Социальная психология

Имидж медицинского работника

Имидж

Имидж – это искусство управлять впечатлением (Э. Гоффманн).

Это форма жизнепроявления человека, с помощью которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики (В.М. Шепель).

Это эмоционально-окрашенный публичный образ кого-либо, принимающий форму стереотипа (Е.В. Змановская).

Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств окружающими людьми, умение держаться в деловой и неофициальной обстановке (А. Пелих, Т. Кизилова).

Особенности имиджа

  • формируется в процессе взаимодействия людей;
  • требует специальных усилий со стороны носителя;
  • имеет символическую форму;
  • вариабельный;
  • имеет характер стереотипа;
  • включает ограниченное количество компонентов;
  • эмоционально окрашенный;
  • прагматичный.

Таблица 1. Имидж как социальный стереотип.

Имидж как социальный стереотип

Достоинства

Недостатки

•      ускоряет восприятие;

•      приобретает форму полезного знания;

•      ориентирует в социальных ценностях

•      сужает восприятие;

•      формирует неточное или ложное мнение

Устойчивые стереотипы

Виды имиджа

1. Личный - имидж конкретного человека.

2. Товарный - имидж товара, услуги.

3. Групповой - организационный, корпоративный, национальный имидж.

 

Виды имиджа

По направленности и цели

По характеру эмоционального воздействия

•      публичный,

•      профессионально - деловой,

•      коммерческий,

•      артистический,

•      политический

•      позитивный (привлекательный),

•      негативный (отталкивающий)

Структура имиджа (по Шепелю В.М.)

Структура имиджа по Змановской Е.В

1. Внешний облик

  • физические данные;
  • костюм (одежда, обувь);
  • манера поведения, жесты, взгляд, мимика;
  • особенности голоса;
  • запах.

2. Имиджевая символика

  • личные символы (имя, цвет);
  • личная атрибутика;
  • социальные символы (деньги, марка машины).

3. Социально-ролевые характеристики

  • репутация, амплуа (разыгрываемая социальная роль);
  • миссия (полезность для общества)

4. Индивидуально-личностные свойства

  • профессионально-важные качества;
  • стиль взаимоотношения с людьми;
  • пропагандируемые идеи и базовые ценности.

Глубинные характеристики имиджа

Глубинные составляющие имиджа носят эмоционально-образный характер и с трудом поддаются словесному описанию.

Имаго — это бессознательный прообраз, избирательно направляющий восприятие одним субъектом другого (Карл Юнг).

К глубинным характеристикам имиджа относятся:

  • Близость: доступность образа, его способность вызывать ощущение «свой».
  • Экспрессивность: пылкость, динамичность, эмоциональность, яркость образа.
  • Сексуальность (эротичность): чувственность образа, способность притягивать и стимулировать возбуждение.
  • Доминантность: властность, сила образа, его способность вызывать желание подчиняться и следовать за прототипом.
  • Агрессивность: разрушительный потенциал, способность имиджа вызывать страх или провоцировать гнев.
  • Архетипичность: отражение в образе древнейших представлений и импульсов.
  • Эталонность: воплощение в имидже родительских предписаний, доминирующих социальных ценностей и установок, способность вызывать ощущение «хороший».

Имидж, наполненный энергией нескольких из перечисленных свойств, обретает харизму.

Харизматический имидж — это образ, притягивающий к себе окружающих людей благодаря огромной внутренней энергии и содержательной мощи. Харизматический имидж вызывает сильные иррациональные переживания людей, сравнимые со священным трепетом. На осознаваемом уровне это проявляется как: восторг, уважение, страстная приверженность, страх или прилив энергии.

Что делает харизматическая личность?

  • Привлекает внимание.
  • Вызывает сильные чувства.
  • Удовлетворяет явные и скрытые потребности людей.
  • Предлагает идеи.
  • Убеждает.
  • Демонстрирует уверенность.
  • Ведет за собой.

Современный исследователь харизмы Н. Энкельман дает следующее красочное определение: «Харизматическая личность наделена властью — она оказывает мощнейшее влияние на мысли, чувства и действия других людей. Харизматические личности прочно стоят на земле, у них уверенная походка, открытый дружелюбный взгляд, крепкое рукопожатие, глубокий и полнозвучный голос».

Имидж медицинского работника

«Габитарный имидж – внешний облик»

«Кинетический имидж – невербальная коммуникация»

«Коммуникативный имидж»

«Ментальный имидж – внутренний мир, этические установки»

«Средовой имидж»

Эффективный имидж

  • это управляемый имидж;
  • это имидж, позволяющий более успешно решать социальные и профессиональные задачи;
  • это позитивный имидж;
  • это тот имидж, в котором человек себя чувствует наиболее комфортно.

Позитивный имидж

Используемая литература.

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  3. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
  4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  6. Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
  7. УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
  8. Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.

Поделитесь лекцией с друзьями

Поиск