Статьи по психологии

Студенты в классе с преподавателем

Рекомендации по профилактике конфликтов в педагогическом общении

Оглавление

 

Профилактика конфликта

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Отличительной особенностью конфликта является то, что участники переполнены негативными эмоциями, такими как гнев, злость, ярость, обида, чувство вины и т.д. Для конфликта характерно стремление любой ценой навязать свою точку зрения оппоненту и полное отвержение позиции другой стороны. Конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.
Сложная педагогическая ситуация – это ситуация, которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различные рода конфликтных проявлениях.

Формула конфликта

К =Кс+Инцидент

Как возникает конфликт?

В природе существует огромное количество противоречий. Разные мнения, разные цели. Например, цель студента, написать контрольную работу на «5». Студент написал ее на 2 или 3. Это противоречие, о котором мы не знаем, пока не сообщим студенту его реальную оценку. Может возникнуть конфликтная ситуация: студент услышал свою оценку и выражает недовольство. Чтобы конфликтная ситуация перешла в конфликт, должен возникнуть инцидент – это действия участников конфликта, провоцирующие резкое обострение отношений, начало борьбы. Для этого часто используются конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые приводят к конфликту. Например, вы раздаете работы с оценками, студент демонстративно рвет работу на мелкие клочки. Дальнейшее развитие конфликта зависит во многом от эмоциональной устойчивости педагога.

Цепочка нарастания напряженности

Обмен конфликтогенами: получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «обидой на обиду». Трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного, поэтому ответ не должен быть слабее, а лучше - с «запасом». В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает и приводит к эскалации конфликта.
Зачастую, мы можем столкнуться и с сознательной провокацией.

Особенности педагогических конфликтов:

  1. Ответственность педагога за педагогически правильное разрешение конфликта– ученики/студенты усваивают нормы отношений.
  2. Инициатива по разрешению конфликта должна быть у педагога, т.к. он должен быть лидером в этой ситуации.
  3. Уметь ставить интересы развития личности на первое место. На первом месте должны быть интересы учащегося. Это не означает, что надо идти на поводу у провокаций или манипуляций, это означает, что наше поведение является примером для студентов, мы влияем на студентов и способствуем развитию определённых личностных качеств у наших подопечных.

Оказавшись в конфликтной ситуации важно не допускать развития конфликта. Для этого необходимо управлять своими эмоциями, уметь в провокационных ситуациях сохранять самообладание.

Техники управления эмоциями и профилактики конфликта

Предупреждение (профилактика) – это вид деятельности, направленный на недопущение конфликта. Это, в первую очередь, управление своим поведением:

  • повышение уровня коммуникативной компетенции;
  • не использовать в речи конфликтогены;
  • не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;
  • применять техники снижения эмоционального напряжения, ослабления стресса;
  • овладение искусством ведения дискуссии, критики;
  • умение противостоять манипулированию;
  • занять рефлексивную позицию – это устойчивая осознанная система отношения личности к своей деятельности, к себе, как деятелю;
  • перевести отношения в конфликте из аффективно-напряженных в зону деловых, тогда конфликт превращается в задачу;
  • провести анализ конфликта, для поиска его решения.

Развитие рефлексивности в конфликте

Оценить конфликт со стороны. Представьте, что на ваших местах находятся какие-то другие абстрактные люди, рассмотрите их поведение со стороны. Постарайтесь понять мотивы каждой стороны. Определите цели каждой стороны. Какое решение конфликта будет конструктивным и приемлемым для обеих сторон?

Как справиться с собственным гневом или обидой?

Избавление от гнева с помощью «заземления». Эта техника предложена Дж. Скотт. Вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Обида – это разновидность пассивной агрессии. Цель обиженного – вызвать чувство вины у «обидчика». Если собеседник сказал обидные слова случайно, не желая вас обидеть, то нет смысла обижаться. Если собеседник целенаправленно старается вас задеть, чтобы самоутвердиться, то тем более нельзя давать ему повод это сделать своей обидой.

Как сопротивляться агрессии партнера?

Если ваш партнер повышает голос, не следует отвечать ему тем же, а лучше все больше понижать свой голос или вообще начать говорить шепотом. На агрессивные, захватывающие жесты партнера не реагировать резко, следует замедлить свои движения. Изменить текст обращений к оппоненту, изъяв из речи все личные местоимения на определенное время, сделав весь текст безличным.

Сравните: «Вы задаете некорректные вопросы!»

Правильнее сказать: «Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ, следует обратиться к другому вопросу». Или «В этом вопросе содержится сразу несколько вопросов, следует выделить главный вопрос».

  1. Игнорирование агрессии: воздержание от реакции на агрессию, контролируемое держание паузы. Необходимо дать партнеру успокоиться. Когда эмоции нормализуются, вспышка гнева проходит, человек готов общаться по существу вопроса. В этот момент необходимо инициировать конструктивный контакт.
  2. Дружеское участие: сглаживание агрессии, присоединение, соглашение негодованием партнера. Например, фразы: «Я вас понимаю», «У вас сегодня очень трудный день, и, понятно, сдают нервы», «Я тоже не переношу подобные вещи», «И меня возмущают такие ситуации».

Техники релаксации

Творческая лень – это сознательный отдых, когда человек ставит себе задачу отключиться от всех дел, хотя 5 минут ни о чем не думать, разгрузится.
Человек получает от этого радость удовольствие. Эта полезная лень, она приводит к появлению новых интересный идей.

Обязательно отдыхайте.
Отдыхать можно в моменте. В электричке по дороге с работы или на работу, посмотрите за окно – там может быть интересный пейзаж, красивое небо. Идете мимо пекарни – насладитесь ароматом выпечки (можно и купить).


Поделитесь информацией с друзьями.

Просмотренные страницы