Игры и упражнения по социальной психологии

Коммуникативные техники и упражнения

Упражнение 1. Коммуникативная техника «Конкретный комплимент»

Цель: развитие коммуникативной компетентности

Комплимент – одна из популярнейших коммуникативных техник. Высказывая оценочное позитивное мнение о внешности другого человека, его манерах и т.д., мы делаем ему приятное и при этом надеемся на то, что он сделает нам что-нибудь приятное в ответ.

Однако комплимент далеко не всегда срабатывает так, как хочется его автору. Дело в том, что комплимент – это всего лишь слова, и жизненный опыт большинства людей подсказывает им, что дешевле всего за слова отплатить словами. Поэтому часто в ответ на "Ты так замечательно выглядишь!" можно услышать что-то вроде "Спасибо. Ты тоже великолепен!"

Избежать такого рода "пинг-понга" можно с помощью конкретных комплиментов. Конкретный комплимент – похвала в адрес чего-то конкретного, относящегося к партнеру по общению: детали одежды или интерьера, профессионального или личного достижения, обстоятельств или даже манеры поведения:

 - "У тебя очень красивые туфельки!"

 - "Какая замечательная картина у вас на стене! Напоминает лучшие творения Айвазовского!"

 - "Я слышал, ты избран лучшим продавцом месяца. Поздравляю!"

 - "Я видела краем глаза твоего нового парня. Он просто великолепен!"

 - "Это ты круто придумал: использовать пуговицу вместо подшипника!"

 - "Всегда завидовала твоему произношению. Будь у меня такое - я бы уже на радио работала!"

Для хорошего конкретного комплимента самое важное - наблюдательность по отношению к другому человеку. Может пройти много дней, пока не родится очередной отличный конкретный комплимент.

Вариант. Участники на листочках пишут свои имена. Все пишут другу друг комплименты. Анонимно. А потом читают вслух или про себя. Для повышения самооценки, настроения, сплочения группы.

 

Упражнение 2. «Другими словами»

Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время: 20–25 мин.

Количество участников: любое

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов).

Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками.

Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Вариант: это упражнение можно провести в письменной форме. Фразы пишутся на листах бумаги. Третий и последующий участники команды не будут знать, какой был первоначальный вариант фразы.

Обсуждение:

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  • В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение 3. «12 барьеров общения»

Цель: развитие навыков коммуникации

Подготовка к упражнению

Известный американский психолог, автор бестселлера о воспитании «Тренинг эффективного родителя» доктор Томас Гордон (Thomas Gordon, Parents Effective Training) предостерегает от использования в коммуникации так называемых «барьеров общения». Он разделил их на 12 категорий. Если мы научимся контролировать себя, наша коммуникация приобретет гораздо большую эффективность, поскольку конфликтность снизится.

От чего же предостерегает нас Томас Гордон? От сообщения, в котором воспринимающая сторона может услышать/ почувствовать:

1. Приказ, указание, команду:

  • Повторите еще раз!
  • Говорите медленнее.
  • Не говорите со мной подобным образом!

2. Предупреждение, угрозу, обещание:

  • Еще раз повторится – и с вами все кончено.
  • Успокойтесь, и я вас охотно выслушаю.
  • Вы пожалеете, если сделаете это.

3. Поучение, указание на целесообразность:

  • Вам следует пойти первым.
  • Это неправильно.
  • Вам не следует так поступать.

4. Совет, рекомендацию или решение:

  • Почему бы вам не сказать так?
  • Я бы предложил вам обжаловать это!
  • Попробуйте поступить так.

5. Нравоучения, логическую аргументацию:

  • Посмотрите на это иначе.
  • Это поручено вам, значит, это ваша проблема.
  • В вашем возрасте я и такого не имел.

6. Осуждение, критику, несогласие, обвинение:

  • То, что вы сделали, глупо.
  • Теперь вы на верном пути.
  • Я больше не могу спорить с вами.
  • Я ведь предупреждал вас, что это случится.

7. Похвалу, согласие:

  • Я считаю, что вы правы.
  • Это было замечательно.
  • Мы гордимся вами.

8. Брань, необоснованные обобщения, унижение:

  • Ну хорошо, господин Всезнайка!
  • Все женщины одинаковы.

9. Интерпретацию, анализ, диагностику:

  • На самом деле вы в это не верите, не так ли?
  • Вы говорите это, только чтобы расстроить меня.
  • Теперь мне понятно, почему вы это сделали.

10. Сочувствие, утешение, поддержку:

  • В следующий раз вы будете чувствовать себя лучше.
  • Я тоже испытывал такое чувство.
  • Все делают ошибки.
  • Мы все поддерживаем вас.

11. Выяснение, допрос:

  • Кто вас надоумил?
  • Что же вы сделаете в следующий раз?

12. Желание уйти от проблемы, отвлечение внимания, шутку:

  • Почему бы вам не выбросить это из головы?
  • Давайте поговорим о чем-нибудь другом!

 

Ход упражнения

Предлагаем группе разбиться на пары. Каждая пара будет работать над одним из типов коммуникативных барьеров и подготовит миниатюры на одну - полторы минуты, в которых должен быть разыгран сюжет, включающий реплики из приводимого Гордоном списка.

Группа просматривает миниатюры, оценивает точность и эмоциональную выразительность реакций, следит за тем, действительно ли подобные высказывания «закрывают» общение. В чем мы видим проявление такого «закрытия»? (В интонации партнера, в том, что изменяется положение его тела по отношению к говорящему, он принимает «закрытые» позы…).

Завершение: обсуждение результатов упражнения.

 

Используемая литература.

  1. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004. - 128 с. (Действенный тренинг)
  2. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 688 с.
  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения: Екатеринбург, 1997
  4. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990 г.

Поделитесь информацией с друзьями

Поиск