Имидж
Имидж – это искусство управлять впечатлением (Э. Гоффманн).
Это форма жизнепроявления человека, с помощью которой на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики (В.М. Шепель).
Это эмоционально-окрашенный публичный образ кого-либо, принимающий форму стереотипа (Е.В. Змановская).
Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных качеств окружающими людьми, умение держаться в деловой и неофициальной обстановке (А. Пелих, Т. Кизилова).
Особенности имиджа
- формируется в процессе взаимодействия людей;
- требует специальных усилий со стороны носителя;
- имеет символическую форму;
- вариабельный;
- имеет характер стереотипа;
- включает ограниченное количество компонентов;
- эмоционально окрашенный;
- прагматичный.
Таблица 1. Имидж как социальный стереотип.
Имидж как социальный стереотип |
|
Достоинства |
Недостатки |
• ускоряет восприятие; • приобретает форму полезного знания; • ориентирует в социальных ценностях |
• сужает восприятие; • формирует неточное или ложное мнение |
Устойчивые стереотипы
Виды имиджа
1. Личный - имидж конкретного человека.
2. Товарный - имидж товара, услуги.
3. Групповой - организационный, корпоративный, национальный имидж.
Виды имиджа |
|
По направленности и цели |
По характеру эмоционального воздействия |
• публичный, • профессионально - деловой, • коммерческий, • артистический, • политический |
• позитивный (привлекательный), • негативный (отталкивающий) |
Структура имиджа (по Шепелю В.М.)
Структура имиджа по Змановской Е.В
1. Внешний облик
- физические данные;
- костюм (одежда, обувь);
- манера поведения, жесты, взгляд, мимика;
- особенности голоса;
- запах.
2. Имиджевая символика
- личные символы (имя, цвет);
- личная атрибутика;
- социальные символы (деньги, марка машины).
3. Социально-ролевые характеристики
- репутация, амплуа (разыгрываемая социальная роль);
- миссия (полезность для общества)
4. Индивидуально-личностные свойства
- профессионально-важные качества;
- стиль взаимоотношения с людьми;
- пропагандируемые идеи и базовые ценности.
Глубинные характеристики имиджа
Глубинные составляющие имиджа носят эмоционально-образный характер и с трудом поддаются словесному описанию.
Имаго — это бессознательный прообраз, избирательно направляющий восприятие одним субъектом другого (Карл Юнг).
К глубинным характеристикам имиджа относятся:
- Близость: доступность образа, его способность вызывать ощущение «свой».
- Экспрессивность: пылкость, динамичность, эмоциональность, яркость образа.
- Сексуальность (эротичность): чувственность образа, способность притягивать и стимулировать возбуждение.
- Доминантность: властность, сила образа, его способность вызывать желание подчиняться и следовать за прототипом.
- Агрессивность: разрушительный потенциал, способность имиджа вызывать страх или провоцировать гнев.
- Архетипичность: отражение в образе древнейших представлений и импульсов.
- Эталонность: воплощение в имидже родительских предписаний, доминирующих социальных ценностей и установок, способность вызывать ощущение «хороший».
Имидж, наполненный энергией нескольких из перечисленных свойств, обретает харизму.
Харизматический имидж — это образ, притягивающий к себе окружающих людей благодаря огромной внутренней энергии и содержательной мощи. Харизматический имидж вызывает сильные иррациональные переживания людей, сравнимые со священным трепетом. На осознаваемом уровне это проявляется как: восторг, уважение, страстная приверженность, страх или прилив энергии.
Что делает харизматическая личность?
- Привлекает внимание.
- Вызывает сильные чувства.
- Удовлетворяет явные и скрытые потребности людей.
- Предлагает идеи.
- Убеждает.
- Демонстрирует уверенность.
- Ведет за собой.
Современный исследователь харизмы Н. Энкельман дает следующее красочное определение: «Харизматическая личность наделена властью — она оказывает мощнейшее влияние на мысли, чувства и действия других людей. Харизматические личности прочно стоят на земле, у них уверенная походка, открытый дружелюбный взгляд, крепкое рукопожатие, глубокий и полнозвучный голос».
Имидж медицинского работника
«Габитарный имидж – внешний облик»
«Кинетический имидж – невербальная коммуникация»
«Коммуникативный имидж»
«Ментальный имидж – внутренний мир, этические установки»
«Средовой имидж»
Эффективный имидж
- это управляемый имидж;
- это имидж, позволяющий более успешно решать социальные и профессиональные задачи;
- это позитивный имидж;
- это тот имидж, в котором человек себя чувствует наиболее комфортно.
Позитивный имидж
Используемая литература.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва : Прометей, 2018. - 538 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
- Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
- Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
- УМК по дисциплине «Социальная психология», - Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.
Поделитесь лекцией с друзьями