения (в психологии) — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межличностное взаимодействие — случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Основными признаками такого взаимодействия выступают: наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; эксплицированность — доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом; рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции этих людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Моделирование (в психологии) — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.

«Мозговой штурм» — название методики активизации группового поиска идей, решения проблемы. Обстановка в процессе ее применения должна быть непринужденной, люди — раскованными, никакой критики, а тем более самокритики не допускается. Не должна проявляться иерархия отношений, все при «мозговом штурме» равны, мнение каждого считается ценным и обсуждается. В процессе «мозгового штурма» можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе парадоксальные и даже нереальные. Они ни в коем случае не должны отвергаться. Желательно, чтобы участники «штурма» были представителями разных профессий. «Мозговой штурм» должен проводиться под руководством специалиста, желательно, психолога.

Мотив (от лат. movere приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Наблюдение — систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Невербальная коммуникация — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.

Невербальные средства общения — это неречевые средства общения. Они нужны для того, чтобы: а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Обычно они оказываются так или иначе скоординированными между собой и со словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово — с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может полностью контролировать свой невербальный язык общения. Невербальные средства общения делятся на: визуальные (кинесику — движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, появление пота); отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.); акустические или звуковые (паралингвистические, то есть связанные с речью — интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); экстралингвистические, то есть не связанные с речью — смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п., тактилъно-кинестезические (физическое воздействие — ведение слепого за руку, контактный танец и др.; такесику — пожатие руки, хлопанье по плечу) и ольфакторные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека). На невербальные средства каждая конкретная культура накладывает сильный отпечаток, поэтому общих норм для всего человечества не существует. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей посредством внесения в их сознание специальных лингвистических программ. При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей).

Нонконформизм — понятие, позволяющее описывать ситуации, когда человек противостоит искушению подчиниться действиям или суждением большинства.

Нормы групповые (от лат. norma руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Нормы социальные — образцы, эталоны, модели и схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов. Нормы касаются всех аспектов жизни человека и являются частью социального контроля. Социальные нормы возникли на ранних стадиях развития человеческого общества как необходимое условие, обеспечивающее эффективность совместной деятельности людей. Нормы определяют возможность реализации согласованных действий различных индивидов. Закономерность возникновения и развития социальных норм обусловливается стандартными, повторяющимися социальными ситуациями. Если ситуация уникальна, она не может иметь социальных норм.

Общение — 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Опросники — группы психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений).

Отклоняющееся поведение — поведение человека, которое приводит к дестабилизации межличностных отношений, нарушению норм социального контроля, социальной дезадаптации и, в конечном счете, блокирует социальное развитие индивида.

Отношение — специализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его взаимодействия с окружающей действительностью и сознанием. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу. Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром.

Паника — социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе. Первичным является индивидуальный страх, выступающий предпосылкой или почвой для появления группового страха и возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей — стремление спастись, рассчитывая только на себя. Возникший при этом страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Перенос — влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием.

Перцепция социальная — процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие.

Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Проекция — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта.

Психологическая совместимость — взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух пли нескольких людей. Совместимость специалистов позволяет им быстро достигнуть «сработанности» и обеспечивать высокий уровень эффективности совместной деятельности. Психологическая совместимость — условие интеграции и сплочения группы, коллектива, правильности подбора лидеров и руководителей в области управления. Несовместимость может стать предпосылкой конфликтов и срывов в общей работе в сложных ситуациях. Проверка психологической совместимости осуществляется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических действий во время комплектования групп с исключительно трудными и ответственными задачами (экипаж космического корабля, машина скорой помощи и др.). Для психологической совместимости необходимо не только психофизиологическое соответствие в быстроте реакций, энергозатратах и т. д., но и единство взглядов на задачи общей деятельности, готовность к сотрудничеству, взаимное приятие партнеров, основанное на сходстве ценностных ориентации.

Психологическая сплоченность — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям и событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта психологии группы выражает степень единомыслия и единодействия ее членов и является обобщенным показателем их духовной общности и единства.

Психология малой группы — социально-психологические явления и процессы, в ней происходящие. Малая группа, как и всякая другая общность людей, скреплена единством духовной жизни и психики, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и выражаются в функционировании сложной совокупности внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов. Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой, которые, по сути дела, и определяют эффективность и направленность устремлений членов группы, а также ее влияние на личность и в целом на действия и поведение людей. Поскольку каждая группа является ячейкой общественного организма, ее психологии присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, конфессиональных, классовых, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности ее членов и своеобразием их взаимодействия и общения. Цементирующей основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции. Психология малой группы и ее отдельные элементы аккумулируют в себе опыт, накопленный как всеми предшествующими поколениями, так и данной общностью. В то же время наличие в ней определенных социально-психологических явлений есть закономерный результат конкретных, непосредственных условий жизни и деятельности ее членов. Эти условия определяют особенности рационального и эмоционального реагирования членов группы на события и факты общественной жизни.

Рационализация — защитный механизм, функцией которого является маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств для обеспечения состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, соответствие образу идеального Я, предотвратить переживание вины или стыда.

Респондент (от англ. respondent отвечающий) — участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Рефлексия социальная — самовосприятие индивида, обусловленное его взаимодействием с социальными субъектами.

Роль (в социальной психологии) (от франц. role) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Роль социальная — социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Слухи — специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения или специально кем-то распространяемой с целью оказания воздействия на общественное сознание людей. Слухи часто представляют собой выражение недовольства, разочарования, страха, беспокойства, саморекламы, потребности блеснуть осведомленностью.

Совместимость — сложный социально-психологический феномен, показывающий возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности людей. Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.

Совместимость межличностная — взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностях ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

Совместная деятельность — процесс группового достижения целей. Группа выступает как совокупный субъект совместной деятельности с определенными ее мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, которое отражает существенные черты совместной деятельности. На достижение положительных результатов С. д. влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласованность индивидуальных действий, взаимная поддержка, оптимальное управление являются условием успешного осуществления совместной деятельности.

Совместная деятельность (в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Социальная депрессия — вид социального расстройства, снижение тонуса общественного настроения людей. Является производным от депрессии человека, когда он испытывает чувство огромной печали, вины и собственной бесполезности, когда жизнь кажется ему невыносимо тяжелой.

Социальная идентификация — психологический механизм познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: «психология народов» (М. Лацарус, Х. Штеинталь, В. Вундт), «психология масс» (Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл). С. п. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.

Социальная рефлексия — механизм социального восприятия (социальной перцепции), в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Социальная роль — а) функция; б) нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего конкретное место в обществе.

Социально-психологический тренинг (СПТ) — совокупность методик развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. С помощью СПТ корректируется личностное взаимодействие и общение.

Социальные перцепции — сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. В С. п. всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Социальные стереотипы — механизм социальной перцепции, под которым понимается процесс образования устойчивых образов или представлений о каких-либо явлениях или людях, формируемых под влиянием определенных условий восприятия или под воздействием представителей тех или иных социальных групп.

Социограмма (от лат. societas — общество и от греч. gramma — черта, линия) — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах.

Социометрический статус — позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий и антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы.

Социометрический статус личности — характеристика, отражающая реальную роль каждого члена малой группы, а также дающая определенное представление об общих его индивидуально и социально-психологических особенностях. Статус вычисляется с использованием метода социометрии по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определенный «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы.

Социометрия — метод, предложенный Я. Морено, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. С. включает социометрический тест, позволяющий фиксировать определенные характеристики группы как целостного образования.

Стеничность (от греч. sthenos — сила) — характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.

Стереотип — «сокращенное», упрощенное и ценностно-окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. С. возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений.

Стиль лидерства (руководства) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на членов группы. Выделяют три стиля лидерства (руководства): авторитарный, демократический, попустительский.

Стратификация социальная — деление общества на различные социальные слои (страты), принадлежность к которым обусловливает социально-экономический статус человека. Большинство исследователей выделяют три переменных социально-экономического статуса: престиж профессии, уровень образования, уровень дохода. Наиболее обобщенный подход к стратификации предполагает выделение трех основных страт (элита, средний класс, низший класс). Существует несколько социологических концепций социальной стратификации, в большинстве из которых выделяют 6–7 основных слоев по вертикальной стратификации. Например: 1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкие предприниматели; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; б) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувств тревоги и беспокойства в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стыд — эмоциональное осуждение своего поведения, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке. С. возникает у человека вследствие противоречия реальных действий усвоенным им этическим нормам и правилам поведения, а также отрицательной оценки его действий авторитетными для него людьми.

Сублимация (от лат. sublimare — возносить) — в психоанализе З. Фрейда один их механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Тест (от англ. test — проба, испытание, проверка) (в психодиагностике) — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Толпа — относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.

Установка — состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое воздействует на поведение людей. Возникновение установок обычно предшествует осознание людьми определенных потребностей и условий, в которых эта потребность может быть удовлетворена.

Установка социальная — предрасположенность, готовность субъекта воспринимать определенным образом другого человека или социальную группу. Выражается в общей ориентации субъекта восприятия на социальный объект. Установка всегда предшествует действию и включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а также их функции (приспособления, познания, саморегуляции, защиты).

Фасилитация социальная — стимулирующее влияние социальных факторов на мысли, чувства, активность человека или группы. Явление, противоположное социальной ингибиции. Фасилитатор — человек, положительно влияющий на общий настрой группы и способствующий эффективной деятельности каждого субъекта. Ф. возникает на основе положительных чувств субъектов взаимодействия по отношению друг к другу и к осуществлению совместной деятельности.

Фрустрация — появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления.

Характер (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Харизма — понятие, означающее божественный дар, исключительную одаренность. Как реальное явление психологии группы, народа харизма чаще возникает в экстремальных исторических условиях и выражается в желательной персонификации своего лидера, то есть наделении его выдающимися свойствами и качествами. Харизматический лидер полезен для сплочения группы, народа, если ему присущи лучшие качества руководителя и человека.

Ценностно-ориентационное единство — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Ценностные ориентации — особое субъективное отражение в сознании человека социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ц. о. позволяют личности и группе ранжировать объекты социальной действительности и мотивы поведения по их значимости и выступают в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения.

Циркулярная реакция — нарастающее, обоюдонаправленное эмоциональное заражение, возникающее в процессе паники или в толпе. При возникновении паники страх одних участников панических действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно сравнить с процессом формирования снежного кома, полагая, что в толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции и возбуждают толпу.

ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство) — термин, введенный в отечественной социальной психологии А. В. Петровским и означающий, что отношения между членами группы носят опосредованный совместной деятельностью характер, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на социальные ценности совместной деятельности.

Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Эгоцентризм (от лат. ego — я и centrum — центр круга) — неспособность индивида, сосредоточенного на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Экспектации — завуалированные, скрытые требования, выступающие в форме ожиданий, то есть такие требования, которые не высказываются вслух. Э. являются составной частью социального контроля. Однако требование, выступающее в форме ожидания, только тогда является частью социального контроля и влияет на человека, когда соблюдаются следующие условия: во-первых, данные ожидания известны субъекту, по отношению к которому они направлены; во-вторых, они должны существовать относительно продолжительный период времени и быть устойчивыми. Если Э. постоянно меняются, они не могут регулировать поведение.

Эксперимент (в психологии) (от лат. experimentum — проба, опыт) — активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Экстернальность — интернальность — индивидуальные социализированные установки личности, определяющие отношение человека к собственной ответственности за себя и те события, которые с ним происходят. Интернальность определяется высоким стремлением человека взять ответственность на себя, экстернальность — стремлением передать ответственность другим людям или обстоятельствам. Понятия экстернальность — интернальность связаны с понятиями экстраверсия интроверсия — индивидуальными базисными установками личности и ее интегральными социальными характеристиками, определяющими доминирование тех или иных социальных качеств человека. Обе базисные установки находятся в амбивалентных отношениях. Данные понятия были выделены К. Юнгом.

Экстраверсия — сосредоточенность внимания личности на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет собственных интересов, принижения своей значимости. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмпатия — механизм социального восприятия (социальной перцепции), представляющий собой эмоциональное сопереживание другому человеку.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск