Психологические тесты по общей психологии

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был пред­ложен тест, в котором необходимо было в порядке пред­почтительности расположить фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию. В исходной интерпрета­ции предложенных фигур предполагалась следующая фор­мула. Круг — это символ, означающий одобрение, чувствен­ность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание соз­дать прочную базу. Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте. Ломаная линия означает присутствие вообра­жения; те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной куль­турой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения.

В отечественной литературе встречается модификация дан­ного теста, сделанная А. В. Либиным. Интерпретация, приво­димая в данной книге, основана на данной публикации и соб­ственном эмпирическом материале.

Цель применения теста

Выявление индивидуально-типоло­гических различий.

Материал

Испытуемым предлагается три листа бумаги раз­мером !0 х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, со­ответственно, на листе № 2 — второй, на листе № 3 — третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом: под-считывается количество затраченных в изображении человеч­ка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи­сел, где сотни обозначают количество треугольников, десят­ки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соот­ветствующим типам и подтипам, которые представлены в та­блице (см. ниже).

Интерпретация данных. Собственные эмпирические иссле­дования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вы­делить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Примечание. Типы — это наиболее сильно различающие­ся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семанти­ке. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтека­емая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник ин­терпретируются как специфически технические конструктив­ные фигуры, «технические модули» (рис. 1-3).

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» инди­видуально-типологических различий:

Тест

Типы

1-й тип — «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, мо­гут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта­цией в социальной сфере, доминирование над другими удержи­вают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901,910, 802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622, 631,640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руково­дитель или «преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хо­рошо осознаются. При низком уровне развития могут не вы­являться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

2-й тип — «ответственный исполнитель» — обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответствен­ных решений часто присутствуют колебания. Данный тип лю­дей более ориентирован на «умение делать дело», высокий про­фессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдиво­сти. Часто страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. 3-й тип — «тревожно-мнительный» — характеризуется разно-бразием способностей и одаренности — от тонких ручных на-ыков до литературного таланта. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на

совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физиче­ски не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани­мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под­бадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической ода­ренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно пло­хо работать». Люди такого типа отличаются особой тщатель­ностью в работе.

4-й тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре­альности, обладают «концептуальным умом», отличаются спо­собностью разрабатывать «на все случаи жизни» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально про­думывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео­рии, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й — характеризуется большой увлеченностью познанием жизни, здоровьем, биоло­гическими дисциплинами,медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

5-й тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают силь­ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощае-мостью. Легче работают на переключаемое™ от одной деятель­ности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об­разным воображением, что дает возможность заниматься техни­ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируют на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных пси­хологов или лиц с повышенным интересом к психологии лю­дей; 244-й — обладает способностью литературного творче­ства; 217-й — способностью к изобретательской деятельности; 226-й — большой потребностью в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6-й тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обла­дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интро-вертированы, так же как интуитивный тип, живут собственны­ми моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих ау­диторией; 118-й — тип с наиболее сильно выраженными кон­структивными возможностями и способностью к изобретени­ям.

7-й тип — «эмотивный». Обладают повышенным сопережи­ванием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочув­ствие, на которое они тратят много собственной энергии, в ре­зультате становится затруднительной реализация их собствен­ных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460, 352, 361, 370,253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190,055,064, 073,082,091.

8-й тип обладает тенденцией, противоположной эмотивно-му типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заста­вить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собствен­ных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406. 307, 208, 1091.

Комментарии к тексту

Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в про­цессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать сле­дующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

  • при наличии шеи — «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»;
  • ушей — «Вас считают человеком, умеющим слушать?»;
  • кармашка на теле человечка — «У вас есть дети?»;
  • на голове шляпы в виде квадрата или треугольника в одном рисунке — «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии шляпы во всех трех изображе­ниях — «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?
  • полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя об­щительным человеком?»;
  • одного лишь рта на лице — «Любите ли вы поговорить?»;
  • одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, люби­те ли духи?»;
  • изображения кружка на теле человечка — «Испытываете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком?»;
  • изображения треугольника на теле человечка — «В круг ва­ших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоря­жения?»

Так, в процессе комментируемого общения, можно устано­вить доверительный контакт с собеседником.

______________________________-

1 При совпадении данных формул с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций, по усмотрению психолога, может рассматриваться как дополнительная.

Пример интерпретации

На рис. 4 выполнен вариант теста конструктивных рисунков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 334 и относится к типу «ученых», для которых харак¬терно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям. Обычно это люди, которых о чем ни спроси — все знают, на все стара¬ются разработать теории и концепции. Имеют тяготение к син¬тетическим видам искусства: театру, кино, эстраде, цирку, об¬ладают некоторой эксцентричностью в поведении, актерским мастерством.
Второй рисунок имеет формулу рисунка 551, которая не яв¬ляется правильной, т. е. сумма цифр составляет больше 10, что часто бывает при рассеянном внимании.
Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответствует тревожно-мнительному типу, для которого характерно стрем¬ление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выражается в культе «чистой сорочки». Грязь и беспорядок у людей этого типа вызывают физическую неприязнь. Имеют большой диапазон одаренности — от литературной до тонких ручных навыков. Им обычно тесно в рамках одной профессии, при ее смене они часто сомневаются в своих возможностях, нуждаются в мягком подбадривании.

Рис. 4. Вариант теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Рис. 4. Вариант теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

На первом рисунке прорисована (акцентирована штрихов­кой) шея, что часто бывает у лиц, отличающихся высокой рани­мостью; на двух других частично прорисовано лицо, что чаше означает более высокий интерес к собеседнику. В целом мож­но отметить наличие графических способностей, а также зна­чительный размер рисунка, что свидетельствует о нормальном физическом состоянии и отсутствии утомления.

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу­дущие перспективы.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск