Упражнение 1. «Завтрак с героем» (30 минут)
Цель: потренировать умение убеждать собеседника.
Необходимый материал. Бумага, карандаши.
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.
А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.
Рефлексия: (10 минут)
- Почему остался именно этот герой?
- Легко было уступать и почему вы уступали?
В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.
Упражнение 2. «Восточный базар»
Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.
Время: 15–20 мин.
Количество участников: любое.
Инструкция:
«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).
Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».
Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.
«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».
Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.
Обсуждение:
вопрос к победителям: – Что вам позволило так быстро справиться с заданием?
Вопрос ко всем участникам: – Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)
— Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?
Упражнение 3. «Без маски»
Цель: развитие навыков коммуникации, доверительного общения.
В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.
Варианты содержания карточек:
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
- Особенно мне не нравится, когда…
- Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…
- Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…
- Однажды меня очень напугало то, что…
- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…
- У меня немало недостатков, например…
- Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…
- В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…
- Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…
- Мне случалось проявить трусость. Однажды помню…
- Особенно меня раздражает то, что…
- Дайте мне стакан чаю…
Используемая литература.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004. - 128 с. (Действенный тренинг)
- Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. - 688 с.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения: Екатеринбург, 1997
- Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). – М., 1990 г.
Поделитесь информацией с друзьями