Игры и упражнения по социальной психологии

Упражнения на сплочение коллектива и развитие навыков общения

Упражнение 1. «Дружеская пародия»

Цели:

  • передать и получить обратную связь, которая касается типичных невербальных проявлений в общении;
  • развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации;
  • обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
  • способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.

Размер группы: оптимальный размер группы – 12-15 человек, иначе упражнение может затянуться. Ресурсы: стулья для всех участников группы. Время: 10-20 мин.

Ход упражнения

Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сложившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой провести следующую игру. Называется она «Дружеская пародия». Пародия — потому что вам придется продемонстрировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово «дружеская» подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе — это улыбка, а не саркастический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить самому, без подсказки.

Посмотрите на товарищей по группе, выберите объект для пародии и подготовьтесь к показу. Через 10 мин. я приглашаю всех собраться для показа заданий.

Завершение: обсуждение игры. Проверяем, насколько наблюдательны и артистичны были участники игры. Удалось ли им не обидеть друг друга? Осталась ли пародия дружеской шуткой или кто-то воспринял ее с обидой. Почему?

Упражнение 2. «Разговор начистоту»

Цели:

  • помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
  • способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;
  • дать возможность каждому члену группы потренироваться в ответственном отношении к другим людям, их словам и поступкам, чертам их личности;
  • обеспечить каждому участнику тренинга возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой.

Размер группы: желательно не слишком большой, позволяющий сохранить доверительный характер упражнения. Лучше – до 20 человек.

Ресурсы: листы бумаги, булавки, ручки для каждого участника тренинга.

Время: до часа.

Ход упражнения

Это задание заимствовано из книги Н. И. Козлова «Формула личности» (СПб.: Питер, 1999).

Для человека характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?» Так как все вы — участники тренинга коммуникации, то и вопрос, который мы обсудим, — «Каков я в отношении с другими?»

Для начала каждый напишет на листке свои положительные и отрицательные качества, которые проявляются в межличностном общении. Две эти колонки вам необходимо составить за 5 мин.

Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет.

Второй этап упражнения позволит нам сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Возьмите, пожалуйста, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите себе на спину с помощью булавки. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

Если вы хотите, чтобы вам говорили исключительно о ваших положительных качествах, то нарисуйте в верхнем углу листа солнышко. Так вы обозначите для окружающих свое пожелание стать обладателем коллекции комплиментов.

В том случае, если у вас по какой-то причине есть необходимость устроить разговор «по гамбургскому счету» – без скидок на личности и обстоятельства, начистоту, если вы не боитесь критики, то нарисуйте в углу листа тучу и молнию.

И наконец, если вам интересно узнать о себе и плохое, и хорошее, то нарисуйте в углу листа вопросительные знаки. Теперь попросите товарищей закрепить подготовленный вами чистый лист у вас на спине. На груди повесьте лист, в котором вы произвели самооценку. Готово?

Мы начинаем! Вы можете свободно передвигаться по комнате, встречаться с товарищами по группе, читать «листы самооценки», реагировать (но коротко!) на прочитанные «автооценки» записями на листах, закрепленных на спинах игроков. Не торопитесь выносить приговор, всмотритесь в партнера, вспомните, каков он в действительности в межличностных отношениях. Будьте ответственны за свои слова.

Упражнение проходит под негромкую музыку. Когда тренер заметит, что большинство встреч уже произошло, что упражнение теряет ритм, снижается интерес участников к процессу общения, он сделает музыку громче, обозначая тем самым скорый финал.

Завершение

Группа рассаживается в круг. Тренер предлагает желающим прочесть материал, накопившийся на их «заспинных» листах. Тот, кто не готов познакомить группу со всем написанным, может процитировать лишь избранные замечания своих коллег. Можно на этом этапе дать участникам возможность обратиться к товарищам с тем, чтобы узнать авторство тех или иных оценок, уточнить смысл записей и т. д.

Упражнение 3. «Ответы за другого»

Цель: сплочение коллектива, формирование команды, развитие коммуникации в группе

Инструкция: Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентации. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится.

Давайте проверим себя насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из нашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще не обсуждались?

Для этого предлагаю вам следующее упражнение.

Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое игровое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

У вас должны получиться три списка ответов: за себя, и за двоих участников слева и справа от вас.

Такое условие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше – вызвано двумя причинами: во-первых, если группа сформирована из людей, уже знающих друг друга, то обычно приятели садятся в кругу рядом, а отвечать за хорошо знакомого человека не представляет трудности и интереса, во-вторых, данная процедура ограждает от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Достаточно пяти-шести вопросов. Их содержание будет варьироваться в зависимости от половозрастного состава группы и ее интересов.

Возможный перечень вопросов:

1.        Ваш любимый цвет?

2.        Ваше любимое мужское имя?

3.        Ваше любимое женское имя?

4.        С симпатией ли вы относитесь к домашней. живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?

5.        Смотрите ли телевизионный сериал "Санта-Барбара"? (Да, нет, иногда.)

6.        Самая неприятная для вас человеческая черта?

7.        Самое ценное для вас человеческое качество?

8.        Ваше любимое времяпрепровождение?

9.        Книги какого жанра вы предпочитаете?

10.      Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?

Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпавших ответов.

Итоги подводятся во время общего группового обсуждения.

Указанные вопросы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу "да" – "нет". Здесь сложно просто угадать ответ, как в лотерее. Приходится думать, вчувствоваться в другого человека, сопоставлять имеющуюся информацию о нем, делать выводы.

Однако опыт показывает, что практически в каждой группе находятся несколько удивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентное попадание» – то есть полное совпадение всех ответов. Хорошо обсудить, как им удалось добиться этого, на чем основывались их предположения, что именно подсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

 

Используемая литература.

  1. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004. - 128 с. (Действенный тренинг)
  2. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 688 с.
  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения: Екатеринбург, 1997
  4. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990 г.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск