Психологические тесты по психологии конфликта

Тест Томаса - Килмена, адаптация Н.В. Гришиной «Стратегии поведения в конфликте»

В опроснике 12 суждений об особенностях поведения в конфликте сгруппированы в различных сочетаниях в 30 пар. В каждой паре вам необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. Выберите одно из двух суждений, которое в большей мере соответствует вашему поведению. Затем по приведенному в конце опросника ключу определите степень выраженности у вас какой-либо стратегии. Полученные данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни.

Текст опросника

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь об­ратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами • ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

    Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

    Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

    Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

     Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

      Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

      Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

      Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

     Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

      Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

      Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

      Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

      Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

      Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

      Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. .

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

      Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

      Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей точкой зрения и другого человека.

      Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

      Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

      Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

      Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

      Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

      Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

      Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю позицию.

      Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

      Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Количество баллов, набранных вами по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Обработка результатов теста

№ п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

 

-

-

-

А

Б

2

-

Б

А

-

-

3

А

-

-

-

Б

4

-

-

А

-

Б

5

-

А

-

Б

-

6

Б

-

-

А

-

7

-

-

Б

А

-

8

А

Б

-

-

-

9

Б

-

-

А

-

10

А

-

Б

-

-

11

-

А

-

-

Б

12

-

-

Б

А

-

13

Б

-

А

-

-

14

Б

А

-

-

-

15

-

-

-

Б

А

16

Б

-

-

-

А

17

А

-

-

Б

-

18

-

-

Б

-

А

19

-

А

-

Б

-

20

-

А

Б

-

-

21

-

Б

-

-

А

22

Б

-

А

-

-

23

-

А

-

Б

-

24

-

-

Б

-

А

25

А

-

-

-

Б

26

-

Б

А

-

-

27

-

-

-

А

Б

28

А

Б

-

-

-

29

-

-

А

Б

-

30

-

Б

-

-

А

 

Баллы по столбцам переведите проценты для удобства в интерпретации (100% = 30 баллов). Определите преобладающую стратегию поведения в конфликте.

Интерпретация результатов теста

Стиль соперничества. Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за ресурс, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, облеченное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «соперничество» редко приносит долгосрочные результаты — проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

Данный стиль оправдан в том случае, если:

  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций, и вы готовы взять на себя всю ответственность;
  • решение необходимо принять быстро (времени на дискуссии нет) и вы имеет достаточно властных полномочий или обладаете устойчивым авторитетом в коллективе и уверены, что предлагаемое вами решение является верным;
  • вы являетесь недостаточно признанным лидером в коллективе. Но вы уверены в успехе своих действий и убеждены, что это даст вам возможность завоевать сторонников;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять. Если вопрос не будет решен быстро и решительно, вы попадаете в профессиональный и жизненный тупик;
  • если организация социально больна. Вы идете ва-банк, ставите на здоровые силы, формируете новую команду, демонстрируя собственную гиперуверенность, энергетический потенциал, право на управление в стрессовой ситуации.

И все же соперничество — не тот стиль, который разумно использовать в личных отношениях с близкими людьми.

Стиль уклонения. Пророческим высказыванием в случае этой стратегии может служить пословица: «Если волки сыты и овцы целы, значит, съели пастуха». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся с детства установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв.

Этот стиль поведения, кажущийся неэффективным, проигрышным, тем не менее иногда оправдан. Например:

  • затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы (и нервы) на ее решение;
  • вы вынуждены по работе общаться со сложным человеком. У вас нет возможности не вступать в рабочий контакт. И вы до поры до времени многое просто пропускаете «мимо ушей»;
  • у противной стороны сила (власть) несоизмеримо велика, и в любом конфликтном взаимодействии вы обречены на поражение (проигрыш слишком велик, а выигрыш маловероятен);
  • у вас недостаточно информации для принятия решения, и вам необходимо выиграть время, чтобы разобраться в ситуации.

Стиль приспособления. Стратегия улаживания конфликта направлена на максимум во взаимоотношениях, часто за счет минимума в достижении личных целей. Основной принцип поведения: «Все, что вы хотите, — только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сил противников. Если соотношение сил не в их пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя».

Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

Бывают и такие случаи, когда спорные ситуации сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.

В реальной жизни порой необходим и данный стиль:

  • исход дела, например, чрезвычайно важен для другого, достаточно близкого вам человека и не очень существен для вас;
  • когда чувствуете, что, уступая немного, вы мало что теряете, но оздоровляете ситуацию в целом;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другим человеком. И это для вас важнее, чем стоять на своем (в семье, в значимой группе и т.д.);
  • человек, с которым вы соглашаетесь, является для вас абсолютным авторитетом;
  • бывает и так, что просто нет выхода: у вас мало власти и
  • мало шансов не только победить, но даже высказать свое мнение.

Недостаток: данный стиль неприемлем, если вы должны поступиться своим достоинством, своим авторитетом.

Стиль компромисса. Для этой стратегии характерен тип поведения, в котором сочетаются осторожность и хитрость: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность — основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела претензии всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами — уже достижение.

Стиль компромисса приемлем и необходим:

  • в условиях, когда не удалось добиться решения через сотрудничество (лучше компромисс, чем ничего);
  • когда две стороны обладают одинаковой властью, но имеют взаимоисключающие интересы и не стремятся к согласию;
  • если проблема не имеет для вас слишком большого значения и вы легко вносите коррективы в свою текущую деятельность и этим экономите силы для решения более важных задач;
  • вы не уверены в своем успехе в случае конфронтации и идете на компромисс, предпочитая получить хоть что-то, чем потерять все;
  • компромисс позволяет сохранять межличностные взаимоотношения, которыми вы дорожите.

Стиль сотрудничества. Эта стратегия предполагает наличие таких качеств, как мастерство, мудрость и здравый смысл. Участник предъявляет свои интересы, выражает свою позицию, открыто признает конфликт или противоречия в позициях и интересах и предлагает пути разрешения этих противоречий. От оппонента он ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А вы?» Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом.

Стиль наиболее продуктивен:

  • при решении проблем очень важных для обеих сторон. Когда никто не хочет отстраниться и не стремится к конфронтации;
  • вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью и готовы на равных искать решение проблемы;
  • обе стороны стремятся достичь не временного, а долгосрочного решения.

В рамках данного стиля люди открыто обсуждают свои расхождения во взглядах, но не выпячивают разногласия, хотя и не делают вида, что их не существует. Они ищут точки соприкосновения, согласия. И в итоге находят их.

Используемая литература:

1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования./ Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
3. Путь к здоровью. Стресс жизни./ Сост. Попова Л.М., Соколов И.В. – СПб.: Лейла, 1995.
4. Селье Г. Стресс без дистресса – М.: Прогресс, 1979.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск